Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Путь по Абаю

Возможно ли до конца познать великого человека? Философа, литератора, общественного деятеля. Вряд ли. Ведь у каждого из нас свое прочтение, свои смыслы, свое видение. В преддверии дня рождения великого Абая «АВ» знакомит читателей с жителем хромтауской глубинки Иваном Аржинтом, для которого казахский просветитель стал одной из линий жизни.

«Пусть вас благословляет его слово»

Началось все осенью 1997-го, когда в село Абай Кумана Тастанбекова и Меруерт Утекешову сопровождал ныне покойный Амантай Утегенов. Именно поэт предложил тогдашнему руководителю колхоза Ивану Аржинту похлопотать об установке в одноименном селе памятника Абаю Кунанбаеву. Времена на дворе были не самые простые, памятник – затея не из дешевых, но усилиями председателя колхоза бюст просветителя в селе торжественно открылся в 1998 году.
– Абай в моем сердце с раннего возраста, – говорит Иван Васильевич, сын молдаванина и румынки. – Как ни странно, еще будучи школьником, я мечтал, что установлю ему памятник. А когда попал служить в Семипалатинскую область, радовался, что нахожусь на земле, по которой ступал мой кумир. Детская идея укреплялась, активно читались произведения нашего просветителя и казахских писателей. Об обычаях и традициях казахов больше всего узнал из книги Мухтара Ауэзова «Путь Абая». Позднее перечитал ее, и это лишь укрепило мысль об установке памятника. А когда стал председателем колхоза, то желание стало просто жгучим: рычаги подогревали.
Вроде бы случайная, как считает собеседник, встреча с Амантаем Утегеновым простимулировала намерение. Мужчины подружились, и для Ивана Аржинта Амантай Шамильевич был особенно дорог и тем, что переводил тексты классика на русский язык, расширяя читательскую аудиторию.
Исполнители главных ролей в фильме «Кыз-Жибек» посетили колхоз «Абай» по приглашению его председателя – нашего собеседника. Сельчане устроили трехдневный той в честь гостей, скачки, а Куману Тастанбекову по народной традиции подарили белого коня… Радость была настолько большой, что после отъезда актеров на душе председателя стало очень сиротливо.
– Мы тосковали вместе с Амантаем, но он напомнил, что гость подарил мне «Путь Абая» с надписью, которую я прочел еще раз и воодушевился с новой силой, – продолжает Иван Васильевич. – «Пусть ваше хозяйство процветает, а аул, названный в честь великого Абая, пусть вас благословляет», – гласила надпись, и это стало последней каплей, после чего я поехал к Ауэзхану Каржаубаеву – главному архитектору района и своему однокласснику. Он обрадовался и пообещал найти скульптора. Привез троих! К сожалению, ничьих имен не помню. Руководителем Хромтауского района тогда был Анатолий Марченко, который с радостью отнесся к идее, обещал всяческую поддержку, кроме материальной. Затраты я взял на себя, уверенный в помощи друзей. Информационную поддержку оказал секретарь раймаслихата Анатолий Козачок, а средства на бюст собирали всем миром в прямом смысле. На торжественное открытие пригласили экс-руководителей колхоза и села. Среди гостей особенно выделю Ерсаина Ажибаева, Валентину Пименову, местного акына Шати и мою учительницу Мариям Жумагалиеву. Мариям Турегалиевна вела у нас казахский язык, который с ее подачи я полюбил и освоил. Она для меня учитель и в школе, и по жизни. Без нее торжество открытия абайцы сочли бы неполноценным. А право снять покрывало с бюста мы доверили Анатолию Марченко.
Получается, идея установки памятника Абаю тройственная – Иван Аржинт, Амантай Утегенов и Куман Тастанбеков. О себе же наш собеседник добавляет, что в народе его называют Иван Абаевич, что мужчине приятно слышать.

Дед Иван с внуками Арсеном и Аурелом и внучкой Айжан | Фото из семейного архива семьи АРЖИНТ

Знание наследия просветителя как тест на соответствие

Книги Абая в семье Ивана и Базаргуль Аржинт – настольные. В семьях их детей тоже.
– Я изучил все 45 Слов, – делится Иван Васильевич своим открытием философии просветителя. – Абай с большим уважением передает опыт соседних народов (узбеков, ногайцев). И я следую его назиданиям, прививая детям и внукам позицию классика: любой позитивный опыт развивает человека. В семье мы одинаково владеем и русским, и казахским языками, что в определенном смысле есть следование рекомендациям моего кумира: казах должен трепетно относиться к родному языку и помнить, что знание русского двигает вперед. Безусловно, второе относится к его современникам, ведь между эпохами моей и Абая более ста лет. Он русский язык называет великим, призывает сокровников к его освоению, чтобы прогрессировать, для нас же двуязычие – норма. Прогрессировали мы безусловно, но сколько моих современников знает Абая? Кто может назвать любимое Слово, каким руководствуется наиболее часто? Когда я служил в армии, не мог отделаться от констатации неприятного факта, что на родине просветителя не вспоминают автора энциклопедии жизни коренного населения республики. Я его философию не побоюсь назвать моральным кодексом человека. И тут добрым словом вспомню Меткуль Косымбаеву, которая работала у нас в районо, в акимате. Это второй после Амантая Утегенова человек, который горит Абаем и делится этим огнем со всеми! Она регулярно собирала хромтаусцев возле бюста Абая для тематических встреч, диспутов. Ее заслуга в том, что стихи и песни классика не умолкали в нашем селе.
…Я растил хлеб, был руководителем и каждый день помнил наставления просветителя. Они выручают в любой ситуации. Когда парней провожают в армию, наказ обязателен. А я считаю: если молодежь будет знать все 45 Слов и жить по ним, Казахстан будет самой процветающей страной. Сей добро и пожнешь добро – разве не к этому призывает Абай человека? Прозорливец, 150 лет назад он предвидел все и оставил нам гениальные наставления, а сегодня их знают и ими руководствуются лишь крохи. Может, многим просто не нравится критика, имеющаяся в Словах?

Философия семьи Аржинт

Ивана Аржинта сегодня заботит еще одна серьезная идея: для глубокого изучения творчества и философской мысли великого предшественника необходим профильный НИИ.
…Я служил там, где рос Абай, и понимаю, что родиться великий человек мог лишь в Восточном Казахстане. Там такая вдохновенная красота! И этой красоте нужно соответствовать, сохранять ее и приумножать, – не скрывает собеседник. – Я частенько тестирую школьников на знание истории и понял, что национальных героев или Героев Советского Союза из числа казахстанцев они не знают. Многие даже имя Бауыржана Момышулы впервые слышат. Но замечу, что Халық каһарманы сформировался на учении Абая. Он и сам признавался, что с книгами казахского просветителя не расставался.
По мнению Ивана Васильевича, изучение наследия просветителя нужно начинать в детском саду в ненавязчивой форме, постепенно углубляясь до разбора Слов назидания в старших классах. Пример детей и внуков четы Аржинт – яркое подтверждение тому, что секрет результата – система. А если подойти философски к явлению системности, то нужно вспомнить о том, что только она держит на плаву организм, общество. Словам назидания вполне по силам стать кодексом, идеологией, которые на плаву удержат нас в любой ситуации:
– Абай очень жестко назидает поколениям, а ведь именно жестко воспитывая молодое поколение, мы сохраним свою великую страну, ее красоты, историю, традиции.

Спасибо отцу!

С подачи Мариям Жумагалиевой проникшийся любовью к казахскому языку и культуре, творчеству Абая Кунанбаева, сегодня Иван Аржинт обеспокоен, что в селе нет Дома культуры:
– А где же нам делиться радостями, обсуждать проблемы? Конечно, абайцы общаются, но нужен очаг культуры, и пусть не ДК, но хотя бы клуб. В каждой казахской семье хватает талантов, так почему не собирать их в духовном центре? Когда-то мы возили в соседние села концертные программы, а сегодня создадим домбровый оркестр или ансамбль и опять будем ездить к соседям с музыкальными подарками – это еще одна моя мечта, которую я готов реализовать при поддержке исполнительной власти.
Давно пребывая на пенсии, собеседник остается на крыле: работает и, как сам выразился, является егерем на общественных началах – отслеживает чистоту степи и прибрежных территорий. Уроженец Талдыкурганской области, Иван Васильевич с благодарностью вспоминает отца-целинника, который привез семью в Актюбинскую область:
– Здесь я нашел судьбу, обрел Абая, постиг богатейшую казахскую культуру – разве ж это не счастье?

Записала Татьяна ВИНОГРАДОВА

 

Колонка "Взгляд"