Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Прорывные проекты региона

За три с лишним десятилетия с момента получения Республикой Казахстан суверенитета в каждом регионе было реализовано немало проектов, имеющих стратегически важное значение. В самой большой по территории области в разное время появились крупные объекты. Как кирпичики они вносят вклад в процветание независимого государства.

Жанажолская газотурбинная электростанция.
Первая очередь, 48 МВТ

В середине 1990-х наша область испытывала катастрофическую нехватку электроэнергии. Веерные отключения в городах и селах, отсутствие электричества сутками напролет были привычным явлением. Наконец в 1996 году приняли решение о строительстве первой очереди Жанажолской газотурбинной электростанции. Подрядчиком выступил концерн из Германии ABB (Asea Brown Boveri), причем немцы построили объект в рекордно короткие сроки. Затраты на его возведение составили 82 миллиона долларов.
В чем стратегическая важность данной электростанции? Во-первых, это первый высокотехнологичный проект, реализованный в нашей области в 1991 году. Во-вторых, частично решилась проблема с подачей электроэнергии. Обеспечивались нужды АО «СНПС-Актобемунайгаз», но часть отправлялась в сеть и доходила до потребителей. В-третьих, ЖГТЭ решила проблему бессмысленного сжигания попутного газа, наносящего вред экологии. Напомним, объем попусту сожженного газа составлял 450 миллионов кубометров в год!

Железная дорога между городом Хромтау и селом Алтынсарино

Проект был реализован в Актюбинской и Костанайской областях.
Эта линия протяженностью 402,5 километра, из которых порядка 340 километров относятся к Костанайскому отделению, была запущена в 2004 году. Железная дорога Хромтау — Алтынсарино напрямую связала стальными
магистральными путями Западный Казахстан с Северным. Как следовало из официальных релизов того времени, дорога сократила связь севера и востока с западными регионами страны на полторы тысячи километров, или на 15 часов пути. Кроме того, удешевила транспортировку пшеницы из зерносеющих регионов на международные рынки. Также новая магистраль позволила сократить затраты на перевозку руды и полезных ископаемых из северных и центральных регионов Казахстана в порт Актау, осуществлять прямые поставки в западные области республики, не пересекая границы страны. Последнее обстоятельство сильно мешало развитию казахстанского бизнеса, а пассажирам, чтобы попасть из Актобе в Костанай на поезде, приходилось дважды пересекать госграницу и много часов находиться в ожидании проверок.

ЛЭП-500: Северный Казахстан — Актюбинская область

Один из важнейших шагов на пути к энергетической независимости Республики Казахстан был сделан в конце нулевых годов. Тогда в строй была введена ветка «Житикара — Ольке», соединившая Запад и Север Казахстана линиями электропередач. С вводом ЛЭП-500 наша область начала стабильно получать недостающую электроэнергию, восполняя таким образом ее дефицит. Он составлял порядка 120-150 МВт. Недостающие киловатты регион покрывал за счет поставок из соседней России. Делается это и сейчас, но уже на паритетных началах, то есть мы иногда берем здесь, а они получают на севере. В финансовую кабалу, как это было в середине 1990-х годов, мы уже не ввязываемся.
С вводом ЛЭП «Северный Казахстан — Актюбинская область» зависимости от российского рынка нет. Поэтому 14 декабря 2008 года — день, когда официально запустили ЛЭП-500 — считается одной из важных вех в истории нашей области. Общая протяженность ветки — 487 километров, а стоимость строительства — 19,8 миллиарда тенге.
Международный автомобильный коридор «Западная Европа-Западный Китай»
На официальном уровне о нем заговорили в конце 2008 года. Тогда трасса, проходящая через пять (сейчас — семь) регионов Казахстана, стала одним из наиболее быстрых путей перемещения товаров из Поднебесной на запад России, дальше в Европу и обратно. Причем основная часть проходила именно через нашу страну, давая ей много серьезных преимуществ. С вводом трассы пришла в движение Великая степь. Мало кто помнит так называемую дорогу смерти — безлюдный участок от Иргиза до Арала. Время, затраченное на его проезд, исчислялось несколькими часами, потраченными нервами водителей. Сейчас путь занимает всего два часа, а когда построят новую дорогу, и это время сократится.
Если опустить моменты, связанные с качеством дорожного покрытия (о причинах неоднократно писал «АВ»), то международный автокоридор сделал нашу область ключевой на всем участке. На сто процентов транзитный потенциал региона реализуется, когда актюбинский участок будет соответствовать остальным. Ждать три-четыре года. Хотя перефразируя известную поговорку, уже сейчас можно смело говорить, что все дороги ведут в Актобе.

Рельсобалочный завод

Это еще одно уникальное предприятие по производству дифференцированно-термо-упрочненных рельс высокого качества и среднего фасонного проката. Это один из тех заводов, чья продукция несырьевая и конкурентная на внешнем рынке. Помимо рельсов, АРБЗ производит стальные швеллеры, уголки, балки, шахтные стойки.
Впечатляет и география продаж: Россия, Узбекистан, Украина, Грузия, Кыргызстан, Азербайджан, Туркменистан, Латвия, Эстония. Разумеется, большой спрос на продукцию и в Казахстане. К примеру, рельсы, выпущенные в Актобе, были широко использованы в строительстве железной дороги «Алматы — Шу», морского порта «Курык» и железнодорожного вокзала «Нурлы Жол» в Астане. Также эти рельсы используют при возведении вторых железнодорожных путей на участке «Достык — Мойынты».
Проектная мощность ТОО «АРБЗ» составляет 430 тысяч тонн – в том числе 200 тысяч тонн рельс и 230 тысяч тонн фасонного проката. Уникальность Актюбинского рельсобалочного завода еще и в том, что он является по мощности третьим в мире (Австрия, Китай). Интересно, что в 2015 году на заводе была введена в строй газопоршневая электростанция мощностью 38,9 МВТ для полного обеспечения потребности в собственной электроэнергии. Таким образом, нагрузки на энергосистему города нет.
Добавим, что еще в 2012 году, когда принималось решение о строительстве завода, изначально планировалось возвести его в Павлодаре. Однако тамошние чиновники не успели подготовить то ли документы, то ли отвод земли, поэтому Правительство РК перенесло объект в Актобе, где все было сделано образцово.
Подготовил Асхат КАЛЖАНОВ

Фото из архива «АВ»

Колонка "Взгляд"