С нового года казахстанцы с инвалидностью смогут самостоятельно заказывать технические средства реабилитации и спецсоцуслуги через портал социальных услуг. Это позволит решить проблему закупки некачественных и неподходящих спецсредств.
О том, как будет работать единый портал и какими социальными услугами смогут воспользоваться лица с особыми потребностями, рассказал «АВ» руководитель облуправления координации занятости и социальных программ Ербол Данагулов.
– Ербол Жеткергенович, каким образом портал соцуслуг улучшит жизнь инвалидов?
– Единый портал соцуслуг заработает с 1 января 2020 года на всей территории страны. Его внедрение позволит исключить фактор непрозрачности учета потребности на услуги реабилитации и, самое главное, решит проблемы несоответствия услуг и средств реабилитации индивидуальным потребностям их получателей, поскольку лица с инвалидностью смогут самостоятельно выбирать необходимый вид товара и услуги. Перечень средств реабилитации, которыми обеспечивают людей с инвалидностью, включает в себя предоставление протезно-ортопедических, сурдотехнических, тифлотехнических и гигиенических средств, а также кресел-колясок. К специальным социальным услугам относятся услуги индивидуальных помощников, специалистов жестового языка и санаторно-курортное лечение.
Сегодня на получение технических средств и услуг реабилитации с момента установления инвалидности уходит до 8 месяцев. Это связано с длительностью проведения процедур государственных закупок. Получатели услуг говорят, что тендерная система совершенно не подходит инвалидам. С каждым годом они все чаще жалуются на ухудшение качества услуг и медицинских изделий.
– На сколько будут сокращены сроки?
– От 8 месяцев до 1-2 недель. В соответствии с пожеланиями граждан с инвалидностью предусмотрен механизм возмещения установленной стоимости технических средств и услуг реабилитации. Это означает, что на портале будет доступна функция осуществления доплаты при выборе более дорогих товаров и услуг.
Кроме того, будет доступен более широкий круг сертифицированных специалистов, а в едином реестре медико-социальных учреждений будет учитываться их оснащенность и загруженность.
Внедрение портала обеспечит равный доступ к средствам и услугам реабилитации, своевременную соцпомощь через «одно окно», не выходя из дома, а также учет индивидуальных потребностей, сведений о поставщиках, соцработниках и специалистах. Это позволит повысить добросовестную конкуренцию и обеспечит прозрачность участия потенциальных поставщиков в реализации средств и услуг реабилитации.
Сегодня портал в пилотном режиме запущен и успешно реализуется в Актобе. К нему уже подключены несколько медико-социальных учреждений.
Напомню, внедрение автоматизированной информационной системы «Портал социальных услуг» предусмотрено в рамках Национального плана по обеспечению прав и улучшению качества жизни лиц с инвалидностью.
Планируется, что ресурсом смогут пользоваться жители всех городов Казахстана, и он охватит более 400 тысяч пользователей и 200 тысяч поставщиков.
– Будут ли установлены критерии по определению поставщиков на портале социальных услуг?
– Поставщиками товаров, работ или услуг могут выступать физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также юридические лица и их филиалы. Но зарегистрироваться смогут только те поставщики, которые не имеют налоговой задолженности и задолженности по социальным отчислениям, не подлежат процедуре банкротства либо ликвидации, не включены в реестр недобросовестных участников государственных закупок. Также они обязаны иметь сертификат соответствия при поставке товаров, подлежащих обязательной сертификации, и регистрационное свидетельство при поставке медицинских изделий. Поставщик должен представить цену для реализации товаров, работ и услуг. Эти требования будут утверждены приказом министра труда и социальной защиты населения Казахстана.
– Каким образом лица с инвалидностью, не имеющие доступа к интернету и сотовых телефонов, в сельских населенных пунктах смогут воспользоваться порталом? И кто будет оказывать помощь при подборе средств реабилитации?
– Местными исполнительными органами (МИО) в рамках внедрения портала социальных услуг будут созданы зоны самообслуживания, где специалисты управлений и отделов занятости и социальных программ начнут оказывать помощь при получении ЭЦП и реализации права на выбор технических средств и услуг реабилитации.
– При предоставлении поставщиками некачественного товара или услуг кому будут предъявлены претензии?
– Ответственность за качество товара или услуг несет непосредственно сам поставщик. В случае возникновения спорных вопросов на уровне МИО будут созданы комиссии по решению возникающих спорных вопросов.
– В Казахстане отсутствуют специализированные санатории для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата. Можно ли в рамках портала приобрести услуги санаторно-курортного лечения за рубежом?
– В рамках портала средства и услуги реабилитации будут оказываться только на территории Казахстана, получить же услуги за рубежом невозможно.
Доступность будет основным критерием при включении санатория в список поставщиков санаторно-курортных услуг на портале социальных услуг.
– Предусмотрен ли отказ от некоторых видов средств реабилитации, которые прописаны в индивидуальной программе реабилитации, но в конкретный момент в них нет особой надобности?
– Да, эта функция предусмотрена. По желанию получатель услуг может повторно обратиться в течение срока действия ИПР.
– На портале сроки эксплуатации кресел-колясок останутся прежними: 4 и 7 лет?
– Да, они останутся прежними. При внесении изменений в действующее законодательство будет рассмотрен вопрос пересмотра срока эксплуатации кресел-колясок. Однако это требует тщательного изучения и положительного заключения республиканской бюджетной комиссии.
Что касается медицинских показаний и противопоказаний для выбора кресел-колясок, то их пропишут в индивидуальной программе реабилитации лиц с инвалидностью.
– Расширят ли перечень технических средств реабилитации?
– Вопрос требует тщательного изучения и согласования с местными исполнительными органами. После отработки реальной потребности пакет документов направят в Министерство финансов для вынесения на рассмотрение республиканской бюджетной комиссии.
– Можно ли выбрать товар или услугу в другом регионе?
– Принцип территориальности будет применяться при получении специальных социальных услуг в медико-социальных учреждениях, так как денежные средства находятся в местном бюджете.
– Будет ли запущен бизнес-процесс на социальные услуги по оказанию «инватакси»?
– Оказание услуг «инватакси» не прописано в индивидуальной программе реабилитации. Также не установлен механизм оплаты услуги.
– В случае если товар не подходит лицу с инвалидностью, предусмотрен ли механизм его возврата?
– В договоре оферты пропишут договорные отношения между инвалидом, поставщиком и организацией, осуществляющей доставку товара.
Лаура МАДИ
Изображение с сайта Pixabay