Но прежде нужно устранить преграды, доставшиеся в наследство от прежних нормативов. Некоторые из них сегодня несут в себе коррупционные риски для деятельности департамента труда, социальной защиты и миграции. Об этом шла речь в ходе круглого стола, организованного департаментом по делам госслужбы и противодействию коррупции. В течение месяца рабочая группа, куда, кроме представителей двух департаментов, включили экспертов проектного офиса «Ақтөбе — адалдық алаңы» и общественности, была занята внешним анализом.
— Группу нацелили на выявление нормативных, организационных коллизий в законодательстве. Ликвидировав повседневные проволочки и бюрократию, можно сделать оказание социальной помощи оперативной и качественной, — отметил руководитель департамента АДГСПК Расул Медетов, приглашая собеседников к диалогу.
— На XVIII съезде партии “Nur Otan” Глава государства поручил максимально упростить все процедуры назначения соцпомощи, — напомнил руководитель управления профилактики коррупции департамента Ербол Толыбаев. Затем он подробно остановился на каждом из 13 выявленных факторов коррупционных рисков. Следует заметить, что в отчет комиссии попали события 2013 и даже 2011 годов.
Один из них требует детального изучения с тем, чтобы внести определенные изменения в существующее законодательство. Почти полтора года в департаменте труда, социальной защиты и миграции работал водитель, лишенный права вождения на три года административным судом города Актобе. Факт стал полной неожиданностью для руководства департамента. В нарушение закона он успел заработать 667 780 тенге. Такое стало возможным по той причине, что в Кодексе РК «Об административных правонарушениях» не предусмотрена норма, обязывающая судью направлять копию постановления работодателю, несмотря на то обстоятельство, что автотранспорт является государственным имуществом.
— Когда возвращался из последней командировки, его два раза останавливала дорожная полиция, но затем он беспрепятственно продолжал движение, — заметила в тему и.о. руководителя департамента Нонна Валиулова.
— Определенные коррупционные риски создают внештатные работники, которые не являются государственными служащими и не принимали на себя антикоррупционные ограничения. В этом можно убедиться на примере приговора горсуда от 14 декабря 2011 года, когда медицинская сестра совершила коррупционное правонарушение, пре-дусмотренное статьей 314, ч. 1 УК РК в виде служебного подлога. Используя свое служебное положение, она внесла в официальные документы заведомо ложные сведения, — отметил Толыбаев.
Он также обратил внимание на то, что помещение, где оказывается госуслуга «установление инвалидности и/или степени утраты трудоспособности и/или определение необходимых мер социальной защиты», оборудовано системой видеозаписи, но беззвучной. Это актуально, так как граждане продолжают напрямую обращаться в департамент за подтверждением инвалидности, хотя нужную информацию следует получать через веб-портал электронного правительства: www.egov.kz. В частности, в 2017 году было выдано 36 бумажных справок, в 2018 году — 46. Консультаций в 2017 году было оказано 1 087, в 2018 году — 1 216. В связи с чем было предложено интегрировать центральную базу данных лиц, имеющих инвалидность, с АИС «Е-поликлиника».
Обратили внимание эксперты внешнего анализа и на то, что «в местах оказания государственных услуг не созданы условия для комфортного ожидания услугополучателей, а также лиц с ограниченными возможностями согласно международным стандартам». Собственнику здания — областному управлению координации занятости и социальных программ — следует продумать возможности установки кондиционеров, специальных лифтов, внедрения электронной очереди.
Депутат областного маслихата Дмитрий Довматенко обратил внимание участников круглого стола на необходимость переосвидетельствования тем, у кого нет руки или ноги.
— Пару раз сталкивался и с тем, что человек прикован к постели после инсульта, и у него нет близких, кто мог бы заняться оформлением его документов, — поделился депутат.
— С каждым разом перечень анатомических дефектов, когда человеку, который впервые освидетельствуется, можно сразу установить инвалидность бессрочно, расширяется. В этом перечне указано состояние, когда можно установить сразу первую группу инвалидности. К примеру, это абсолютная слепота обоих глаз, ампутационные культи нижних конечностей на уровне верхней трети бедра, — парировала Валиулова.
К одиноким, объяснила она, прикрепляются соцработники. Ответственность за своевременность направления на медико-социальную экспертизу лежит на медицинских организациях. Каждый больной территориально прикреплен к поликлинике, которая наблюдает за одинокими, чтобы они могли своевременно оформить инвалидность.
— За бумажным вариантом подтверждения справок инвалидности при их утере к нам обращаются те посетители, кто не имеет электронной цифровой подписи. В основном это пожилое население, недееспособные и несовершеннолетние лица. Правила проведения медико-социальной экспертизы от 23 января 2015 года не исключают этот вариант, — продолжила Нонна Валиулова.
Далее она сообщила о предстоящей модернизации медико-социальной службы. Выработана концепция перехода на электронный вид оказания государственной услуги по установлению инвалидности, предполагающая заочное освидетельствование. Оно будет проводиться путем случайного автоматического выбора независимых отделов/независимых экспертов вне региона постоянного жительства/регистрации и освидетельствуемого лица на основании деперсонифицированных (обезличенных) медицинских документов, поступивших из информационных систем медицинских организаций, в течение трех рабочих дней со дня регистрации в АИС ЦБДИ.
Пилотный проект в настоящее время реализуется в семи областях. Актюбинцы предположительно подключатся к новшествам во второй половине текущего года или в начале следующего, как только будет готова информационная система здравоохранения нашей области.
Жанат СИСЕКЕНОВА
Фото из открытых интернет-источников