АО «Информационно-учетный центр» является держателем электронной площадки Qolday.kz, посредством которой ведется онлайн-субсидирование. Некоторые товаропроизводители-участники программ связывают проблемы с субсидированием, в частности, с сокращением объема финансирования господдержки АПК, с якобы некачественной работой информационного портала. Но их претензии не имеют никакого отношения к деятельности нашего центра.
Сегодня мы решили четко разделить причины и следствия, а также разъяснить позицию и роль АО «Информационно-учетный центр» (ИУЦ).
Во-первых, вопрос, связанный с объемами субсидирования, не относится к компетенции ИУЦ. Это прерогатива местных исполнительных органов (акиматов) и центральных (МСХ РК, Министерства финансов РК и других) ведомств.
Во-вторых, наш центр является инициатором внедрения и разработчиком системы электронного субсидирования аграриев. Собственно, система была создана для минимизации коррупционных рисков, в которых сегодня пытаются ее обвинить. Электронная очередь и публичный реестр заявок на субсидирование – это основные инструменты, позволяющие сделать процесс прозрачным.
Да, пока невозможно исключить участие специалистов управлений/отделов сельского хозяйства в процессе субсидирования, но это всего лишь вопрос времени. Для полного отказа от участия человека в распределении субсидий необходим переходный период (2-3 года), пока процесс не будет автоматизирован на сто процентов.
Однако уже сегодня система доказала свою эффективность и преимущества перед традиционной бумажной версией субсидирования. Главным образом за счет скорости обработки заявок. Суммы в несколько миллиардов тенге могут быть распределены системой за считанные часы, что было невозможно ранее (на это уходило несколько недель и даже месяцев). Процесс субсидирования сократился по времени примерно в 10 раз! Необходимость создания комиссий и проведения их заседаний отпала сама собой.
Парадоксально, но факт: высокая скорость создает ложное впечатление и порождает разговоры среди аграриев о распределении средств среди своих.
При этом мало кто из критикующих систему или недовольных ею заходит на портал и изучает реестр заявок. Между тем вся статистика процесса субсидирования видна как на ладони. Отметим, системой онлайн-субсидирования в 2018 году принято и обработано 22 755 заявок от 17 тысяч аграриев на общую сумму более 22 миллиардов тенге. В итоге в 2018 году обработано в 1,5 раза больше заявок на субсидирование, чем за три года с 2015-го по 2017-й, когда действовала бумажная система субсидирования. То есть электронная система существенно расширила список получателей господдержки, а субсидии стали более доступными для аграриев.
Сегодня фермеров не устраивает то, что на их заявки приходит много отказов. Они уверены: путем манипулирования в виде отказов специалисты на местах продвигают интересы знакомых и, разумеется, по их мнению, небескорыстно.
Что на это сказать? Действительно, отказов много. Но в этом нет никакой подоплеки, все очень просто. Система новая как для товаропроизводителей, так и для специалистов местных и центральных исполнительных органов, поэтому вполне естественно, что при заполнении тех или иных форм заявок происходят ошибки или неточности.
К примеру, даже при внесении в систему наименования своего крестьянского хозяйства многие фермеры умудряются допускать ошибки. Кроме того, большинство отказов связано с многочисленными ошибками в государственных базах данных.
Портал Qolday.kz не является первоисточником информации. Система использует для работы данные автоматизированной информационной системы государственного земельного кадастра (АИС ГЗК) и государственной базы данных «Регистр недвижимости»» (ГБД РН), той же информсистемы животноводства (ИАС) и так далее.
По последней, кстати, зафиксировано большое количество жалоб аграриев относительно субсидирования приобретения племенного скота. На самом деле при подаче заявки через ИАС (сайт www.plem.kz) очередность заявок вбивается вручную и закрыта для пользователей, а вот при подаче заявок через Qolday.kz – строго через электронную очередь, которая доступна на портале.
Надо понимать, что система, впрочем, как и другие, несовершенна. Пока. Смею заверить, что любые конструктивные замечания аграриев и их жалобы на возможные изъяны электронной системы субсидирования тщательно проверяются.
В завершение хочу заметить, что «Информационно-учетный центр» представлен в каждом регионе, специалисты которых постоянно на связи. Более того, специально для принятия заявок по онлайн-субсидированию в ИУЦ в каждой области выделили одного специалиста, который работает при управлении сельского хозяйства и на месте решает все вопросы.
Жамал САПАРОВА, начальник Актюбинского отдела АО «Информационно-учетный центр»
Подотовила Ляззат ЕГИБАЕВА
Фото Аслана Мусенова