Министр энергетики РК Болат Акчулаков доложил о текущей ситуации на внутреннем рынке ГСМ, предложил принять незамедлительные меры по стабилизации положения.
По информации министра, после модернизации трех нефтеперерабатывающих заводов их производственная мощность увеличилась на три млн тонн и достигла почти 17 млн тонн/год.
— За последние пять лет мы увеличили производство бензина почти на 70 процентов, а дизельного топлива – на 30 процентов, — сообщил Болат Акчулаков.
Как отметил министр энергетики, в прошлом году, несмотря на рекордный объем выработки дизтоплива – 5,2 млн тонн, ощущалась его нехватка в некоторых регионах. Возникший дефицит в объеме порядка 350 тысяч тонн (без учета зимнего ДТ) пришлось перекрывать за счет дорогого импортного топлива. Между тем потребление основными отраслями экономики, такими как ГМК и железная дорога, оставалось на прежнем уровне.
Основными факторами постоянно растущих объемов потребления являются: транзитный автотранспорт, а также серый экспорт в соседние страны. Так, по самым скромным подсчетам, в прошлом году на долю транзитного транспорта пришлось около 150 тысяч тонн дизтоплива. Еще порядка 200 тысяч тонн было вывезено серым экспортом.
Глава Минэнерго резюмировал:
— Первое, с текущими ценами, сколько бы мы не увеличивали производство ГСМ, его всегда будет не хватать. Второе, с такой разницей в ценах, переток в соседние страны как был, так и будет продолжаться, объемы будут только увеличиваться. Никакие ограничительные меры не дадут должного эффекта.
Третье, сохранение диспаритета цен на ГСМ создает стимулы для работы теневого рынка и наносит ущерб национальным интересам Казахстана.
Четвертое, низкие цены на ГСМ не дают возможности привлекать инвестиции и развивать нефтегазовую отрасль, проводить геологоразведку и пополнять ресурсную базу.
В целях стабилизации внутреннего рынка ГСМ он предложил снизить ценовую разницу между Казахстаном и соседними странами, пойти на сложный, но в то же время нужный шаг – повысить предельные розничные цены. На бензин марки АИ-92 и АИ-93 со 182-187 до 205 тг за литр, цена на дизель составит 295 тг за литр. Сейчас в зависимости от региона цена варьируется от 230-260 тг.
— Если сейчас не сократить разницу в ценах, то в ближайшее время мы столкнемся с тотальным дефицитом топлива. Более того, это закроет пути для дальнейшего развития отрасли и угрожает энергетической безопасности страны, — резюмировал министр энергетики Болат Акчулаков.
Арман ЖУМАБАЙ