25 октября 1990 года постановлением Верховного совета была принята Декларация о государственном суверенитете, которая является историческим документом в становлении Казахстана как независимого государства.
Переход на новый этап
Декларация несла в себе политическое начало, объявив Казахстан субъектом международного права, а казахстанский народ источником государственной власти. Именно с этого документа начинается путь становления Казахстана как независимого государства.
В данной декларации впервые были закреплены такие принципы государственности, как целостность, неделимость и неприкосновенность территорий, развитие культуры народов Казахстана и их языков, укрепление национальной самобытности. В ней также были закреплены все атрибуты реального суверенитета Казахстана: собственная территория и гражданство, самостоятельность и полнота государственной власти, государственный бюджет, символы государственного суверенитета – Герб, Флаг, Гимн, а также национальная валюта.
С принятием Декларации о государственном суверенитете перед страной стояла задача по переходу от действовавшего в то время советского законодательства на новый этап формирования национального законодательства независимого Казахстана.
Первым актом, принятым на основе вышеуказанных принципов Декларации, стал Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан» от 16 декабря 1991 года. На основании данного Конституционного закона Казахстан обрел юридически оформленный статус независимого государства, признанного мировым сообществом.
Действовавшая в начале 1990-х годов Конституция Казахской ССР уже не отвечала реалиям времени. Суверенный Казахстан нуждался в новой Конституции – правовом фундаменте дальнейшего развития как современного цивилизованного государства.
Ключевым документом, обозначившим незыблемость казахской государственности, стала первая Конституция, принятая в 1993 году. Согласно данной Конституции Казахстан провозглашался неотъемлемой частью мирового сообщества, подтверждалась приверженность республики международным нормам и курсу на создание демократического и правового государства. В разработке первого Основного закона принимали участие видные ученые и деятели Казахстана. Была проведена колоссальная работа по закреплению в Конституции основных принципов и положений, присущих демократическому обществу.
В ходе поступательного развития казахстанского общества возникла необходимость в принятии новой Конституции страны. Так, в 1995 году на республиканском референдуме принята нынешняя Конституция, которая четко определила цели и приоритеты в общественном развитии, установила демократические принципы разделения власти в республике на законодательную, исполнительную и судебную ветви, осуществляющие взаимодействие на принципах сдержек и противовесов.
По инициативе Президента Республики Казахстан Касым-Жомарта Токаева в этом году проведен всенародный референдум по внесению поправок в действующую Конституцию, которые несли в себе основной посыл — создание «Нового Казахстана». Изменения коснулись трети статей Основного Закона и были нацелены на дальнейшую демократизацию общества. Благодаря конституционной реформе Казахстан встал на новый путь политической модернизации.
Таким образом, создание казахстанской модели политической системы в своем развитии проходило несколько этапов.
Реформы также коснулись органов местной исполнительной власти. С принятием 10 декабря 1993 года Закона «О местных исполнительных представительных органах Республики Казахстан» внесены кардинальные изменения в структуру и полномочия местных исполнительных органов. Прежние исполкомы были преобразованы в акиматы – органы местной исполнительной власти, возглавляемые акимами.
Принятый в 1998 году Закон «О нормативных правовых актах», разработчиком которого являлось Министерство юстиции, установил иерархию нормативных правовых актов страны, согласно которой высшей юридической силой обладает Конституция Республики Казахстан. Юридическая значимость актов местных исполнительных органов, а именно нормативных правовых решений маслихатов, нормативных правовых постановлений акиматов, нормативных правовых решений акимов, также была закреплена в иерархии.
Сегодня местные государственные органы уже имеют достаточный опыт в региональном нормотворчестве.
Равный доступ к получению госуслуг
Значительна роль органов юстиции в правовом обеспечении государства. Ведомственное нормотворчество является одним из этапов реализации норм законодательства. Оно занимает немаловажное место в системе правового регулирования. Министерство юстиции как орган, осуществляющий государственную регистрацию нормативных правовых актов, обеспечивает соответствие таких актов Основному закону нашей страны и нормам действующего законодательства.
С момента обретения независимости сфера правового обеспечения перешла на совершенно новый уровень. В целях повышения качества принимаемых нормативных правовых актов постоянно совершенствуется законодательство в этой сфере. Для вовлечения граждан в процесс разработки и принятия нормативных правовых актов предусмотрено публичное обсуждение проектов нормативных правовых актов на портале «Открытые НПА».
По проектам нормативных правовых актов проводится обязательная научная антикоррупционная экспертиза на предмет наличия норм, способствующих совершению коррупционных правонарушений, внедрено обязательное согласование проектов нормативных правовых актов, затрагивающих интересы субъектов предпринимательства, с Национальной палатой предпринимателей «Атамекен». Кроме того, расширен перечень нормативных правовых актов, не подлежащих государственной регистрации, тем самым повышена самостоятельность местных государственных органов по принятию таких актов.
Принимая во внимание политику государства по цифровизации услуг, с 2018 года осуществлен переход государственных органов к электронной государственной регистрации нормативных правовых актов на платформе интернет-портала государственных органов. Сокращены сроки государственной регистрации с 15 до 5 рабочих дней.
С 2021 года государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется централизованно – Министерством юстиции.
На пути формирования национального законодательства и обеспечения прав граждан к равному доступу для получения государственных услуг был пройден сложный путь — от разрозненных по отдельным службам и основанных на ручном труде картотек до огромного многофункционального механизма с отлаженной работой и мощной информационно-технической инфраструктурой.
Создание Центров обслуживания населения – это, безусловно, положительное историческое событие в сфере оказания государственных услуг. Тем не менее системная работа по упрощению реализации регистрационных прав граждан была продолжена. Внедрены принцип экстерриториальности регистрации рождения, смерти, заключения брака и вообще гражданского состояния, происходящего в автоматическом режиме при минимальном количестве документов; композитные услуги, к примеру, при регистрации рождения можно поставить в очередь за получением пособия по рождению и в детский сад. Вместо трех свидетельств: свидетельства о перемене ФИО, об усыновлении либо об установлении отцовства регистрирующим органом выдается только одно свидетельство о рождении ребенка, которое содержит персональные данные ребенка и данные родителей. Статистика регистрационного роста в Актюбинской области говорит сама за себя.
Также упрощена регистрация неправительственных организаций, заявления о регистрации внесенных изменений в учредительные документы, прекращения деятельности, выдача дубликата устава, изменение руководителя юридического лица осуществляются посредством портала правительства в электронном виде.
С 30 июля 2018 года регистрация прав, обременений прав на недвижимое имущество от органов юстиции переданы в НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан». С сохранением за органами юстиции функций по нормативно-методологическому обеспечению, контролю и ведению государственной политики в сфере регистрации прав на недвижимое имущество. Передача функции позволила сократить количество общего числа процедур путем объединения в одну, сократить время, затрачиваемое на регистрацию, расходы граждан и бизнес-структур при оформлении и регистрации недвижимости, минимизировать коррупциогенные факторы и другие административные барьеры.
Одним из последних новшеств является то, что для регистрации залога недвижимого имущества не надо обращаться в регистрирующие органы, так как интегрированы информационные системы банков второго уровня и Регистр недвижимости.
Таким образом, совершен переход на качественно новый уровень создания условий для ускоренного развития экономики, снижения уровня коррупции, улучшения показателей Казахстана в международных рейтингах «Doing Business» и «Глобальный индекс конкурентоспособности». Тем самым создается благоприятный климат для населения и инвесторов.
…25 октября – знаменательный день в истории нашей страны! В этот день мы выбрали суверенитет, свободу, открытость миру. Сегодня благодаря общим усилиям Казахстан – успешное государство, признанное на мировой арене. Успехов и дальнейшего процветания нашей Родине!
Айжан ШАУКУЛОВА