Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Продвигать свое

Более 90 процентов актюбинцев приобретают национальные украшения, выполненные за рубежом, – в Киргизии, Украине, России и Китае. И только 10 процентов — брендовые от «Damiani Jevel», «Казахювелир» и частных ювелиров.

Как видим, национальный тренд набирает обороты в мире, и не только. У нас тоже много желающих быть не просто современными, но и работать в этой нише. Однако не все так просто.
Заполнить нишу берутся многие, но не все у них по объективным причинам получается. К примеру, у участницы школы молодого предпринимателя 25-летней 3D-дизайнера Гульвиры Досовой. В прошлом году она и Айгерим Сейтжанова стали победителями финала конкурса-ярмарки идей.
Из семи проектов комиссия признала реальным и перспективным оригинальное производство национальных ювелирных изделий из серебра «Kausar Jewels» стоимостью 5,6 миллиона тенге.
Жюри одобрило проект к грантовому финансированию, потому что в Западном Казахстане на тот момент не было ни одного подобного цеха. К тому же он отвечал всем требованиям и был призван повысить национальную культуру.
Но на уровне республики проект не прошел.
— Для открытия своего цеха мне нужно было более пяти миллионов тенге, примерно столько стоила в 2014 году однокомнатная квартира. Но в ФРП «Даму» решили, что выделят только два, — рассказывает Гульвира.
Экономист по образованию, она согласилась с доводами финансистов, но от идеи не отступилась. К осуществлению мечты идут разными путями. Наша героиня решила поднатореть в избранной нише и научиться филигранной технике. Сегодня она дистанционно занимается с московским 3D-дизайнером и посещает мастер-классы алматинских зергеров. С одним из них работает в тесном тандеме. Айгерим занимается совершенно другим делом. 
— Пока просто беру заказы у клиентов. С учетом их пожеланий рисую эскизы и отправляю мастеру. В основном люди хотят иметь качественно выполненные бес білезік, құсмұрын и другое, чтобы потом их можно было передать по наследству, — говорит Гульвира. — Чтобы разнообразить ассортимент и научиться чему-то новому, пыталась сотрудничать с украинцами. Но у них иное видение и другая техника исполнения наших украшений.
Оценить изделия Досовой актюбинцы могут в «Инстаграмме» и «ВКонтакте», куда она выкладывает снимки.
С каждого заказа оставляет себе по экземпляру.
— Во-первых, это основа моей личной коллекции, во-вторых, еще один шаг к мечте, — делится планами Гульвира. – Верю, у меня все получится. Особенно после того, как меня поддержал известный бизнесмен Асхат Айтжанов. Он сделал себя сам и знает, как тяжело реализовать задуманное. Он предложил создать свой островок на территории торгового центра «СИТИ», который строит группа компаний «DASTAN».
Пока Гульвира медленно, но верно движется к достижению цели, актюбинки довольствуются тем, что им предлагают. Естественно, исходя из своих предпочтений и финансовых возможностей.
Одна из тех, кто формирует культуру в этом направлении, — 36-летняя Бибигуль Джармешова. По кыргызской франшизе* она продает украшения и изделия в национальном стиле.
Все это нравилось ей с самого детства, потому не изменила увлечению и повзрослев.
— Сначала подруги и коллеги просили привезти из Бишкека, где я все это покупала: серьги, как у меня, или кольца на свадьбы. Мы с мужем задумались: раз есть спрос, будет и предложение. Сели, подумали, посчитали и решили вложить свободные средства в серебряное дело 925 пробы, — смеется Бибигуль. – А если серьезно, взялись за претворение идеи в жизнь на свой страх и риск: надо же чем-то заниматься. Все, что предлагаю, испытываю на себе. Изделия носила в пробирную палату, где пробу подтвердили. Так что совесть чиста.
Секрет популярности изделий из Бишкека она объясняет одним —  соответствием цены и качества и отсутствием другого товара, поставленного на серийный поток.
— Моя знакомая купила кольцо танба (знак принадлежности к роду и жузу) и  ќ±см±рын в подарок своей дочери в США. Реакция была неожиданной, ее знакомым украшения так понравились, что попросили выслать и то, и другое. В качестве сувенира их пробретают гости из Польши и Германии. Скорее всего, для них это экзотика. Но таким образом люди узнают о нашей стране, — рассказывает Бибигуль.
Она не скрывает, что выступает в роли купца: там купила, здесь продает. И хотя, по ее словам, прибыли пока нет, все средства в обороте, бизнес пошел. Да так, что в преддверии Нового года в одном из крупных торговых домов она открыла бутик. Покупателей особенно много в марте и в период свадеб.       

Франшиза* — форма соглашения, которое заключается между человеком или группой людей (франчайзи) и некой торговой группой (франчайзор) на право использовать их торговую марку, бренд в своих коммерческих целях. Проще говоря, это использование торговой марки для продажи собственных товаров на праве аренды.

Колонка "Взгляд"