18 ноября 2015 года принят Закон РК «О противодействии коррупции». Он направлен на правовое регулирование общественных отношений, повышение степени защиты прав, свобод и законных интересов граждан от негативных посягательств. Данный закон в системе профилактических мер предусматривает реализацию тринадцати задач.
Одной из них является выявление коррупциогенных норм при производстве юридической экспертизы нормативно-правовых актов (НПА). Основная цель анализа – выявление причин и условий, определяющих возможность выбора варианта поведения и(или) управленческого решения должностным лицом, которое приводит к совершению коррупционных правонарушений. Речь идет о коррупционном риске – наличии явления, способствующего возникновению коррупционных ситуаций, которые могут спровоцировать лицо совершить правонарушение.
В прошлом году департамент проверил 39 госорганов и установил характерные НПА, коррупциогенные нормы, способствующие возникновению коррупции.
Такие факторы можно разделить на две большие группы: устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям.
К первой группе относятся:
— широта дискреционных полномочий — отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственных органов (их должностных лиц);
— определение компетенции по формуле «вправе» — диспозитивное установление возможности совершения госорганами (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
— выборочное изменение объема прав — возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению госорганов (их должностных лиц);
— чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества — наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию госорганов, принявших первоначальный НПА;
— принятие НПА за пределами компетенции — нарушение компетенции госорганов (их должностных лиц) при принятии НПА;
— заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий — установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
— отсутствие или неполнота административных процедур — отсутствие порядка совершения госорганами (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
— отказ от конкурсных (аукционных) процедур — закрепление административного порядка предоставления права (блага).
Ко второй группе коррупциогенных норм относятся:
— наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права — установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
— злоупотребление правом заявителя госорганами (их должностными лицами) — отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;
— юридико-лингвистическая неопределенность — употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
Следует учитывать, что информация о коррупциогенных факторах, содержащихся в НПА, может быть получена из материалов проверок контролирующих органов, СМИ, интернет-источников, обращений граждан, должностных лиц, а также из других источников, в том числе из не запрещенных законодательством РК.
Согласно пункту 5 статьи 8 Закона «О противодействии коррупции» внутренний анализ коррупционных рисков осуществляется самими госорганами, организациями и субъектами квазигосударственного сектора. Именно поэтому следует отметить особую роль внутреннего анализа коррупционных рисков в качестве эффективного инструмента по выявлению коррупциогенных норм в законодательстве РК.
Совершенно очевидно, что только человек, владеющий необходимыми знаниями и практическим опытом правоприменения отраслевого законодательства, сможет профессионально проанализировать нормативный правовой акт на наличие (отсутствие) коррупциогенных факторов, а также предложить варианты устранения (снижения) коррупционных рисков при реализации, установленных НПА правил поведения.
Каждый руководитель госоргана и субъектов квазигосударственного сектора, рассматривая свою деятельность через призму противодействия коррупции и принимая меры к выявлению и устранению коррупционных рисков, тем самым упреждает и предупреждает возможные факты коррупции. Ведь он несет персональную ответственность за каждый такой факт, если он случится.
Отсюда следует, что решающее значение в достижении цели искоренения коррупции, устранении коррупционных рисков имеет отношение руководителя и работников госорганов, субъектов квазигосударственного сектора к проведению данных мероприятий.
Только при таком отношении можно достичь желаемого результата в сфере противодействия коррупции.
Болат МАХАНАЛИН,
руководитель управления профилактики коррупции департамента по делам государственной службы