Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Призвание длиною в тысячи километров

Жизненные рельсы Серика Бекмурзаева тянутся с выбора его отца-железнодорожника.

Династия

Скорее, это рельсы выбрали его. С детства Серику Бекмурзаеву был знаком стук колес и гудок приближающегося локомотива. Его отец Сырлыбай Бекмурзаев всю жизнь посвятил этой ответственной профессии, начиная с работы слесаря подвижного состава до должности начальника службы локомотивного хозяйства Западно-Казахстанской железной дороги (после переезда в Актюбинск). Со слов сына, отец всегда был при деле и после выхода на пенсию работал начальником ПТО локомотивного депо, затем его пригласили преподавать в дорожно-техническую школу для железнодорожников. Всем лучшим качествам Серик, его два брата и сестра обязаны родителям. Свернуть на другие профессиональные рельсы они не смогли. И мама Кулян Бекмурзаева долгие годы проработала в отделе снабжения, в пищевом блоке. Раньше столовые при локомотивных депо работали круглосуточно, обеспечивали питанием сменных работников. Так что в их доме изо дня в день велись разговоры о графиках движения поездов, маршрутах, локомотивах. Так Серик и стал пассажиром своего поезда судьбы.
Сегодня он – машинист пассажирского поезда с более чем 35-летним стажем. За его плечами тысячи километров, смены в любую погоду и десятки благодарных пассажиров, которых он даже не знает. Главное в работе, по словам Серика Сырлыбайулы, плавно вести поезд по рельсам, обеспечить спокойствие пассажиров и вовремя доставить людей в целости к пункту назначения. Несмотря на некую романтику профессии, машинист отмечает: работа требует выдержки, дисциплины и внимания.
– Ты в кабине только с помощником, но за нами сотни людей. Нет права на усталость или ошибку, – делится он.
Пассажиры редко задумываются, кто ведет состав. Именно от работы машиниста зависит точное время прибытия и безопасность перевозки. Нечасто люди этой профессии становятся героями первых полос, но каждый из них – герой своей дороги. И, в отличие от водителей иного наземного транспорта, машинист не имеет права свернуть с пути, остановки по требованию непозволительны. Есть определенный график, заданный маршрут от станции к станции.


Актюбинское эксплуатационное локомотивное депо филиала АО «Локомотив» – дочернего предприятия АО НК КТЖ – образовано в 1904 году. В паровозном депо станции Актюбинск имелся приписной парк из паровозов для перевозки хозяйственных грузов. Так они и работали до окончания войны. В послевоенное время было принято решение о повсеместном переходе с паровозной тяги на тепловозную.
Ныне Актюбинское эксплуатационное локомотивное депо ТЧЭ-2 является одним из самых крупных и ведущих предприятий Западного региона, которое успешно справляется с поставленными задачами, храня традиции Турксиба. Большой вклад в развитие железнодорожной магистрали внесли работавшие ранее начальниками депо Малофеев – первый руководитель паровозного депо, Г. Лебедев, С. Жаманкулов, Н. Князев, М. Сокол, М. Медеубаев, Н. Кучербаев.
Приписной парк локомотивов на сегодня составляет 99 единиц. В эксплуатационном локомотивном депо вместе с оборотным депо Шубаркудук работает 677 человек, из которых 315 – машинисты, 260 – помощники, 102 – инженерно-технические работники.


Без права на ошибку

Вручение диплома, армия и трудоустройство в эксплуатационное депо будущего машиниста совпали с перестроечным периодом большой некогда страны. Развал, застой. Казахстан переходил на новые экономические рельсы. Стальная магистраль ассоциировалась с символом устойчивости. Железная дорога продолжала жить своей четкой, отлаженной жизнью, что дарило надежду на порядок и труд.
– Дорога стала образом жизни, – рассказывает машинист. – Садишься в кабину, все остальное уходит на второй план.
Его рабочий день начинается задолго до отправления состава. Необходимо проверить техническое состояние локомотива, пройти медосмотр, изучить маршрут. Кстати, нынешний парк техники обновился американскими «Evolution». Освоение требовало дополнительного обучения. Кстати, допуск к профессии машиниста можно получить после наработанного опыта помощником. Молодому специалисту, пусть и дипломированному, пульт управления никто не доверит сразу. Рабочий график машиниста подчинен 12-часовому графику.
Пассажирские участки обслуживания Серика Бекмурзаева – Соль-Илецк, Айтеке би, Шубаркудык, Жем, Кандыагаш, Орал. Расстояние – от 200 до 400 километров. Обывательское мнение о машинисте, который везет пассажира от точки отправления до конечного пребывания, ошибочно. После трехчасовой езды локомотивная бригада должна обязательно отдохнуть не менее 4-6 часов. Их тепловоз принимает следующая бригада. В дороге машинист не просто следит за длинной лентой рельс. Иногда приходится справляться с мелкими неполадками прямо на ходу, во время следования. Если крупная техническая неисправность (заглох дизельный мотор, упало давление в тормозной магистрали), то они обязаны докладывать начальству. Выход из положения всегда будет найден.
На вопрос об интересных, запомнившихся ситуациях в дороге машинист отвечает уклончиво. Может, и были, но ведь дорога ошибок не прощает. Людям его профессии нельзя отвлекаться ни на минуту. Ведь внезапно на рельсах может появиться разгуливающий без присмотра скот или человек в наушниках, пренебрегающий правилами перехода путей.
Скорость, сигналы, переговоры с диспетчером, погодные условия – все это требует повышенного внимания. Важно быть готовым к вне-
штатным ситуациям, экстренному торможению.
– Ты не просто ведешь поезд. Ты держишь в руках жизни. Устал – соберись. Мешает жара – терпи. Здесь нет «не хочу» и «не могу», – размышляет железнодорожник.
Высокие требования к работе машиниста не отталкивают молодежь от профессии. Престиж определяется стабильностью и востребованностью. У нашего героя подрастают дети. Сын уже вдохновлен делом отца, значит, продолжит преемственность, которую заложил дед.
В прошлом году в честь профессионального праздника Серика Бекмурзаева наградили знаком «Почетный железнодорожник» Министерства транспорта РК и удостоверением, что стало заслуженным признанием многолетнего добросовестного труда.

Будущее стальной магистрали

Подготовку специалистов для работы на железной дороге осуществляет Актюбинский колледж транспорта, коммуникаций и новых технологий.
История его началась 20 июля 1932 года. Постановлением Народного комиссариата путей сообщения был открыт Актюбинский эксплуатационный техникум железнодорожного транспорта. В марте 1936 года первые 32 выпускника по специальности «организация перевозок и управление движением на железнодорожном транспорте» пополнили ряды работников Оренбургской железной дороги. В 2006 году в связи с открытием в учебном заведении других специальностей колледж был переименован в Актюбинский колледж транспорта, коммуникаций и новых технологий.
За 93 года учебное заведение подготовило свыше пятидесяти тысяч профессионалов в области железнодорожного транспорта. Выпускники занимают различные должности в этой сфере. Колледж осуществляет подготовку кадров по девяти специальностям.
Для организации качественного учебного процесса аудитории оснащены современными учебными материалами и оборудованием, внедрены новые информационные технологии, инновационные педагогические технологии, электронные справочники по цифровым учебникам.
Для трудоустройства выпускников колледж работает на договорной основе с более 40 социальными партнерами, включая профильные. Совместно с центром занятости и социальными партнерами проводятся ярмарки вакансии, дни открытых дверей, круглые столы, встречи с потенциальными работодателями.

Нургуль АРИНОВА

Фото из семейного архива БЕКМУРЗАЕВЫХ

Колонка "Взгляд"