Ринат ХАЙРУЛЛАЕВ, заместитель директора Актюбинского высшего политехнического колледжа:
— Как прозвучало в Послании Президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева, в нашей стране «должны широко применяться искусственный интеллект и развиваться цифровые технологии». В последние годы можно наблюдать активное внедрение в образование искусственного интеллекта, виртуальной и дополненной реальности, интернета вещей. Эти инновации не только делают процесс обучения интереснее, они открывают перед педагогами и учащимися новые возможности.
Например, технология VR способствует погружению студента в учебный процесс, упрощает понимание сложных тем и помогает отрабатывать практически навыки. Такой подход делает обучение доступным, увлекательным. Раньше VR-шлемы использовали разве что для развлечения, сейчас мы применяем их для проведения безопасных экспериментов.
Допустим, на уроке с их помощью можно провести химические опыты. В таком случае руки учащихся будут контактировать лишь с пультами, исключается опасность повредить себя.
Преподаватели и студенты нашего колледжа учатся создавать презентации с помощью искусственного интеллекта. Создают коды с использованием ИИ и в дальнейшем ищут в них ошибки. Искусственный интеллект и развивающие приложения на его основе повышают эффективность учебных программ. Мы используем в учебном процессе приложение brainly.com, языковую платформу Duolingo, системы и платформы Knewton, Squirrel AI, Carnegie Learning, Brainly. Все они помогают учащимся освоить материал быстрее.
Для развития логического мышления и профилактики от мошенничества я написал компьютерную игру «Киберсекьюрити» для студентов. Запускаю Telegram-бот на своем ноутбуке, учащиеся при помощи телефонов заходят в него и получают поэтапные задания. Кто-то решает логические задачи за полчаса, а другой не может найти правильный вариант все полтора.
Благодаря игре дети быстрее понимают, как предупредить мошенничество, какие сведения о себе можно публиковать в социальных сетях, а какие будут на руку преступникам. Лучше не просто читать лекции, а делать уроки необычными.
Сейчас идет процесс совмещения VR-технологий и искусственного интеллекта. Например, те, кто учится по специальности «машиностроение», работают на компьютеризированных токарных станках. Сначала преподаватель с учащимися прописывает G-код, который показывает, как станок должен выточить трехмерную деталь. Дальше оборудование все делает само.
У нас, допустим, нет бурового станка в колледже, поэтому мы используем виртуальную реальность. Учащиеся отрабатывают практические навыки, которые понадобятся им после окончания колледжа.
Следующее новшество — система электронных заявок ITD. Она действует в колледже второй год. Раньше преподавателю нужно было приходить в отдел информационных технологий и сообщать, что у них сломался компьютер или отключился интернет, нужно заправить принтер. Теперь учителя заходят в систему под своим логином и паролем, подают электронную заявку.
Программист приступает к решению проблемы. Команда из пяти программистов оперативно обслуживает весь колледж. За год мы отработали таким образом уже более 300 заявок. В этом году планируем расширить систему электронных заявок, включив в нее отдел кадров, учебную и хозяйственную части колледжа.
Как сказал в своем Послании Касым-Жомарт Токаев, «в 2025 году предстоит внедрять мировые стандарты кибербезопасности, повышать компетенции наших специалистов». В прошлом году на наш сервер произошло порядка 100 атак. Для их предупреждения мы пользуемся платформами и системами мониторинга Wazuh, SNORT, PFBLOCKERNG. Они помогают блокировать атаки и нежелательный контент.
Из уст Касым-Жомарта Токаева прозвучало, что «реформа профессионального образования становится абсолютно важной с точки зрения обеспечения роста экономики и ее инвестиционной привлекательности». 2025 год Глава государства объявил Годом рабочих профессий. Внимание Президента к сфере нашей деятельности радует и дает новые перспективы. Мы надеемся на улучшение материальной базы колледжа, строительство новых учебных площадей.