Какие исконно казахские меры длины используются при изготовлении седла, как этнотуризм помогает в сохранении и развитии национальных традиций, почему мастер должен иметь преемников? Эти и многие другие вопросы обсуждались на І республиканской научно-практической конференции «Казахская традиция возделывания кожи: исторический опыт, современное состояние и перспективы развития».
Добро пожаловать в Актобе!
Руководитель управления культуры, архивов и документации Алтынай Юнисова, открывая конференцию, подчеркнула, что форум стал возможен благодаря мастеру из Шубаркудыка Нурлану Джакибаеву:
– Он единственный кожевник области, имеющий свою школу. В планах нашего управления совместно с управлением образования использовать его опыт в рамках государственного творческого заказа для развития кожевенного ремесла в регионе.
Председатель Союза ремесленников РК Айжан Беккулова заметила, что, общаясь накануне с вице-министром культуры, она упомянула имя Нурлана Джакибаева и услышала вопрос: «Это тот парень из актюбинской глубинки?»:
– Его знают и помнят в столице! А как по-другому, если он всего добился сам? Ремесла – на грани исчезновения, и существуют они благодаря семье Шокпаровых, Айдыну Диханбаеву, Нурлану Джакибаеву и другим. А ведь всего 50 лет назад кожу возделывали почти в каждой казахской семье, делали это как мужчины, так и женщины. Нурлану Саулебаевичу нужна серьезная поддержка со стороны государства, потому что он растит патриотов не на лозунгах, а на реальном деле предков. От Союза ремесленников в следующем году мы намерены подавать его на премию в номинации «Лучший педагог».
Первый день коференции прошел в стенах историко-краеведческого музея, а первым выступил ученик Даркембая Шокпарова, реставратор с мировой известностью Кырым Алтынбеков, имеющий опыт работы в мастерских Эрмитажа и Лувра.
Национальный тренер WFTGA UNWTO (международные туристические организации) и эксперт мега-проекта «Западная Европа – Западный Китай» Бахыт Оразымбетова выступила с докладом о жизнедеятельности Даркембая Шокпарова и резюмировала, что казахстанцы ничего не сделали для того, чтобы растиражировать опыт выдающегося соотечественника:
– Это был космос казахских традиций! Не всякий народ называют ат елі, а казахи входят в эту категорию. Ботайская культура на территории республики – открытие не случайное, а для нас вылившееся в десятки ремесел, китами которых остаются польза, удобство и красота. Это все сохранил и систематизировал мастер Даркембай. И сегодня республике необходим этнографический музей, коль уж ремесла имеют такую востребованность. Нам есть что показать.
Спикеров было много, в том числе этнограф Рахым Бекназаров (АРУ имени К. Жубанова), мастер по изготовлению казахских народных инструментов Жолаушы Турдыгулов (Алматы) и другие. Даркембаевед и поэт Камнур Талимов рассказал о поэтическом творчестве кумира и оставил в дар книги со своими и стихотворениями Даркембая Шокпарова.
Искусствовед и журналист, уроженка Актобе Мария Жумагулова подарила Актюбинскому музею ставшую уже раритетом подборку открыток с работами Абильхана Кастеева и его автографом. Президент РОО ремесленников «Ұршық» Бибигуль Карденова озвучила стратегию развития казахских ремесел, отметила их серьезное экономическое вливание и необходимость консолидации ради сохранения традиций предков.
Директор музея казахских прикладных ремесел имени Даркембая Шокпарова и сын мастера Даулет Даркембайулы поделился воспоминаниями об отце, обрисовал нынешнюю ситуацию в сфере прикладных ремесел и озвучил дальнейшие планы.
В этот же день состоялась презентация двух книг – мастера из Актобе Булбул Капкызы «Киіз үй» и «Қазақ дәстурлі тері өндеу өнері» группы авторов, по сути пособие по даркембаеведению.
Из первых уст
Современное состояние ремесел в РК – заслуга Даркембая Шокпарова. Сегодня его сын, внуки и десятки учеников достойно поддерживают марку прикладников.
«АВ» неоднократно писал о Даркембае Шокпарове со слов кожевника из Шубаркудыка Нурлана Джакибаева. Сегодня мы расскажем о нем по словам сына и внука мастера, участвовавших в работе научно-практической конференции.
– Кожей занимаюсь с шестого класса, – говорит о себе Ануар Даркембай, студент выпускного курса факультета ювелирного дела КазНАИ имени Т. Жургенова. – Также владею искусством обработки кости, дерева, металла и многими другими видами ремесел. Мы с братом Рустамом с седьмого класса перешли учиться в школу-интернат при Жургеновке, где базовый курс – художника. При поступлении в колледж выбрали отделение обработки дерева, в академии – ювелирное дело. Планирую быть универсалом, как все в семье. Кто был первым ремесленником в нашем роду, сказать невозможно, наверняка даже прадед Шокпар его имени не знал.
Витрина Ануара выделялась изделиями особой выделки, среди которых – кауға – ведерко из необработанной кожи, каких в нашем регионе (еще или уже?) не делают. Дно его выпуклое, что свидетельствует о невозможности поставить такое ведро. Следовательно, в быту использовалось, скорее, как черпак: чтобы брать воду из колодца, а то и привязывалось к валу на каком-нибудь колесе.
Витрину юный мастер разделял с учеником отца – Ринатом Муликбаевым. Уроженец Тарбагатайского района ВКО Ринат – ремесленник в первом поколении. На выпускном курсе факультета декоративного искусства и дизайна увлекся кожей и за полгода написал дипломную работу по изготовлению саба – емкости для хранения кисломолочных продуктов.
Сын Даркембая Шокпарова Даулет рос, как все старшие дети казахской семьи, у деда и бабушки.
– В селе Акши Енбекшиказахского района, – рассказал о себе Даулет Даркембайулы. – Когда пришла пора идти в школу, родители меня забрали к себе. По-русски я не знал ни слова, поэтому играть с соседскими детьми не мог и все свободное время проводил с отцом в мастерской. Он не навязывал мне своей работы, но я с удовольствием выполнял посильную. Так продолжалось до 1985 года.
Отца как ремесленника пригласили на XII Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москву, и он взял меня с собой. Его все время звали на встречи, а площадка не должна простаивать, и я изготавливал незамысловатую ювелирку в казахской этностилистике. Народ восхищался: мальчику всего тринадцать, а он вон что умеет!..
С того времени отец брал меня повсюду. Мастеров в СССР было мало, и его пропагандировали на всю катушку. Он не отказывался, так как работу свою ценил. Для разных периодических изданий писал статьи, собственноручно их иллюстрировал, рисунки выполнял тушью.
Когда приблизилось время окончания школы, мы уединились с отцом за чаем, и он сказал, что в выборе друзей, профессии и жены человек не должен ошибиться. Так как имел в школе пристрастие к рисованию и черчению, с выбором я определился быстро: как и отец, решил поступать в КазПИ имени Абая, на тот же факультет.
Джигиту и семидесяти ремесел мало
– Идея проведения конференции – Нурлана Джакибаева, – рассказал предысторию форума директор областного историко-краеведческого музея Мейрам Дуйсенгали. – Управление культуры, архивов и документации и музей обеспечили материальную и организационную поддержку. Ни для кого не секрет, что ремесла – духовная составляющая народа, истории, поэтому мастера на вес золота. Подобный форум планируем проводить один раз в два года. Тему следующего, надеюсь, подскажут сегодняшние гости, а нам необходимо подумать о его расширении до статуса международного.
Теперь о гостях, и сразу сделаем оговорку. Казахское слово ұста изначально подразумевало кузнеца, со временем трансформировалось до многозначного и сейчас обозначает ремесленника, имеющего свою школу и последователей.
В Актобе мастера были из Алматы, Астаны, Костаная, Кокшетау, Усть-Каменогорска, Туркестанской и нашей областей.
В историко-краеведческом музее каждый ұста представил собственные работы. И тут сошлемся на пословицу о джигите и ремеслах. Рассматривая композицию каждого, понимаешь, что имел в виду народ, говоря о семидесяти умениях.
– Чтобы сделать камчу, мало знать секреты ее плетения. Хорошая рукоять (из дерева, металла или кости) требует владения деревообрабатывающими навыками, кузнечными, охотничьми, ювелирными и даже этнографическими, если речь об украшении орнаментом, – поделился Асхат Бозумбай из Астаны.
В его экспозиции красовались разнообразные камчи, самая дорогая из которых с рукоятью из рога горного козла. К слову, ученики Асхата – школьник и будущий режиссер.
Рядом резал кожу на нити для камчи Даурен Анкауов. Представитель семьи, занимающейся изготовлением картин из войлока, Даурен рассказал, что Анкауовы запатентовали технологию обработки шерсти:
– В свободное от шерсти время занимаюсь кожевенным ремеслом. Интерес привил отец, который делал конскую сбрую и седла.
Пример братьев Анкауовых заслуживает особого уважения: работают на всю мощь вопреки миопатии, достаточно тяжелому генетическому заболеванию. И патентов у них несколько.
Рустем Яковлев из Кокшетау – мастер карвинга по коже, его работы потрясают (@rustam_bruce). Будучи учителем, он является соавтором учебника «Художественный труд» для восьмых классов, вариант для мальчиков. по нему работают школы Акмолинской области.
Трудно перечислить всех мастеров, хотя каждый уникален. Например, как кожевник из Усть-Каменогорска Нуржан Ескожин, изготавливающий традиционные ударные инструменты. Также он активно работает с деревом, костью.
– В нашем регионе кожей занимаются многие, но выделкой не владеют, вопреки моим щедрым мастер-классам. Думаю, причина в затратности занятия, а поддержки со стороны государства нет.
Династия Бейсбековых берет начало от Бейсбека, известного в Туркестанской области еще около трех веков назад.
– В его мастерской можно было заказать буквально все, а также обучиться всему и трудоустроиться, – рассказывает потомок ремесленника Берик. – Сейчас мы живем в Шымкенте, но выросли в Арыси, откуда и род вышел. У деда пять сыновей, но пристрастие к ремеслам имеет только мой отец Болатбек, а из его шестерых детей тягу к прикладным искусствам имеем пятеро.
Я окончил отделение художественной обработки кожи Шымкентского колледжа имени Абильхана Кастеева, потом факультет графики университета имени Яссауи. Разнообразие ремесел, которыми занимаюсь я и сестры, подвигло нас открыть художественную галерею «Алтын орда», и уже дочки мои помогают в ее работе. Думаю, дело в организаторских способностях родоначальника Бейсбека, и мы с радостью популяризируем и развиваем казахские традиции.
Все дороги ведут в Шубаркудык
Второй день участники конференции провели в Темирском районе. На подъезде к райцентру хозяева устроили қонақ қарсы алу: домбристы с песнями, апашки с шашу, девушки с бауырсаками и представители районной администрации приятно удивили гостей и задали позитивный тон весьма хмурому дню. Трогательным было представление Нурланом Джакибаевым Ануара Даркембая:
– Я помню его примерно четырех-пяти лет, когда приезжал к его деду перенимать ремесла.
В райцентре за дастарханом хозяева и гости обменялись речами. Отметим работниц образования, искренне рассказывавших об учителе труда Шубаркудыкской школы-гимназии № 1 Нурлане Джакибаеве – завметодкабинетом отдела образования Гульшат Темирханову, председателя учительского профкома Назгуль Сабенову, и. о. директора ШГ № 1 Жаркынай Махамбетову. Замечательно, когда заслуги человека отмечают работающие бок о бок с ним.
Бахыт Оразымбетова подчеркнула роль Нурлана Саулебаевича, напомнив, что серьезный мастер – всегда брэнд:
– Дело в том, что товар – это то, что продают, а брэнд – то, что ищут. Я знаю массу объектов в нашей области, представляющих туристический интерес и по которым давно нужно наладить этномаршруты. Мастерскую кожевника Джакибаева и его село необходимо включить в этот список и предварить документальным фильмом о мастере. Нурлан – настоящее духовное богатство, о котором нужно заявить.
Событий в центре Темирского района 8 ноября было много. Во-первых, заместитель акима района Жандаурен Койшыбаев подписал три меморандума – с музеем имени Даркембая Шокпарова (директор Даулет Даркембайулы), областным историко-краеведческим музеем (директор Мейрам Дуйсенгали) и РОО «Ұршық» (президент Бибигуль Карденова).
– Нурлан Саулебаевич – фигура серьезная, и наша прежняя помощь ему заключалась в поддержке грантами. Теперь выходим на более серьезный уровень, – заметил замакима района. – Мастера общества «Ұршық» и музея прикладного искусства Акши будут обучать юных шубарцев. Где и когда – вопрос планирования. Ну и с областным историко-краеведческим теперь у нас более тесная связь.
Следующим пунктом конференции стала презентация центра науки и культуры «Саба». Новый центр построен во дворе дома Джакибаевых их сыном Алтынбеком. Здесь собран богатый материал, свидетельствующий о более чем 30-летнем труде ұста и его учеников.
Сегодняшние школьники стояли рядом и держались уверенно, потому что каждый имеет опыт выступлений перед серьезными аудиториями. Одна из первых последователей педагога – его дочь Орынгуль, которую совсем ребенком отец брал в Акши. Орынгуль Маясарова поделилась впечатлениями от общения с мастером Даркембаем:
– Работая над чем-либо, он разъяснял, начиная с терминов, и говорил, что любой из них стоит диссертации. Это был 2001 год. Потом я окончила КазГУ имени аль-Фараби по специальности «культурология», работала в областном управлении культуры, но сейчас отцу нужна серьезная организаторская помощь, и я работаю в центре «Саба».
На полках нового центра папки с исследованиями ребят и их педагога, распределенные по трем направлениям – прикладное искусство, культуроведение, даркембаеведение. Самым серьезным исследованием, безусловно, является двухтомник Нурлана Джакибаева, где собраны все сведения о его общении с наставником и вытекающие из этого результаты.
Очень интересен логотип центра «Саба», созданный Асем Андир. Автор поделилась, что включила в знак элементы матери, дерева жизни, молока как источника питания. Реальный же символ объемом более сотни литров красуется рядом на постаменте как результат усилий ұста и его юных последователей.
Ученики – гордость каждого педагога. Про учителя труда из Шубаркудыкской ШГ № 1 нужно сказать, что 200 его учеников защитили проекты по разным профилям, 67 из них получили государственные гранты на обучение, и сегодня каждый работает в родной стране. Разве это не опыт взращивания патриотов?
Один из сегодняшних школьников точно будет работать в родном Шубаркудыке, так как в этот же день гости – Булбул Капкызы и Камнур Талимов – разрезали ленточку еще одной кожевенной мастерской – семиклассника Кызылжарской школы Нуралы Алтынбекулы. Мастерскую на свои средства построил отец мальчика. И как не стать славой края, если тебя благословило такое количество выдающихся коллег?
Татьяна ВИНОГРАДОВА,
Актобе – Шубаркудык – Актобе
Фото автора