В Индустриальной зоне работает компания с полным циклом производства – от приема вещей на утилизацию до выпуска готовых изделий.
Актюбинское предприятие — единственное в РК, которое принимает отработанные автопокрышки бесплатно.
Бизнес-план.
Прежде чем прийти в этот бизнес, его учредители много изучали его, в том числе провели мониторинг оборудования и лишь потом определились с поставщиками. Для этого им пришлось много ездить и провести множество переговоров. Затем встал вопрос с финансированием.
— Откровенно говоря, к только зарождающемуся направлению бизнеса в Казахстане относятся немного предвзято, — признается генеральный директор ТОО «TALAN Technology» Василий Лагизов. – Благо навстречу нам пошел Народный банк. Но любые кредиты требуют залогов, которых при большом вложении не хватало. И тогда мы обратились в фонд развития предпринимательства «Даму».
В результате фонд взял на себя 50 процентов гарантирования части нашего кредита перед банком. Помимо этого, компания-производитель получила кредит под 6 процентов по программе «Даму-Өндіріс» из Национального фонда.
— В плане поддержки соседям нужно поучиться у «Даму». Россияне, с кем мы тесно сотрудничаем, просто не верят, что можно получить кредит под 6 процентов. Одно «но» – много времени уходит на согласование, — говорит Василий Лагизов.
Всего в производство инвестировано 340 миллионов тенге, из них 220 миллионов тенге — заемные средства. И этих вложений недостаточно. К примеру, для выравнивания рельефа местности завезены земля и щебень на 35 миллионов тенге.
— Само строительство объекта начали в сентябре, но первая ямка для забора была пробурена 26 февраля прошлого года. Ровно через год мы вышли на 85 процентов производства от своей общей мощности. Еще в декабре запустили линию по утилизации, — перечисляет первые шаги предприятия его гендиректор.
Качество на первый план.
Компания приобрела полуавтоматическую линию по изготовлению резиновых плит размером 50 на 50 сантиметров и толщиной от 2 до 5 сантиметров. Толщина зависит от сферы использования покрытия. Четырехсантиметровая плита, к примеру, обладает амортизирующим свойством и предохраняет ребенка от серьезных травм при падении. Двухсантиметровые – предназначены для тротуаров, пешеходных зон и подъездов.
Производители уверяют, что размеры являются эталонными и не меняются от партии к партии. Друг от друга не отличается и качество любой партии. Формула смешивания веществ также запротоколирована.
По словам Василия Лагизова, клиент требует качества и гарантий, поэтому технология соблюдается на каждом этапе. Резиновая крошка после резки в ходе утилизации выпускается с правильными гранями.
Но самым дорогим компонентом в изготовлении резиновых покрытий является клей, который составляет 50 процентов себестоимости продукции. Его актюбинцы покупают у немецкого завода под Москвой.
— В покрытии количество связующего вещества составляет 6 процентов. Его достаточно, чтобы плита держалась как минимум 10 лет. Несмотря на то, что любой клей дает испарение, его меньше в составе. 6 процентов на общую массу – хороший показатель на рынке, — поясняют еще одно свойство покрытия. – Поэтому изделие можно применять в коровниках, конюшнях и птицефабриках.
Аграрии страны готовы приобретать продукцию «TALAN Technology», потому сейчас компания намерена получить отечественный сертификат СТ KZ. Руководители надеются, что серьезных препятствий на пути к этому не будет. Пока предприятие работает по российским сертификатам.
Убедившись в качестве продукции ТОО, клиенты намерены и впредь обращаться к нему. Но основная масса потребителей, имевших дело с плитами «гаражного прессования», не хочет связываться с их резиновым покрытием.
— У людей складывается негатив, и перестроить их мышление очень сложно, — поясняет производитель. Он показывает фотографии площадок Актобе, где резиновое покрытие пришло в негодность. В основном хорошие долговечные покрытия привозились из России либо из Турции, но с учетом валютного курса это стало нецелесообразным. В Казахстане данный бизнес только зарождается.
В «TALAN Technology» утверждают, что их плиты рассчитаны на 20 циклов весна-лето, то есть на 10 лет. Основное их преимущество в том, что они не боятся воды и льда и выдерживают температурный режим от -40 до +65 градусов. Также хорошо зарекомендовали они себя и в плане травмобезопасности.
— Первую партию покрытия постелили у себя. Как-никак, она могла быть с дефектом. По нему ездили грузовики, погрузчики, бетономешалки, но не смогли разрушить плитку. Но это все равно брак. Мы выбраковываем с каждой партии любое изделие, по которому есть малейшее сомнение, — заверил производитель.
Начали с экспорта.
Рынок сбыта первой продукции был известен сразу. Когда покупали линию в Тольятти, подписали гарантированный контракт по отправке продукции до 2018 года. Тем более вывоз покрытия и крошки обходится фирме дешевле.
Актюбинское оборудование, соответственно и изделие, ничем не отличается от российского аналога. Партнеры с десятилетним стажем оказывают маркетинговую поддержку. Они же помогли разработать корпоративную стилистику.
Как отмечает Василий Лагизов, это хорошая поддержка на первоначальном этапе. За это время им надо зарекомендовать себя на рынке и наработать клиентскую базу.
Со временем изделия начнут покупать и в Актобе. Например, уже есть договоренность с местными властями для укладки нескольких площадок.
— Занимаемся изготовлением покрытий для профессиональных стадионов и теннисных кортов. В России и Европе пошла тенденция, когда рулонные материалы из резины покрывают полимерами. В итоге получается замечательная мультиспортивная площадка для занятий несколькими видами спорта, — поясняет генеральный директор ТОО.
Для производства рулонов в Тольятти из Актобе отправляется резиновая крошка. Ее плотность настолько большая, что выдерживает давление 1 200 килограммов на квадратный сантиметр. Покрытие на ледовых аренах не режется коньками. Трудноразрушаемые материалы крупные предприятия заказывают для складских помещений взамен бетона.
— Квадратный метр покрытия будет стоить примерно 9 тысяч тенге. Несмотря на кажущуюся дороговизну, оно служит долго, — говорит Василий Лагизов.
Экомиссия.
Основная статья дохода предприятия — изготовление резиновых покрытий. Потому непроизвольно занялись решением и экологических проблем. Исходя из этого, продукция будет презентована и на
«ЭКСПО-2017».
— Местные власти пошли навстречу и выделили землю в Индустриальной зоне, в ответ мы решили утилизацию сделать бесплатной, — говорит генеральный директор. – Мы единственная в РК компания, которая принимает автопокрышки, не взимая за это плату. Шины рассматриваем исключительно как сырье для дальнейшего производства.
Все остальные предприятия на этом зарабатывают. Стоимость сбора за килограмм шины составляет от 20 до 50 тенге. К примеру, чтобы сдать одно колесо фуры, придется заплатить в среднем 800 тенге. У юрлиц TОО также принимает вышедшие из строя автопокрышки бесплатно, но для отчетности обязано предоставить им счет-фактуру. Нулевых счетов не бывает, поэтому прямо и пишут – 1 тенге.
— Выходит, решаем достаточно серьезную экологическую проблему региона за собственные деньги. В прошлом году, как обещали акиму области, собрали 1 300 тонн авторезины, которая валялась вдоль трассы и на стихийных свалках в окрестности города, — продолжает бизнесмен.
Предприниматели в восторге от того, что в Актобе, наконец-то, запустили мусоросортировочный комплекс. Компания бесплатно приобретает все поступающие покрышки на полигоне ТБО.
За экологическую миссию компания получила небольшую компенсацию от частного фонда.
— Уникальный случай, когда оператором утилизационного сбора со всех импортеров выступает частный фонд, в мировой практике – это госструктура. Совместно с куратором, Министерством энергетики, они же распределяют компенсации среди компаний-утилизитаров. Думаем, будем с ними сотрудничать и далее, — говорит Василий Лагизов.
Плюсы и минусы зоны.
Территорию для предприятия выделили, как мы сказали, в Индустриальной зоне. Но как отметили учредители, 2 гектара для них достаточны на данный период, но со временем им потребуется дополнительная площадь для хранения сырья.
— Сейчас резину начали возить крупные предприятия, и через два месяца вся территория будет завалена покрышками, — говорит Василий Лагизов.
Мощность предприятия позволяет утилизировать 5 тысяч тонн резины в год.
Отдельно стоит отметить, что сегодня в ИЗ в полную силу заработало только «TALAN Technology». Другие предприятия в ИЗ, презентованные еще в прошлом году, до сих пор возводят производственные помещения. Причина, по мнению предпринимателей, в бюрократической волоките, в согласовании документов. Процедура очень долгая.
— Несмотря на то, что здесь созданы все условия для производства, многие отговаривали нас идти в ИЗ. И действительно: подали заявку в октябре 2015 года, а разрешение получили только в сентябре 2016, — говорит генеральный директор ТОО. – На деле законодательно не урегулированы отношения СПК как субъекта. Концепцию законопроекта индустриальных и экономических зон только разрабатывают. Как примут закон, бизнесу станет лучше и легче.
Абат КАРАТАЕВ
фото автора