Его жизнь во многом похожа на жизнь каждого из нас, если не знать, что большую ее часть он прожил на льду, который, кроме падений, тяжелого труда и боли, подарил ему восхитительное чувство полета и великое счастье быть первым среди лучших. Речь идет о фигуристе, мастере спорта СССР Александре Солодовщикове.
«Саня, кань, кань»
Саша Солодовщиков родился в латвийском городе Лиепая в 1955 году в семье фронтовиков. Отец, полковник авиации, в войну служил техником в авиационном полку, а мама на фронте была связисткой.
После выхода в отставку, когда Саше исполнилось два года, отец решил перебраться с семьей в более теплые края, и они переехали в Алма-Ату.
Обосновались в небольшом частном домике с красивым фруктовым садом в районе «Казахфильма». Еще не научившись толком произносить слова, трехлетний Саша, впервые увидевший по телевизору фигурное катание, с интересом наблюдал, как под красивую музыку легко скользят на льду ярко одетые мужчины и женщины.
— Саня, кань, кань, — лепетал ребенок, показывая пальцем на черно-белый экран телевизора, имея в виду коньки, и мама уже тогда поняла, куда поведет своего единственного ребенка.
Ему едва исполнилось пять лет, как мама, Раиса Сергеевна, привела его на ледовый каток стадиона «Спартак» в городском парке Горького. Первым и, как оказалось, единственным его тренером стал Адольф Яковлевич Кереев, который до сих пор, несмотря на преклонный возраст, ведет тренерскую работу в Калининграде.
— Первым моим осознанным воспоминанием является то, как мама поставила меня на лед, — признается Александр Иванович. — Я ведь другой жизни и не знал, и считаю, что мне повезло, как никому другому. Это же настоящее счастье — чувствовать ногами холодное поле и холодный ветер, приносящий победу.
Жизнь по минутам
Не прошло и полгода, как маленький Саша уже уверенно держался на льду и даже успел побывать на первых своих сборах в Ленинграде. Это было в 1961 году. Саша запомнил первую поездку на всю жизнь.
— Ледовая площадка была не такая стандартная, как в Алма-Ате — 30 на 60 метров, — вспоминает он. – Просто крытая большая ледовая площадка. Мы сразу начали тренироваться, но, конечно же, и гуляли по городу, глазели на фонтаны в Петергофе, ели мороженое.
Он поехал без сопровождения мамы. С ними был только тренер, который и заменил им всем родителей. Так его приучали к самостоятельности. С самого детства вошедший в жизнь спорт дисциплинировал его.
В 6 лет на своих первых городских соревнованиях он занял первое место, а на следующий год пошел в школу, и с этого дня его жизнь была расписана буквально по минутам. Школа, тренировка, домашнее задание. Успеваемость в школе должна была быть на высоте, иначе могли отстранить от тренировок, что для Саши было бы самым тяжелым наказанием. Но он успевал везде. Уроки давались с легкостью, а тренировки для него были в радость. А еще Саша любил летом забираться на яблоневое дерево в саду и, качаясь на суку, есть сорванные только что фрукты.
В 8 классе по решению семейного совета перевелся в спортивный интернат, чтобы больше времени посвящать своему любимому занятию. Он уже готовил вместе с тренером и хореографом серьезную программу. Родители смогли каким-то немыслимым способом достать ему настоящие английские коньки с лезвиями «Джон Вильсон», на которых катались профессиональные фигуристы, и он радовался этому как самому большому в жизни подарку.
В то время, как рассказал Александр Иванович, на соревнованиях существовало троеборье. Школа, или техника выполнения элементов с обязательными фигурами, когда спортсмен должен был, катаясь по кругу, нарисовать лезвиями коньков определенный узор на льду: восьмерку, знак параграфа и другие. Это требовало мастерства, точности, балансировки. Надо было в совершенстве владеть не только телом, но и, как выразился Александр Иванович, слиться с коньками в одно целое так, чтобы чувствовать лед голой подошвой ног. И этим мастерством он владел достаточно профессионально уже в восемь лет. Затем шли короткая и произвольная программы, где фигурист мог показать не только техническое мастерство, но и художественный образ, плавность, точность и красоту движений. Если все это удавалось объединить в одну гармоничную композицию, тогда получался красивый номер, и даже произведение искусства.
Короткая программа состояла из набора определенных элементов, которые фигурист должен был как можно чище выполнить, укладываясь в отведенные две минуты. При этом надо было показать не просто количество исполненных прыжков, вращений, но и преподнести целостный музыкальный танец. Произвольная программа длилась чуть дольше, и за это время фигурист должен был уже проявить не только мастерство, но и творчество. Создавалась танцевальная композиция, в которой за 5 минут спортсмен должен был представить целый танцевальный сюжет.
«Апломб» и «Препарасьон»
В его жизни все главные и судьбоносные события случались один раз и на всю жизнь. Он влюбился в лед с первого раза, впервые увидев фигуристов на экране телевизора. Так случилось и с его первой и единственной любовью.
Они познакомились, когда ему исполнилось 11 лет, а ей было 10, и с тех пор не расставались. Это была судьба. Хореограф, которая ставила Саше пластику движений, необходимых в фигурном катании, заболела, и он стал заниматься в другой студии вместе с детским танцевальным ансамблем у другого хореографа. На первом же занятии увидел и познакомился со своей будущей супругой. Рита, по просьбе руководителя студии, стала его партнером и учителем в танцах, и они теперь вместе стояли у балетного станка, часами отрабатывая элементы хореографии: «осанка», «баллон», «форс», «апломб», «элевация», «препарасьон». Так в фигурном катании совмещалось умение филигранно выполнять все элементы на коньках, при этом точно и с мастерством владеть секретами танца. Если фигурист обладал этими приемами в совершенстве, тогда зрители могли любоваться на льду самыми восхитительными композициями. Саша влюбился в эту худенькую девочку со строгим взглядом учительницы с первого взгляда. И это чувство было так же крепко, как и его любовь к фигурному катанию. Их прочно связала вместе великая любовь друг к другу и к делу, которому оба отдавались всем сердцем.
Позднее, специально для того чтобы тренировать Сашу, из Москвы приехал один из известных хореографов страны, и занятия переместились на сцену театра оперы и балета им. Абая. И Саша научился владеть своим телом на льду в совершенстве. В 14 лет был включен в состав сборной юниорской команды профсоюзов СССР, руководителем которой был именитый тренер Александр Хитров. Александр Солодовщиков входил в десятку сильнейших фигуристов страны и брал призовые места в соревнованиях за кубок СССР. В Казахстане долгие годы ему не было равных среди фигуристов: он 11 раз становился чемпионом республики.
Был кандидатом в сборную СССР. Его соперниками были великие фигуристы того времени — Сергей Четверухин, Сергей Волков, Владимир Ковалев, Юрий Бобрин, Юрий Овчинников, с которыми он проходил отбор на чемпионаты Европы и мира!
Под крышей дома своего
Предложения перебраться в Москву под надежное крыло знаменитых тренеров, которые могли вывести Солодовщикова на мировой лед, поступали неоднократно. Но Саша до последнего остался верен своему первому и единственному тренеру и не жалеет об этом. В 1976 году с группой спортсменов побывал на торжественном открытии Дворца спорта с ледовым катком в Актюбинске, а через два года ему предложили здесь работу тренера. Он не раздумывал долго. Собрал чемоданы и с молодой женой и маленьким сыном приехал в наш город. С головой окунулся в воспитательскую работу. Его учениками стали дети 6-10 лет. В городской ДЮСШ-7, где работали супруги Солодовщиковы, занималось более 300 детей. Внимание к зимним видам спорта, а в особенности фигурному катанию, в то время оказывалось большое. В 1990-х годах супругам на время пришлось расстаться с тренерской работой. Александр Иванович и Рита Ивановна некоторое время работали учителями физкультуры в школе № 17. В 2005 году один из учеников тренера Солодовщикова, узнав, что его наставник остался без любимой работы, настоял на том, чтобы он приехал в подмосковный город Клин, где тот работал тренером. Но Саша, выросший в Казахстане, не мыслил себя где-то еще, кроме как на родине. Попробовав себя, как он говорит, на чужом поле, вернулся в родной Актобе и попытался возродить здесь фигурное катание. Но из этого по разным обстоятельствам ничего не получилось. А затем супругам пришло приглашение на тренерскую работу в Уральск, где он сейчас с успехом занимается своим любимым делом — тренерской работой. И, как всегда, ему в этом помогает самый преданный ему человек — супруга Рита Ивановна.
Они вместе 40 лет и все эти годы «поднимают» фигурное катание страны. Им удалось многое, десятки воспитанников Александра Ивановича и Риты Ивановны сейчас занимаются тренерской работой в самых разных уголках бывшего Советского Союза и странах дальнего зарубежья. Они ни с кем из них не теряют связи.
Его «дети», как выражается тренер Александр Иванович, помнят, чью школу они прошли, и до сих пор хранят в своем сердце любовь к своему тренеру и наставнику.
— Александр Иванович, в Актобе строится Ледовый дворец. Наверняка понадобятся опытные тренеры. Могли бы вернуться в город, где прошла большая часть вашей жизни? — задаю я последний вопрос.
— Это было бы интересно и очень заманчиво, — ответил мой собеседник. Потом он задумался и со вздохом произнес: «Но кто же меня отпустит из Уральска и смогу ли я бросить 120 своих учеников…»
Санат РАШ