25 июля исполняется 30 лет со дня смерти выдающегося актера театра и кино, автора и исполнителя песен, лауреата Государственной премии СССР (1987, посмертно, за участие в телесериале «Место встречи изменить нельзя» и авторское исполнение песен) Владимира Высоцкого.
Вспомним вехи его поистине звездной жизни.
Детство
Владимир Высоцкий родился в Москве. Родители прожили вместе около пяти лет, потом развелись и вступили во вторые браки.
В годы молодости Высоцкого была в ходу блатная романтика — наследие сталинского ГУЛАГа. Ни одна дворовая компания не обходилась без гитары и душещипательных песен о Колыме, Воркуте, Мурке, а также без довоенных романсов Козина и Петра Лещенко. Так в жизни Высоцкого появилась гитара.
Будучи десятиклассником, Владимир Высоцкий посещал драматический кружок. Однако он не сразу определил, что хочет быть актером. После окончания школы он становится студентом Московского инженерно-строительного института, но, проучившись в нем полгода, бросает его. И поступает в школу-студию имени Немировича-Данченко при МХАТе.
На первом курсе он познакомился со студенткой Изой Жуковой, которая стала его первой женой. Третьекурсником Высоцкий дебютировал на киноэкране, сыграв маленькую роль в фильме «Сверстники».
Первые песни
Интерес к авторской песне у Высоцкого пробудился после знакомства с творчеством Булата Окуджавы, которого Владимир Семенович считал своим учителем. Свои первые песни Высоцкий начал писать в начале 60-х годов. Это были песни в стиле «дворовой романтики» и не воспринимались всерьез ни Высоцким, ни теми, кто был их первыми слушателями. Спустя несколько лет, в 1965-м, он напишет знаменитую «Подводную лодку», о которой Игорь Кохановский впоследствии скажет: «Подводная лодка” — это было уже всерьез. И я думаю, что именно эта песня заявила о том, что пора его творческой юности кончилась».
Театр
После окончания в 1960 году учебы в школе-студии МХАТа Высоцкий некоторое время работал в театре имени А. Пушкина, затем в Театре миниатюр. Он играл в эпизодах, в массовке, радости от сцены не получал.
В 1964 году Владимир Высоцкий приходит в театр на Таганке, который, по выражению самого Высоцкого, стал для него «своим театром». «Ко мне в театр пришел наниматься молодой человек. Когда я спросил его, что он хочет прочитать, он ответил: «Я несколько своих песен написал, послушаете?» Я согласился послушать одну песню, то есть фактически наша встреча должна была продлиться не более пяти минут. Но я слушал, не отрываясь, полтора часа», — вспоминает Юрий Любимов. Так начался творческий путь Высоцкого в театре на Таганке. Гамлет, Галилей, Пугачев, Свидригайлов — целая палитра образов, созданных вместе с Юрием Любимовым.
Однако в театре не всегда все шло гладко. Почти отеческое отношение Юрия Любимова к Высоцкому и всегда прощавшиеся ему проступки вызывали зависть коллег-актеров, за исключением нескольких друзей Высоцкого — Золотухина, Демидовой, Филатова.
Дебют в кино. Второй брак
Параллельно с работой в театре была и работа в кино. Сниматься Владимир Высоцкий начал еще в студенческие годы. В 1961 году он сыграл уже замеченную публикой роль в известной молодежной картине «Карьера Димы Горина».
С супругой они рассорились, Иза уехала из Москвы, а Высоцкий на съемках очередного фильма познакомился с актрисой Людмилой Абрамовой, которая стала его второй женой. От второго брака у Высоцкого родились два сына — Аркадий (1962) и Никита (1964).
Тем временем сначала по Москве, а потом и по стране стали расходиться песни Высоцкого — блатные по преимуществу, которые он сочинял под псевдонимом Сергей Кулешов. Актер в те годы часто снимался в кино, но роли это небольшие, серые, а фильмы скучные и пустые. Высоцкий все чаще стал находить утешение в пьянстве. Эта пагубная привычка стала причиной разлада в семье и на работе.
В 1967 году на экраны выходит картина «Вертикаль», которая приносит Высоцкому настоящий успех, особенно его песням из фильма.
Марина Влади
Третья жена — Марина Влади (настоящие имя и фамилия — Марина-Катрин Владимировна Полякова-Байдарова) — вошла в его жизнь в 1967 году. Высоцкий влюбился в нее после просмотра кинофильма «Колдунья». Он смотрел фильм по нескольку раз в день, мечтал о встрече многие годы. И вот наконец она состоялась. Первое знакомство произошло в ресторане ВТО — Высоцкий пришел туда после спектакля. «Краешком глаза я замечаю, что к нам направляется невысокий, плохо одетый молодой человек. Я мельком смотрю на него, и только светло-серые глаза на миг привлекают мое внимание. Но возгласы в зале заставляют меня прервать рассказ, и я поворачиваюсь к нему. Он подходит, молча берет мою руку и долго не выпускает, потом целует ее, садится напротив и уже больше не сводит с меня глаз. Его молчание не стесняет меня, мы смотрим друг на друга, как будто всегда были знакомы». Через несколько лет они поженились. Марина Влади была с ним рядом двенадцать лет. И все эти годы она пыталась замедлить бешеный ритм жизни Высоцкого.
Кино и музыка
В конце 60-х годов Владимир Высоцкий много снимался в кино. Среди его работ такие фильмы, как «Короткие встречи», «Интервенция», «Служили два товарища», «Хозяин тайги», «Опасные гастроли».
У всех фильмов с участием Высоцкого была трудная судьба. Мелодрама «Короткие встречи», собрав 4,4 миллиона зрителей, была остановлена в прокате. Еще хуже обстояло дело с эксцентрической трагикомедией режиссера Геннадия Полоки «Интервенция», которая вообще была запрещена к прокату.
К тому времени многие в СССР стали обзаводиться магнитофонами. Буквально в каждом доме стали появляться неофициальные записи песен Высоцкого. Он постепенно становится настоящим кумиром. Это неподцензурное творчество очень раздражало советскую власть. Высоцкого все чаще не утверждали на роли в кино, его песни не допускались на радио и грампластинки.
70-е годы
В 70-е годы Высоцкий мало снимался в кино. Среди же ролей тех лет можно лишь отметить фон Корена в трагической мелодраме «Плохой хороший человек» и Ганнибала в музыкальной комедии «Сказ про то, как царь Петр арапа женил».
В театре на Таганке в те годы Высоцкому то дают главные роли, то выгоняют с работы за пьянство. Несколько раз Высоцкий был близок к смерти — он попадает в реанимацию из-за больного сердца, напряженной нервной деятельности, злоупотребления алкоголем.
Не выразив себя в полной мере в качестве киноактера, он становится настоящим кумиром, исполняя свои песни. В последние годы жизни доминирующей темой творчества Владимира Высоцкого в его песнях становится исповедь. Он все чаще обращался не только к своим современникам, но и к потомкам.
Глеб Жеглов
В 1979 году Владимир Высоцкий сыграл свою самую значительную роль в кино — Глеба Жеглова в сериале «Место встречи изменить нельзя». Как признавался сам актер, это была его самая любимая роль.
В этом фильме Высоцкий не исполнял своих песен, хотя первоначально очень хотел. Против этого был Говорухин, он считал, что тогда образ певца Высоцкого заслонит образ капитана Жеглова. В итоге персонаж получился очень реалистичным. Многие телезрители были убеждены, что Глеб Жеглов – не выдуманный персонаж. После показа фильма еще долго шли письма по адресу: «МВД, капитану Жеглову».
Трагедия
Жизнь Владимира Высоцкого неожиданно оборвалась 25 июля 1980 года. Высоцкого хоронила, казалось, вся Москва, хотя официального сообщения о смерти не было — в это время проходила московская Олимпиада. Только над окошком театральной кассы было вывешено скромное объявление: «Умер актер Владимир Высоцкий». Ни один человек не сдал обратно билет — каждый хранит его у себя как реликвию. Похороны стали скорбным протестом десятков тысяч людей против безвременья «застоя», выразителем и обличителем которого был Владимир Высоцкий.
Песня о друге
Если друг
оказался вдруг
И не друг, и не враг,
а так…
Если сразу не разберешь,
Плох он или хорош,
Парня в горы тяни —
рискни!
Не бросай одного
его:
Пусть он в связке в одной
с тобой –
Там поймешь, кто такой.
Если парень в горах —
не ах,
Если сразу раскис —
и вниз,
Шаг ступил на ледник —
и сник.
Оступился — и в крик,
Значит, рядом с тобой —
чужой,
Ты его не брани —
гони:
Вверх таких не берут
и тут,
Про таких не поют.
Если ж он не скулил,
не ныл,
Пусть он хмур был и зол,
но шел,
А когда ты упал
со скал,
Он стонал,
но держал;
Если шел он с тобой,
как в бой,
На вершине стоял хмельной,
Значит, как на себя самого,
Положись на него!
Подводная лодка
Сыт я по горло, до подбородка –
Даже от песен стал уставать,
Лечь бы на дно, как подводная лодка,
Чтоб не могли запеленговать!
Друг подавал мне водку в стакане,
Друг говорил, что это пройдет,
Друг познакомил с Веркой по пьяне —
Верка поможет, а водка спасет.
Не помогли ни Верка, ни водка:
С водки — похмелье, а с Верки —
что взять!
Лечь бы на дно, как подводная
лодка,
И позывных не передавать!..
Сыт я по горло, сыт я по глотку —
Ох, надоело петь и играть,
Лечь бы на дно, как подводная
лодка,
Чтоб не могли запеленговать!