Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Призвание быть учителем

Мотивация
Со знаменитым учителем математики мы встретились в рамках его визита в Актобе как бренд-амбассадора Глобальной премии «Учитель мира» в Республике Казахстан. Несколько месяцев назад он был награжден почетным званием «Учитель Казахстана» и на сегодня является номинантом на премию «Учитель мира».
Свой педагогический путь Гул Муаммер начал с Актобе, переехав к нам в далеком 1994 году из Турции. Устроился работать в Казахско-турецкий лицей учителем математики (ныне КТЛ переименован в лицей-интернат для одаренных детей «Білім-Инновация» – прим. автора) и начал активно готовить подопечных к международным олимпиадам. Спустя 14 лет он переводится работать в столицу, но также продолжает готовить чемпионов по математике.
– Что такое олимпиада? Это мотивация. Что же нужно для мотивации? Любить то, что ты делаешь. Ребенок только в том случае будет готовиться в полную силу, если это ему нравится. И учитель должен быть вовлечен в процесс подготовки к олимпиаде так, будто он сам будет принимать в ней участие. Отношения между учителем и учеником очень важны. Если ученик любит и уважает наставника, он будет думать: «Я напишу плохо, мой учитель огорчится». Это дополнительная мотивация. Любовь к предмету и мотивация обязательно дадут хороший результат, – делится секретами опытный педагог.
Что такое мотивация, ученики Гул Муаммера знают не понаслышке. Учитель математики рассказал нам забавный, но в то же время поучительный случай из жизни. Основное время подготовки к олимпиадам — это каникулы. Частенько дети оставались в общежитии лицея на все время отдыха. Как-то трое школьников после окончания учебного года в мае побрились наголо. Весь педагогический состав школы всполошился: что же случилось с ребятами? Является ли это знаком протеста? Все пытались понять истинную причину поступка подростков, но безрезультатно. Лишь спустя время, через многие месяцы после случившегося, ребята все-таки признались: они побрились, чтобы не выходить за пределы лицея, стеснялись девочек. А раз выйти из школы не представляется возможным, остается одно: учиться. Таким образом они избавились от соблазнов и сосредоточились на том, что было действительно важным для них.
В 2000 году воспитанники титулованного педагога выиграли три золотые медали на международной олимпиаде по математике в США. На интеллектуальном соревновании это первый и пока единственный случай, когда сразу три представителя одного учебного заведения продемонстрировали блестящие знания. Достижение зарегистрировано в Книге рекордов Гиннесса. На сегодняшний день этот рекорд не побит.
– У меня никогда не было мысли участвовать в конкурсах, соревноваться с кем-то, я просто обучал и обучаю детей, – скромно признается педагог.

[box type=»shadow» ]2 413 медалей – это много или мало?
Если вы затрудняетесь ответить, возможно, эти примеры помогут вам:
2 413 медалей весят 100 кг, это 2 стройные девушки или вес 1 здорового мужчины.
Если сложить друг на друга 2 413 медалей, то их высота составит 18 метров, для сравнения — высота стандартного пятиэтажного дома составляет 15 метров.
Выложив 2 413 медалей в длину, получим длину, равную 6 теннисным кортам.
Ну как, впечатляет? Именно столько медалей завоевали на различных олимпиадах по математике воспитанники Гул Муаммера.[/box]

Каждый ребенок уникален
Безусловно, достижения школьников – результат самоотдачи, терпения и неутомимого труда педагога. Но нельзя ребенка с первых дней настраивать на высокий результат, путь к нему сложный и долгий, убежден математик:
– Не надо заставлять детей, давить на них. Никогда не сравнивайте детей, не делите на способных и неспособных. Все способные, самое главное, правильно направить. Объясню на примере моего предмета. Математика на самом деле абсолютно не сложная, и понять ее может каждый. Давайте детям легкие примеры. Не надо навешивать на ребенка сразу непосильные задачи. Под стрессом у него пропадает желание, но, когда он видит, что у него получается, он улыбается и гордится собой. Маленькие победы мотивируют на большие достижения. Давая новую тему, надо стараться связать это с реальными примерами из жизни. Например, объясняя тригонометрию, рассказать детям, где в жизни это может пригодиться. Запомните, начиная с 11-12 и до 17-18 лет мозг детей особенно восприимчив к новым знаниям. Если в этом возрасте постараться раскрыть способности, привить любовь к обучению, то все остальное будет легко даваться. Я не говорю о знании правил и теорем назубок, так называемой зубрежке, а именно способности думать. Вот это очень важно.
Собеседник отмечает, что раньше у детей было намного больше стремления к учебе. Сейчас же ситуация немного иная. Лет 10-15 назад не было интернета, социальных сетей, телефонов. Сегодня, чтобы получить информацию, можно даже не вставать с дивана. А ведь раньше надо было ходить в библиотеки, читать книги, это был труд. Но и не надо забывать, что сейчас время другое: меняются методы обучения, появляются все более совершенные технологии, под которые надо подстраиваться. Если раньше были только книги и тетради, сейчас надо пользоваться всеми возможностями новых технологий в обучении детей.
Муаммер подчеркивает, что каждый ребенок уникален, надо лишь раскрыть его и развить способности:
– Все дети рождаются гениями. Но смогут ли они воспользоваться своими способностями, зависит от родителей. Поэтому нужно развивать ребенка всесторонне. Необходима постоянная умственная нагрузка. Мозг ребенка обязательно должен быть занят чем-то, будь то чтение, подсчет сдачи из магазина или пересказ увиденного за день. Уберите от детей подальше телефоны и планшеты, они лишь мешают им правильно развиваться.
По словам математика, родителям не стоит вмешиваться в процесс обучения детей. Когда они постоянно делают уроки вместе, то ребенок привыкает. У него возникает мысль: «Зачем мне напрягаться, когда за меня могут сделать родители». Поэтому, начиная с первого класса надо приучать детей к самостоятельности:
– Не мешайте ребенку преодолевать трудности, не контролируйте каждый его шаг. Чем быстрее он научится самостоятельности, тем успешнее будет. Не подстилайте соломку там, где это совсем не нужно.

Любить то, что делаешь
По мнению Гул Муаммера, учитель должен любить свою профессию, не ожидая ничего взамен. Не должен беспокоиться о деньгах либо думать о смене работы. Если возникают такие мысли, он уже не сможет полностью отдавать всего себя обучению детей:
– Деньги – не самое главное в жизни. Ведь все мы не вечны в этом мире, деньги с собой не заберешь, поэтому нужно наслаждаться своей работой, каждым моментом жизни. Вот это важно.
Как можно понять, любит ли человек свою профессию? Он будет заниматься любимым делом даже в свободное от работы время. Математик постоянно решает задачи. Он наслаждается процессом. Учитель литературы получает удовольствие от чтения книг и написания сочинений. Нужно не просто приходить на урок, давать новую тему и со звонком уходить. Необходимо думать, как преподнести новую тему, как завлечь весь класс в процесс обучения. Тогда и дети будут бежать на урок.
Собеседник считает, что отношение к учителям в Казахстане в последние годы ухудшилось, снизился их авторитет. Раньше педагогов больше почитали и не смели им перечить, дети с благодарностью относились к своему наставнику:
– Закон РК «О статусе педагога» призван защищать права учителей, поддерживать их. Если у педагога все хорошо, если он не отвлекается на другие мысли, то и преподавать он будет хорошо.
По его мнению, профессия учителя – лучшая из всех профессий. Учитель – это призвание. Образ жизни. И это не просто слова для него: более 25 лет Гул Муаммер вкладывает все свои силы, время и душевное тепло в образование подрастающего поколения. Благодаря его преданности делу, любви к детям и своей профессии наши ребята с триумфом возвращаются с международных интеллектуальных арен. Это не просто уроки математики от Гул Муаммера, это уроки достижения успеха.

Венера ТОТИКБАЙ

Фото из личного архива Гул Муаммера

Колонка "Взгляд"