В истории Казахстана было немало трагических и драматических страниц. К ним относятся и события декабря 1986 года в Алма-Ате. В 2016 году им исполняется ровно 30 лет. Эти события произошли через год после того, как к власти в СССР пришел М. С. Горбачев и инициировал так называемую перестройку.
Уже в годы позднего правления Брежнева в СССР начались так называемые застойные явления в народном хозяйстве, которые резко обнажили имевшиеся противоречия и недостатки командно-бюрократической системы в планировании и размещении производительных сил. Уродливые формы приобретала отраслевая структура народного хозяйства. Такие ведомства, как министерства среднего машиностроения, цветных металлов, энергетики, мелиорации, обороны стали настоящими хозяевами на территории Казахской ССР. При составлении различных планов, разработке новых месторождений интересы республики в расчет практически не брались. От многомиллиардных доходов, которые доставались ведомствам, Казахстану доставались крохи, а то и вовсе ничего. Средства направлялись в добывающие отрасли, до 60 процентов товаров, необходимых народу, завозились из-за пределов республики. Страна имела искривленную, колониальную структуру экономики. Идеологический тоталитаризм и остаточный принцип финансирования науки и образования пагубно отразились на развитии духовного мира человека. Наука превратилась в покорную служанку официальной политики, а культура теряла связь с национальными корнями, становилась серой и безликой. С 1954 по 1986 годы в республике было закрыто более 600 школ с казахским языком обучения. Казахский язык перестал функционировать во многих общественных местах и превращался в сугубо бытовой. Этот длительный процесс отчуждения от национальной культуры и языка привел к появлению заметной группы манкуртов. И, наконец, возмущение вызывало явное противоречие между традиционно командными действиями центра и провозглашенными демократическими принципами перестройки.
Результатом серьезных противоречий между первоначально провозглашенными целями и реальностями дня явились декабрьские события. Поводом к ним послужила смена высшего руководства Казахстана. Ожидалось, что это произойдет демократическим путем, но события справедливо были расценены народом как нарушение властью самой же провозглашенных принципов.
15 декабря в Алма-Ату прибыл член ЦК КПСС Г. Разумовский и первый секретарь Ульяновского обкома партии Г. Колбин. 16 декабря на пленуме ЦК Компартии Казахстана было объявлено о рекомендации высшими партийными органами Колбина на пост республиканского первого секретаря. Партийная верхушка Казахстана без обсуждения проголосовала «за», и таким образом, в нарушение всех партийных норм и устава главой республики был избран человек, не только не связанный с Казахстаном и не знавший местных условий, но даже не состоящий на учете ни в одной из местных партийных организаций и не имеющий казахстанской прописки. Это было воспринято как оскорбление казахского народа и вызвало стихийный протест.
17-18 декабря 1986 года молодежь Алма-Аты вышла на улицы, чтобы выразить протест против игнорирования интересов республики. Демонстрация была мирной, никаких антигосударственных или антиправительственных лозунгов не было, граждане осуществляли свое конституционное право, однако власти, не желавшие идти на диалог, прибегли к силовым мерам, бросив против демонстрантов войска и милицию. Тем самым вновь были грубо нарушены Конституция и советские законы.
Власти намеренно разжигали межнациональную рознь, вооружив железными прутьями и обрезками кабеля дружины, составленные из русскоязычных рабочих промышленных предприятий, и натравливая их на демонстрантов-казахов. По некоторым источникам, в ходе трагических событий 17-18 декабря погибло более 150 демонстрантов, в лечебные учреждения Алма-Аты попали 540 человек, более 200 были госпитализированы, различные телесные повреждения получили более 1 700 человек. При разгоне демонстрации были использованы саперные лопатки, служебные собаки, людей на морозе обливали водой, избивали задержанных, многих полураздетыми вывезли и оставили за городом. Весть о разгоне демонстрации всколыхнула весь Казахстан, во многих городах республики прошли аналогичные выступления, также силой подавленные властями.
За кровавым подавлением народного выступления последовали жестокие репрессии. Около 900 человек были наказаны в административном порядке, в уголовном порядке было осуждено 99 человек, среди них 18-летний Кайрат Рыскулбеков, погибший в тюремных застенках. Только в столице 264 человека были исключены из вузов, 758 человек — из комсомола и 52 человека — из партии. Комсомольские и партийные взыскания получили около 1 400 человек. Из органов внутренних дел было уволено 1 200 человек, из транспортных и медицинских учреждений — более 300 человек. Своих постов лишились 12 ректоров вузов. Следствие и суд проходили с грубейшими нарушениями процессуальных норм, власти начали беспрецедентную в послесталинское время волну репрессий и гонений на национальную интеллигенцию.
В начале 1987 г. было принято постановление ЦК КПСС, в котором происшедшее объявлялось проявлением «казахского национализма». Нарушением конституционных принципов равенства граждан независимо от национальности стала практика процентного квотирования рабочих мест и приема в вузы, введенная в 1987 году. Демагогические заявления Г. Колбина об интернационализме и необходимости изучения казахского языка сопровождались закрытием доступа к образованию и престижной работе представителям коренной национальности, поиском «националистов» и «коррупционеров».
Тем не менее нужно подчеркнуть, что декабрьские события 1986 года в Алма-Аты стали катализатором демократизации политической жизни всего Советского Союза и имели важное историческое значение для народов СССР. Кроме того, это было первое демократическое выступление против существующей политической системы на территории бывшего СССР, которое открыло путь стремлению казахского народа к независимости и суверенитету.
Необходимо отметить, что независимый Казахстан во главе с его Президентом Н.А. Назарбаевым, начиная с 1991 года и по современное время, всегда уделял самое высокое и серьезное внимание межнациональным отношениям в республике. Базовыми принципами государственной национальной политики являются равные права для представителей всех национальных и конфессиональных групп и создание благоприятных условий для их деятельности. Можно без преувеличения сказать, что первые законодательные акты независимого Казахстана создали правовую базу, в основе которой лежит гражданская и политическая общность всех граждан, обеспечивающая их равенство прав и свобод, независимо от их этнической или религиозной принадлежности. Опыт межэтнической политики, осуществляемой Казахстаном, получил высокую оценку со стороны мирового сообщества и вызывает интерес стран со схожим полиэтническим составом населения. В международном сообществе Казахстан признан как страна, ведущая последовательную внутреннюю политику, направленную на обеспечение толерантности, межконфессионального и межкультурного согласия представителей всех национальностей, представляющих единый народ Казахстана.
Керимсал ЖУБАТКАНОВ,
кандидат исторических наук,
доцент АРГУ
имени К. Жубанова