Актюбинцы проводили в последний путь известного краеведа Рысжан Ильясову.
[box type=»shadow» ]Бата и кольцо от апай
Коллектив «Вестника» с прискорбием узнал горестную весть о том, что не стало Рысжан Ильясовой. Практически каждый журналист сотрудничал с ней, связываясь по самым разным вопросам: от деятельности музея, народных обычаев, казахских традиций до воспитания внуков, роли женщины в обществе. И на каждый наш звонок Ильясова отвечала с готовностью.
Помню, мы с Рысжан апай были в командировке в столице страны, нас поселили в одну комнату гостиницы. С ней было очень комфортно и интересно: мудрая, тактичная, интеллигентная собеседница, перед которой уважительно расступались даже столичные работники культуры. Год спустя я решила взять у нее интервью ко Дню Независимости. Апай ответила, что после болезни еще слаба, поэтому пригласила домой. Мы с ней долго беседовали, через несколько дней вышла статья «Хранительница истории» («АВ» от 14 декабря 2010 года). Зная, что Рысжан Ильясова пока еще редко выходит на улицу, я вызвалась занести ей пару газет с публикацией. Хозяйка уютной квартиры, как обычно, встретила меня радушно, поблагодарила, угостила чаем. А напоследок дала бата-благословение. Все ее добрые слова касались в основном моего творческого пути. Она сама жила работой, была уверена, что в этом счастье. Конечно, пожелала и семейного благополучия. Прощаясь, сняла с пальца серебряное кольцо, скорее всего, местных мастеров-ювелиров, и дала его мне. Вот уже десять с лишним лет я бережно храню эту память. Память о Человеке с большой буквы.
Гульсым НАЗАРБАЕВА [/box]
Талантливый музеевед, исследователь, умелый организатор, мудрый наставник и неординарная личность с неуемной любовью к своему делу. Это лишь малая часть эпитетов, которыми можно охарактеризовать Рысжан Ильясовну.
Рысжан Ильясова была хранительницей наследия нашего края. Музейной работе отдала большую часть жизни. Наверное, нет ни одного аула в области, в котором бы она не побывала. Богатый опыт, встречи со старожилами, интересными актюбинцами Рысжан Ильясова отразила в своих книгах, написанных сочным, колоритным языком. Названия книг говорят сами за себя: «Аналар-арулар» – посвящение героиням прошлых веков, родом из наших степей, современницам, внесшим значительный вклад в культуру родного края; «Қазына» – научно-познавательное произведение о достижениях в разных сферах общественной жизни.
«Мне не раз приходилось встречаться с Рысжан апай, и каждый раз я отмечала, как за кажущейся простотой ее общения с людьми кроется такое глубинное знание темы, что можно только диву даваться», – писала наша коллега Малика Тугилова в 2019 году.
В интервью Малике Шакировне Рысжан апай рассказывала:
– Я выросла в ауле и даже представления не имела о том, что такое музей. Но, наверное, мне на роду было написано связать с ним судьбу. Не буду скрывать, по приезде в город я и устроилась в это учреждение, чтобы перебиться на первых порах, проще говоря, выжить. Но со временем попривыкла к рутинной на первый взгляд работе, даже стала находить в ней искры вдохновения и, наконец, настолько полюбила, что музей стал для меня родным домом.
Когда вышло долгожданное постановление об открытии историко-краеведческого музея, радости не было предела. Сотрудники днем ходили по домам и учреждениям и собирали экспонаты, а вечером регистрировали материалы и сдавали в фонд музея.
– Благодаря тому, что я не отвлекалась на домашние дела (хозяйством занималась мама), смогла собрать довольно большое количество экспонатов, а в перерывах штудировала книги. Правильно говорят: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Так и мои личные впечатления от увиденного в музеях Полтавы, Харькова послужили хорошей закваской для дальнейшей деятельности. Большую помощь оказали сотрудники Оренбургского историко-краеведческого музея. За мной было закреплено устройство экспозиций дореволюционного периода в большом зале на первом этаже и советского периода – на втором. Конечно, не обошлось без помощи директора Рахили Сарсеновой. После долгих трудов реликвии и экспонаты нашли свое место на стендах, заговорив языком прошлых лет. Для меня сбор и расстановка первой экспозиции показались сложнее получения университетского диплома.
В 1980 году Рысжан Ильясова возглавила областной историко-краеведческий музей.
«Под руководством Рысжан Ильясовны музей развил кипучую творческую деятельность, превратившись в некую лабораторию экспериментов и инноваций: были заложены основы музейного маркетинга – введение платных услуг на интеллектуальную продукцию (экскурсии, мероприятия, театрализованные представления и др.), продажа сувениров, печатной продукции, организация выставок-продаж, благотворительных акций и многое другое. Проведенная работа позволила обеспечить полноценную деятельность музея, разработать научную концепцию экспозиций в свете новых требований, провести полную реэкспозицию залов, приобрести экспонаты, отправиться в экспедиции. Если ранее основная функция музея была культурно-досуговой, то вновь созданная экспозиция укрепила ее научно-образовательную роль, использование информационного потенциала учреждения в изучении отечественной истории стало актуальным направлением для многих учебных заведений области. Так были заложены основы музейной педагогики.
Организовать такую деятельность может руководитель, владеющий высоким управленческим мастерством. Рысжан Ильясовна как неординарная личность обладала особым типом, стилем мышления, для которого характерны высокая скорость обработки получаемой информации, нестандартность принимаемых решений и высокоразвитые способности к анализу и синтезу. В результате, несмотря на скромную материально-техническую базу, музей не только выжил, но и поднялся на качественно новый уровень развития, представляя собой образцовую модель казахстанского музея.
В народе говорят: оказаться в нужное время в нужном месте. Разве это не главная формула счастья человечества – найти свое внутреннее призвание и реализовать себя? Далеко не каждому в жизни она выпадает. Теперь я понимаю суть фразы, которую часто повторяла Рысжан Ильясовна: «Музей – мое счастье, музей – моя судьба», – писала в нашей газете Алтын Мамбетова, кандидат культурологии, доцент Каспийского государственного университета технологий и инжиниринга имени Ш. Есенова.
Коллеги называли Рысжан апай генератором идей, их вдохновителем и исполнителем. Восхищались ее трудоспособностью, самоотдачей, аналитическим умом. Под ее руководством фонд музея пополнился 50 тысячами экспонатов, были организованы научные экспедиции. В различных сборниках опубликовано около 50 научных работ Ильясовой, свыше сотни статей в газетах и журналах. Помимо всего прочего, она была автором историко-познавательной программы областного телевидения «Атамұра». В 2007 году в свет вышла ее третья книга «Далам – тұнған шежіре».
Директором музея Рысжан апай проработала 23 года. Будучи на заслуженном отдыхе, она не прерывала связи с коллективом, была желанной гостьей на мероприятиях, посвященных знаменательным датам. Искренне радовалась успехам родного края.
В воскресенье, 21 ноября, Рысжан Ильясовны Ильясовой не стало. Во вторник в историко-краеведческом музее состоялся траурный митинг. Область простилась с человеком-легендой…
[box type=»shadow» ]
Из воспоминаний Рысжан Ильясовой
«В 1966 году мы выбрались с нашей сотрудницей Людмилой Игнатьевной в командировку в Шалкар. Ходили к ветеранам войны, расспрашивали их о фронтовой жизни, просили сдать какие-нибудь вещи, имеющие ценность для музея. У них, кроме свидетельств, выданных в 1929-1930 годы, ничего особенного не находилось, зато рассказывали о войне все, что знали, не утаивая ничего.
Вот так, проходя по городу в поисках старинных вещей и уже ни на что не надеясь, мы набрели на противочумную станцию. Людмила зашла к начальнику и стала говорить ему о цели приезда, а сама, смотрю, глаз не сводит с чучел птиц и мышей, расставленных в кабинете. Кончилось тем, что она в конце концов попросила их для музея.
Видя горящий взгляд молодой белокурой женщины, прикованный к чучелам, начальник, снисходительно улыбнувшись, обратился к помощнику: «Отдайте ей все, что она просит, мы еще набьем подобных чучел».
Людмила быстренько собрала презент, а увидев чучело красного длинношеего гуся, вскрикнула от радости и уцепилась за новую находку. Это еще ничего! Она выцыганила и две головы диких кабанов, прикрепленные к стене…
Весь этот багаж мы с трудом завернули в белую ткань и, перехватив нитками в доме, где остановились, потащились на вокзал. На нас смотрели, как на цирковых артистов, но мы не обращали на это никакого внимания, радуясь своей добыче.
Потом, разложив трофеи в вагоне, я стала размышлять, как же мы дотащим их до музея завтра. Людмила успокоила: «Молчи, что-нибудь придумаем, лучше спи».
И вот мы прибыли в Актюбинск. Арбакешей, как тогда называли молодых парнишек с тачками, нет. На такси денег тоже нет. Идем, обвешанные грузом, довольные хотя бы тем, что поутру на улицах мало народа. Кое-как добрались до музея. Дворники и охранники, увидевшие нас, схватились за животы от смеха. Да и как не будешь смеяться: там шея гуся торчит, тут между двумя кабаньими головами, клыками, разорвавшими белую ткань, выступает мое лицо…
Даже спустя годы, вспоминая эту историю, мы сами не могли удержаться от смеха. Вот так, по крупинкам собирались экспонаты для нашего краеведческого музея.
Благодаря музейному делу мне посчастливилось встретиться со многими интересными людьми, расширить свой кругозор, пополнить знания по изучению историко-культурного наследия области».[/box]
Редакция «АВ»