В целях создания условий, обеспечивающих рост благосостояния населения на основе развития и эффективного использования социально-экономического потенциала каждого региона и отрасли, Указом Президента Республики Казахстан утверждена Прогнозная схема территориально-пространственного развития страны до 2020 года. Она позволит в перспективе выйти на новый, не зависящий от изменений мировой экономической конъюнктуры уровень развития страны.
Для достижения этой цели в предстоящее десятилетие государственная региональная политика будет направлена на формирование рациональной системы территориально-пространственной организации страны, ориентированной на территориальную концентрацию людей и капитала в перспективных районах и приоритетных точках роста, интенсивное развитие предпринимательской активности, обеспечение продуктивной трудовой занятости и благоприятной среды жизни населения.
В Прогнозной схеме отражены:
— вопросы перспективной территориальной организации страны и системы расселения с отражением полюсов роста;
— вопросы оптимального использования экономических ресурсов;
— вопросы инфраструктурного обеспечения территорий;
— вопросы институционального обеспечения территориального развития, совершенствования системы планирования территориального развития, административно-территориального устройства государства.
В Прогнозной схеме рассмотрен управляемый сценарий развития страны, который предусматривает проведение активной региональной политики.
Основные ключевые направления территориально-пространственного развития Республики Казахстан до 2020 года в рамках управляемого сценария:
Первое. Эффективное развитие регионов на основе активизации их экономического потенциала.
Прогнозная схема направлена на комплексное и системное решение задач территориального характера на перспективу с учетом имеющегося потенциала регионов. В этой связи был проведен детальный ретроспективный анализ экономики регионов с целью выявления потенциала восстановления ранее выведенных из хозяйственного оборота активов; определения неиспользованных возможностей и резервов (новые активы) для создания новых рабочих мест и организации новых производств.
На основе проведенного анализа были разработаны основные стратегические положения развития регионов до 2020 года.
Второе. Снятие инфраструктурных ограничений в развитии регионов.
Развитие регионов сильно ограничивает слабая обеспеченность инженерно-транспортной инфраструктурой, а также высокий износ имеющейся инженерной инфраструктуры (электро-, тепло-, водоснабжение и т.д.). Поэтому в Прогнозной схеме предложены меры по снятию инфраструктурных ограничений для различных регионов страны, в том числе как за счет нового строительства, так и реконструкции и модернизации имеющейся производственной инфраструктуры.
Третье. Регулируемое развитие агломераций.
В формировании рациональной территориальной организации страны все более важную роль играют агломерационные процессы. Как показал мировой опыт, ни одна страна не достигла высокого уровня доходов без преуспевающих крупных городов. Индустриально-инновационное развитие, намеченное государственной программой форсированного индустриально-инновационного развития, может быть обеспечено за счет активизации развития городов.
Крупнейшими агломерационными центрами в Казахстане являются Алматы и Астана. Быстрорастущая агломерация формируется на юге вокруг города Шымкента. На западе республике перспективной является агломерация с центром в городе Актобе.
Четвертое. Повышение мобильности населения и управление внутренней миграцией.
За последние годы в стране увеличились объемы внутренней миграции. На сегодняшний день численность внутренних мигрантов стабилизировалась. Но тем не менее в большинстве регионов наблюдается отрицательное сальдо внутренней миграции.
Исходя из проведенного анализа тенденций и потоков внутренней миграции, в Прогнозной схеме определены основные меры по регулированию внутренней миграции с учетом общегосударственных интересов и приоритетов.
Пятое. Совершенствование межбюджетных отношений и внедрение единых стандартов оказания базовых социальных услуг.
C повышением мобильности населения, изменением его возрастной структуры, размеров домохозяйств, традиционного образа жизни изменяются и потребность в гарантированных государством социальных услугах, а также экономическая эффективность различных форм их оказания.
Планирование социальной политики в таких условиях требует использования подробных данных о составе населения, его доходной обеспеченности, половозрастном составе и так далее, причем эти данные должны быть представлены в подробной территориальной (картографической) привязке, поскольку выбор оптимальной формы предоставления тех или иных услуг зависит в том числе и от дистанционной доступности поставщиков услуг для населения или потребителей услуг.
Для повышения эффективности реализации законодательно закрепленных гарантий населению разрабатывается новый механизм межбюджетных отношений. Он сочетает в себе стимулирование экономического роста территорий и обеспечение достаточного уровня финансирования гарантированного набора бюджетных услуг установленного качества населению страны.
В целях реализации данной прогнозной схемы проведена инвентаризация всех населенных пунктов на предмет перспективности их развития. В соответствии с Прогнозной схемой в нынешнем году в пилотном режиме реализуется программа «Развитие регионов», которая должна обеспечить финансовую поддержку регионов для рациональной пространственной организации экономического потенциала и расселения населения.
Нурлыбек МУКАНОВ,
заместитель начальника облуправления экономики
и бюджетного
планирования