Вклад религиозных деятелей в дело просвещения, борьбы за права казахов трудно переоценить.
Еще труднее определить роль в казахском обществе многочисленных мечетей, которые в свое время действовали практически в каждом уголке нашей области и выполняли функции не только религиозные, но и просветительские.
Традиции и ислам
Тема просвещения всегда была актуальной для степи, где строилось мало школ, отсутствовали светские педагоги. Поэтому роль учителей зачастую брали на себя священнослужители, которые, проповедуя традиционный ислам, одновременно боролись и с неграмотностью народа.
В казахской степи уже с VIII века установилось традиционное казахское мусульманство. Именно казахское, как утверждает доктор философских наук, профессор Амангельды Айталы, поскольку ислам всегда приспосабливался к традициям, обычаям и культуре того народа, который начинал исповедовать эту религию.
— В этом и проявляется величие этой религии, — уверен Амангельды Айталы. — Ведь ее суть, несмотря на то, что каждый народ привносит в ислам свои традиции и культуру, остается незыблемой. Ислам, образно говоря, носит одежды той нации, которая приняла его. Всякие попытки разделить и поставить во главу угла одно из этих двух понятий приводят к плачевным результатам. И сейчас нам очень важно на примере действовавших известных священнослужителей рассказать молодому поколению об их религиозной деятельности, неразрывно связанной с подвижничеством во имя просвещения нации. Особое значение этому придается и правительством Казахстана. Не случайно то, что когда мы, группа актюбинских ученых, выдвинули тему исследования деятельности духовных просветителей края и роли мечетей в жизни казахского общества, Министерство образования Казахстана пошло нам навстречу, выделив грант на проведение исследований, организацию экспедиций.
В этой связи, как поделился профессор, стоит отметить, что одним из известнейших религиозных деятелей Актюбинской области, изучением жизнедеятельности которого сейчас занимаются ученые края, является хазрет Досжан Кашакулы.
— Он поднял распространение ислама в Западном Казахстане на высокий уровень и вошел в историю тем, что организовал строительство гостевого дома в Мекке для казахов, совершающих хадж, — поделился сведениями Амангельды Айталы. — Он был одним из тех известных просветителей, кто принял участие в составлении казахского шежире (родословной казахов) и требовал от колониальных властей в 80-х годах ХІХ века создания для казахов отдельного муфтията. Его деятельность до сих пор изучается нашими учеными, а в 2015 году мы провели научно-практическую конференцию, посвященную жизни и деятельности Досжана хаджи Кашакулы.
Яркий деятель Степи
Наиболее подробно историю жизни Досжана хазрета рассказал магистр политологии, педагог Назарбаев Интеллектуальной школы Конысбай Рахбаев, который активно участвовал в исторических исследованиях.
— В Западном Казахстане было много личностей, внесших огромный вклад в распространение ислама. Среди них большим почетом в народе пользовался и донгизтауский Досжан ишан из племени табын (1815–1890 гг.), — пояснил Конысбай Рахбаев. — Мы сейчас знаем, что его отец был муллой в эмбенских песках, расположенных по соседству с плато Донгизтау и песками Сам. Досжан с детских лет учился в Хиве, Ургенче, Бухаре. О его грамотности и знаниях говорит тот факт, что позднее, с благословления пира (руководитель тариката, братства. — Прим. авт.) по имени Олдан он был назван ишаном Досжаном.
После учебы, в 50-е годы ХІХ века, Досжан ишан построил мечеть в районе Донгизтау Тасастау-Кайнар и стал учить детей. Об этом пишет в своих трудах поэт Абубакир Кердери. На берега реки Уил Досжан ишан переехал в 1868 году. Это случилось из-за волнений и восстания казахов нынешних Уральской и Тургайской областей против колониальных властей в связи с введением в степи Российской империей «временного положения». Оно ограничивало права казахов в вопросах хозяйствования, религии, налогов, образования и усиливало колонизацию со стороны царского правительства. Религиозно грамотные люди, в числе которых был и Досжан ишан, приняли активное участие в восстании. Царское правительство, предпринявшее активные репрессивные меры против руководителей восстания, переселило Досжана ишана на территорию современной Уральской области, которая уже была подчинена колониальным властям. Власти, во избежание еще более крупных волнений, не могли применить к ставшему уже известным в степи ишану более жестких мер, но это облегчало контроль за ним.
Здесь Досжан ишан тоже построил мечеть на притоке реки Уил — Шиили, где стал распространять не только религиозные доктрины ислама, но и учить детей грамоте.
В религиозно-бытовой комплекс, возведенный Досжан ишаном неподалеку от Шубаркудука, входили мечеть-медресе, где находились комнаты для учащихся, хозяйственные постройки, сады и поля для посевов.
Досжан ишан известен и тем, что был одним из активных организаторов паломничества казахов в Мекку (сам он совершил хадж трижды). В 1874 году он совершил хадж вместе с группой казахов, возглавляемой отцом знаменитого поэта-мыслителя Абая — Кунанбаем. С паломничеством в Мекку ишана Досжана тесно связана и история строительства там Дома для казахских хаджи. Ее подробности еще предстоит узнать ученым, но сведения о связи этого события с именами Досжана хазрета и Кунанбая хаджи сохранились в народной памяти.
Сохранила народная память и сведения о том, как группа религиозных деятелей во главе с Досжан ишаном выставила требование устранить ограничение прав казахов и создать отдельный муфтият. В российских архивах сохранилось письмо казахской интеллигенции во главе с Досжаном ишаном, которое называется «Ходатайства Уральскихъ, Тургайскихъ и Оренбургскихъ киргизовъ о назначенія для нихъ особого муфтія и духовного собранія».
Несмотря на жесткий ответ Военного губернатора Тургайской области, который написал, что «…ходатайство направлено против Временного Положенія 1868 г., имеющего целью изъять киргизскій народ из рук мусульманскаго духовенства и открыть ему почву для сближенія и объединенія с русскимъ народомъ, почему ходайство не заслуживает удовлетворенія»… Досжан Кашакулы продолжал вести пропаганду в народе, проявлял большую деятельность на пути разъяснения необходимости вхождения казахов снова в Оренбургское духовное собрание или создания для казахов отдельного муфтията.
Этот вопрос поднимался интеллигенцией современных Уральской и Тургайской областей и позже, но уже после смерти известного и бескомпромиссного деятеля актюбинского края, который скончался в 1890 году. Останки его похоронены в Шиили, рядом с возведенным им самим мечетью «Ишан ата».
После смерти ишана Досжана в крае долгое время продолжал действовать ряд мечетей, которые он построил на собственные средства и организовал там обучение детей грамоте.
— Нам еще предстоит узнать все подробности жизни и деятельности этого просветителя, — уверен Амангельды Айталы. — В российских архивах и в архивах наших органов безопасности можно найти документы, которые пролили бы свет на жизнь Досжана ишана и многих исторических личностей края, оставивших заметный след в деле просвещения и защиты интересов народа. Нам также предстоит большая работа по исследованию многочисленных мечетей, построенных в прошлые века не только для богослужения, но и для пропаганды казахских традиций, просвещения народа. И мы обязательно продолжим работу по исследованию этой темы.
Санат РАШ