В мае цены на 17 из 19 видов социально значимых продтоваров области были ниже среднереспубликанских и только по двум позициям выше.
Молоко пастеризованное 2,5% жирности и кефир 2,5% жирности стоили немного дороже, чем по стране.
При этом стоимость шести видов — муки пшеничной первого сорта, крупы гречневой, рожек, масла сливочного несоленого, мяса кур и соли — была одной из самых минимальных по республике.
Данные департамента статистики были озвучены в ходе заседания штаба по стабилизации цен на потребительском рынке под председательством заместителя акима области Мавра Абдуллина. Участие в его работе приняли руководители департаментов и управлений, замакимы районов, ведущие товаропроизводители и представители администраций торговых сетей и рынков.
Мавр Абдуллин напомнил: основным показателем роста уровня цен на продукты питания, а также качеством проводимой работы местных исполнительных органов является индекс потребительских цен (ИПЦ). В нашей области ситуация с ценами стабильная. К примеру, в апреле ИПЦ области был на 0,1% ниже республики, в частности, по продуктам питания — 102,5%, по РК — 102,8%.
Руководитель управления предпринимательства Анар Даржанова проинформировала о ситуации с ценами на социально значимые товары и о реализации продукции местных производителей в торговых сетях «Анвар» и «Дина». Заместители акимов Алгинского и Айтекебийского районов Гульнар Ахметова и Бакытжан Мулькаев рассказали о мерах по сдерживанию необоснованного роста.
Одним из важных показателей экономического развития и стабильности региона является способность самостоятельного обеспечения продбезопасности. В этом направлении облуправлением предпринимательства ведется целенаправленная работа по поддержке и продвижению продукции местных товаропроизводителей, а также повышению их конкурентоспособности.
В этой связи руководитель облуправления озвучила ряд претензий к ритейлерам.
— К сожалению, «зеленый свет» не всегда включен для местных товаропроизводителей. В их ассортименте объем местной продукции небольшой и представлен далеко не лучшим образом. Между тем наши товары можно и надо популяризировать посредством промоакций и дегустаций, следует возродить акцию «Сделано в Актобе», — убеждена Анар Даржанова. — Потребитель имеет право знать, что наша продукция лучше, вкуснее и полезнее.
Пока же, по словам руководителя облдепартамента Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Гульнур Масиной, потребитель исходит из своих возможностей и выбирает более дешевые продукты. Может, поэтому «Агрофирма «Тау» (Хромтауский молочный завод) и многие другие реализуют свою продукцию за пределами области.
К сожалению, в цепочке производитель — прилавок — потребитель до сих пор много проблемных мест. Как выяснилось, ряд из них связан с некорректной политикой ритейлеров, чьи торговые надбавки составляют от 30 до 40 процентов. В частности, это относится к торговой сети «Дина». Об этом говорили директор ТОО «Тандем W» Таттыгуль Талаева, коммерческий директор ТОО «Ново-Альджанский мелькомбинат» Бекнур Биисов и директор ИП «Жазык Групп» Азамат Ержанов.
Итоги заседания подвел модератор заседания.
— Нужен четкий анализ, мониторинг цен и видение общей ситуации на местах и в Актобе, только так мы сможем стабилизировать цены. Оживите работу в рамках меморандумов о непревышении торговой надбавки не более десяти процентов, — поручил Мавр Абдуллин руководителям соответствующих органов. К представителям торговых сетей и рынков обратился отдельно. — Убедительно прошу не играть с ценами. Сиюминутная выгода чревата проблемами. Нужно поддерживать местного товаропроизводителя во всем. Не забывайте: вы работаете благодаря им и потребителям.
Ляззат ЕГИБАЕВА
Фото из архива «АВ»