Она стала единственным из более чем 20 самых достойных кандидатов от нашей области представителем в высшем законодательном органе. Была одной из тех, кто стоял у истоков становления нового, независимого государства и участвовал в создании его Конституции.
Законотворческая работа
Напомним, Конституция суверенного Казахстана была вынесена на всеобщее народное обсуждение в 1992 году, еще полгода проект рассматривала комиссия, и только потом статьи Основного закона были представлены на обсуждение депутатов Верховного Совета
Казахской ССР.
В их числе была и представитель нашего региона Галина Искакова. По профессии экономист, она много лет проработала в торговле, возглавляла районную структуру потребкооперации (закуп и переработка сельхозпродукции). Вот, как она вспоминает о том судьбоносном для всей страны времени:
– Выборы в депутаты Верховного Совета Казахской ССР проходили в период перестройки и в корне отличались от предыдущих традиционных. Они были на альтернативной основе: на одно место претендовали десятки человек. 6 марта 1990 года я была избрана тайным голосованием от общественной республиканской организации «Потребкооперация» депутатом в Верховный Совет Казахской ССР 12-го созыва.
Нас было 360 человек, из них 24 женщины. Депутатский корпус состоял в основном из оптимистично настроенных компетентных людей. Моими коллегами были известные в стране люди – Серикболсын Абдильдин, Абиш Кекильбаев, Мухтар Шаханов, Марат Оспанов и другие ученые и государственные деятели. Депутаты были разных возрастов – от 30 до 70 лет.
Верховный Совет Казахской ССР 12-го созыва начал свою работу 24 апреля 1990 года и сразу же приступил к законотворческой деятельности. За время нашей работы было принято около 300 законов и других актов.
Что было сделано? Мы утвердили пост Президента и сразу же выбрали Нурсултана Абишевича Назарбаева, приняли Декларацию о государственном суверенитете, закон о независимости Республики Казахстан, утвердили государственные символы – Герб, Флаг, Гимн, создали налоговую и таможенные службы, силовые структуры МВД, КНБ, Министерство обороны, Национальный банк и ввели собственную валюту. То есть были созданы все условия для принятия новой Конституции Республики Казахстан взамен устаревшей, советской.
Главный документ страны
Проект Конституции разработали ученые-правоведы, ведущие юристы Казахстана. Вначале проект около года обсуждался всем народом, затем несколько месяцев – конституционной комиссией, и только потом мы, депутаты, приступили к постатейному обсуждению и прениям.
Регламент был не ограничен, желающие высказывались и предлагали свои варианты, а наши коллеги – юристы – терпеливо разъясняли значение тех или иных тезисов. И наконец 28 января 1993 года принята была первая Конституция суверенного, независимого Казахстана.
Помню, когда проголосовали за заключительную статью, Серикболсын Абдильдаевич прокричал с трибуны: «Конституция принята!». Все встали со своих мест и бурно и долго аплодировали.
Надо признать, не все было гладко во время обсуждения ее статей. Уже избранный Президент Нурсултан Назарбаев пытался расширить свои полномочия, но депутаты отклоняли его предложения, не соглашались с его поправками.
Почему он настаивал на расширении своих полномочий? Дело в том, что Конституция 1993 года давала Парламенту право активно противодействовать политике Главы государства контролировать бюджет, регламентировать приватизацию госсобственности, утверждать членов Правительства. А это его не всегда устраивало. В то время исполнительные органы считались с Парламентом, а министры отчитывались перед депутатами, ведь в нашем корпусе работали профессионалы – директора крупных предприятий разных отраслей, совхозов. Все они выполняли наказы избирателей своих округов, потому требовали от руководителей профильных ведомств конкретных дел. Но самое главное, первая Конституция предусматривала отчет Президента перед Парламентом, что отвечало демократическим принципам.
Легендарный 12-й созыв
Так назвал депутатов 12-го созыва Верховного совета известный еженедельник «Политика KZ». И это полностью соответствует действительности.
Как вспоминает Галина Искакова, в первой Конституции были задействованы принципы «системы сдержек и противовесов», по этому принципу были разграничены три ветви власти: законодательной, исполнительной и судебной.
– Наш созыв по праву можно считать легендарным хотя бы за то, что принятые нами законы опередили тогдашнюю степень политического развития общества и экономическую ситуацию в стране. А депутатов созыва отличала принципиальность, компетентность и верность обязательствам. Мы решали все вопросы самостоятельно, а широкие полномочия согласно Конституции того времени этому способствовали как нельзя лучше, – рассказывает наша собеседница. – Достаточно сказать, что мои коллеги трижды отклоняли пожелания Президента, дважды председателя Верховного Совета. Легендарным 12-й созыв сделал костяк Парламента – Марат Оспанов, Петр Своик, Виталий Воронов и многие другие.
Из 360 депутатов только 70 человек работали постоянно, остальные – только во время сессий Парламента. Одним словом, это был высококвалифицированный народный Парламент, который выражал интересы наших людей.
Верховный Совет 12-го созыва принимал декларацию о суверенитете, осуществлял переход республики в независимость. Именно этот Парламент добился закрытия ядерного полигона и введения выплат в виде социальных пособий для жителей Семипалатинского полигона, Арала, чернобыльцев и других наших сограждан, нуждающихся в поддержке государства.
Конституция 1993 года сыграла большую роль в становлении и развитии Казахстана как суверенного государства. Но. Все же надо иметь в виду, что она была принята в самом начале переходного периода и не могла учесть все аспекты рыночной экономики…
Радует, что действующая Конституция имеет высшую юридическую силу и в ней отмечено, что высшими ценностями государства являются человек, его жизнь, права и свобода. И соблюдать эти права должно в первую очередь государство.
Записал Санат РАШ