Узкая двухполосная автодорога, отсутствие санитарных узлов и здания для пограничного контроля — такие проблемы казахстанцы озвучили на встрече с российской делегацией в Мартукском районе.
Представители РПП «Атамекен», департамента госдоходов, транспортной прокуратуры и пограничной службы КНБ РК по Актюбинской области вместе с Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Оренбургской области Виктором Коршуновым, общественным бизнес-омбудсменом этого региона Андреем Саблиным обсудили в селе Казанка Мартукского района проблемы пограничных переходов «Жайсан» (РК) и «Сагарчин» (РФ). Автопереходы действуют уже не один десяток лет, а проблемы не решаются.
— Со стороны Казахстана к «Жайсану» подходит восьмиполосная магистраль, по четыре в каждую сторону. В случае скопления транспорта казахстанская сторона выделяет по три полосы для грузового транспорта — на въезд и выезд из страны. Автобусы и легковой транспорт передвигаются по четвертым полосам, — рассказал руководитель отдела экспортного контроля ДГД области Бакитжан Маханов. — Со стороны российского «Сагарчина» имеется лишь двухполосная дорога. Мы предлагаем коллегам из России увеличить количество полос движения. Благодаря этому возрастет пропускная способность «Жайсана» и «Сагарчина».
По сведениям руководителя отдела пограничного перехода «Жайсан» Болысхана Нугиманова, ежесуточно они пропускают по 800-1 000 единиц большегрузного транспорта и по 300-400 легковых автомашин в каждую сторону. Активность движения перехода оценивается как выше среднего по стране.
Заместитель директора РПП «Атамекен» Руслан Куйшинов и депутат облмаслихата Бану Тлегенова подняли вопросы благоустройства полосы протяженностью 400 метров между постами «Жайсан» и «Сагарчин». На ней нет санитарных узлов. В периоды ремонта соседних переходов водители стоят сутками, бывают перепалки, случаются даже драки. Как выяснилось на встрече, проблемный участок принадлежит Российской Федерации.
— У жителей Мартукского района много родственников, которые живут в Оренбургской области, — отметила Бану Тлегенова. — Казахстанский переход снабжен благоустроенными помещениями для досмотра. На российской стороне стоят лишь будочки с пограничниками. Проверку документов они ведут через окошко. В дождь, ветер, буран, с маленькими детьми и пожилыми паспортный контроль проводят на улице. Можно ли оперативно построить санузел, здание для досмотра?
Виктор Коршунов объяснил, что существует программа реконструкции всех пунктов пропуска РФ, включая дальневосточные:
— Проектируют на 20-50 лет вперед. Первыми реконструировали Маштаково и Озинки. Казахстан — это большой логистический хаб, через который проходят большие потоки товаров. Наша задача — отладить работу пунктов пропуска.
Общественный бизнес-омбудсмен в сфере коммуникативных технологий и СМИ Оренбурга, предприниматель Андрей Саблин вспомнил, что многие вопросы поднимали на аналогичной встрече в 2019 году.
— Отсутствие удобств на границе — это безобразие. Мы все сфотографировали и доведем до своего руководства. Но даже оно не располагает полнотой прав, необходимых для оперативного решения. Надеюсь, через пять лет мы снова встретимся, к тому времени сложностей не останется, — выразил надежду Андрей Саблин.
К слову, делегация из Оренбурга выехала в село Казанка за пять часов до встречи с нашей стороной. При том что расстояние между населенными пунктами менее 200 километров.
Татьяна ТОКАРЬ
Актобе — Казанка — Актобе
Фото автора