Видный государственный, политический и общественный деятель, ученый-филолог, тюрколог, историк, редактор и журналист, знаток юриспруденции, переводчик, поэт Ахмет Байтурсынов родился в январе 1873 года в местности Сарытубек Тосынской волости Тургайского уезда. В 1882-1884 годы учился в аульной школе, в 1886-1891 — в Тургайском училище, основанном Ыбраем Алтынсариным. В 1895 году он поступил в Оренбургскую учительскую школу, затем работал учителем в школах Актюбинска, Кустанайского, Каркаралинского уездов.
К тем временам относятся ранние стихи Байтурсынова «Сеятель разума». В годы первой русской революции он выступал организатором массовых манифестаций в Каркаралинске, являлся одним из руководителей движения «Трудящиеся казахи», за что был осужден и отправлен в семипалатинскую тюрьму, а позднее выслан за пределы Казахстана.
Начиная с 1913 года, Ахмет Байтурсынов редактировал газету «Қазақ», на страницах которой публиковал свои статьи по вопросам просвещения, литературы и языкознания, знакомил читателей с богатым культурным наследием народа, призывал их к знаниям, духовному совершенству. Так он приобрел широкую известность как просветитель, ученый-лингвист, тюрколог, талантливый переводчик русской поэзии, автор ряда учебных пособий. Все это время Ахмет Байтурсынов находился под надзором царской полиции.
Его художественное творчество связано с демократическими и реалистическими традициями казахской литературы второй половины XIX века, наиболее ярким представителем которой был Абай. В своих поэтических произведениях Ахмет Байтурсынов выступал как обличитель социального и нравственного зла. Реалистическая сила его произведений основана на глубоком знании казахской действительности, на умении остро ставить наиболее важные социальные проблемы.
Ахмет Байтурсынов, проявляя глубокий интерес к произведениям русских классиков, понимал значимость их творческих достижений. Он перевел произведения Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», «Золотой петушок», отрывок из поэмы Лермонтова «Мцыри», басни Крылова. На основе басен великого русского баснописца Байтурсынов создал свои знаменитые «Қырық мысал» («Сорок басен»), «Маса»(«Комар») и др. Работая над своими произведениями, Ахмет Байтурсынов постоянно собирал материалы устного народного творчества, вслушивался в живую народную речь и использовал ее в своем творчестве.
В годы революции 1917 года Ахмет Байтурсынов стал одним из активных лидеров партии «Алаш-Орда». Но постепенно перешел на сторону большевиков, тем самым серьезно ослабив позиции алашординцев.
Байтурсынов принимал активное участие в работе революционного комитета по управлению Казахским краем и внес заметный вклад в подготовку советской социалистической госу-дарственности казахского народа. После образования Казахской АССР он два года работал наркомом просвещения республики, избирался членом ВЦИКа, КазЦИКа, затем сотрудничал в газете ЦК Компартии Туркестана «Акжол», руководил академическим центром Казахстана при Наркомпросе, работал профессором некоторых вузов Ташкента и Алма-Аты.
Ахмет Байтурсынов стоял у истоков казахского языкознания и литературоведения, был основоположником научного изучения казахского языка.
В июне 1929 года его обвинили по якобы новым фактам контрреволюционной деятельности бывших лидеров «Алаш-Орды», незаконно арестовали и выслали в Архангельскую область. В 1934 году, по ходатайству Максима Горького и Екатерины Пешковой, через Международный Красный Крест Ахмет Байтурсынов был освобожден и вернулся в Алма-Ату. Но 8 октября 1937 года он был вновь арестован и спустя 2 месяца расстрелян в застенках НКВД.
Только спустя полвека справедливость восторжествовала, в 1988 году советским судом он посмертно оправдан за отсутствием состава преступления. Такова была трагическая судьба одного из ярких представителей культуры казахского народа.
Ахмет Байтурсынов был разносторонним человеком. Он был прекрасным певцом, музыкантом, даже проводил схватки на борцовском ковре. В годы учительствования в Кустанайской области он знакомится с будущей супругой Александрой (Бадрисафой) Ивановой в Аулиеколе. Говорят, что одно из семи тамошних озер так и называется — Учительским в их честь. Также в Костанае сохранился дом по улице Павлова, где проживала семья Байтурсыновых. Кстати, его жена и дочь Шолпан также были репрессированы и сосланы в Томскую область. В 1988 году Верховный суд КазССР полностью реабилитировал имя Ахмета Байтур-сынова, а в 1989 году Указом Президиума Верховного Совета КазССР была оправдана и Бадрисафа Мухамедсадыковна Байтурсынова. На республиканском торжественном собрании в честь 125-летия со дня рождения Ахмета Байтурсынова, состоявшемся в Алматы, Президент РК высоко оценил его деятельность.
Его имя носит Костанайский государственный университет, одна из главных улиц города также названа в честь Байтурсынова. На площади перед университетом установлен монументальный комплекс-памятник ученого-просветителя. В Торгае работает мемориальный музей Байтурсынова.
Гуля СЕИТОВА,
заведующая отделом областной библиотеки им. С. Баишева