Как складывается религиозная обстановка, что волнует жамагат, что делается для повышения грамотности и сплоченности верующих, рассказал главный имам области Серикжан Еншибайулы.
Долгий путь к согласию
Духовенство региона отмечает, что по сравнению с прошлыми годами повысилась религиозная грамотность жителей области. Это следствие нескольких причин. В том числе и благодаря пандемии, которая внесла немало корректив в быт людей.
– Если до этого правоверные приходили в мечеть, обменивались мнениями, дискутировали, то во время карантина они лишились возможности просто прийти в дом Аллаха, – говорит имам-представитель Духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК). – После снятия ограничений все были рады тому, что Всевышний вернул возможность вместе молиться, видеться друг с другом. В последнее время мы не наблюдаем принципиальных открытых разногласий между верующими на почве религиозных убеждений. Если даже встречаются, то среди новичков. В целом правоверные начали с уважением относиться к чужому мнению.
Признаком стабильности, по словам главного имама, является то, что граждане начали объединяться во имя благих дел. Раньше приверженцы нетрадиционных религиозных течений отнекивались от участия в благотворительных мероприятиях, обосновывая свои действия тем, что «с заблудшими даже не стоит здороваться».
– Сейчас ситуация иная, – отмечает Серикжан Еншибайулы. – К примеру, активно подключились к замене санузлов в зале для омовения, что обошлось в 1,8 миллиона тенге. Основную сумму собрали именно они. Кто-то принес инструменты, стройматериалы, кто-то бесплатно поработал. Раньше они помогали только своим. Даже не давали садака в мечети, хотя молились в теплом благоустроенном доме Аллаха. Самым благоприятным моментом здесь является то, что люди начали общаться, наладили диалог между собой.
Еще одна причина, из-за которой представители деструктивных религиозных течений утихомирились, кроется в том, что ряд религиозных лидеров, которые считались главными идеологами салафитов в Казахстане, осуждены и их проповеди признаны судом экстремистскими.
– Согласитесь, никто не хочет лишаться свободы из-за религиозных взглядов и за их агитацию, – считает Серикжан Еншибайулы. – В итоге молиться они начали по традиционному ханафитскому мазхабу. Люди боятся закона, уголовного или административного преследования. То есть в этом деле присутствует и государственное вмешательство. В отсутствие прежней идеологии, которая признана незаконной, ответы на вопросы псевдосалафиты стали искать в мечетях у имамов.
Помимо этого, у некоторых возникла потребность в традиционной религии, так как она была необходима для карьерного роста. Главный имам приводит пример с одним правоверным, который учился и преподавал в Египте и считался одним из лидеров нетрадиционного течения. Сейчас он полностью приверженец ханафитского мазхаба.
– Хорошо знаком с этим человеком, – говорит Серикжан Еншибайулы. – Дело в том, что он знает несколько языков и хотел стать дипломатом. Однако для последователя ДРТ двери государственных учреждений закрыты. Он образован, изучил множество религиозной литературы и в итоге принял традиционную школу, убедившись, что прежнее учение было ошибочным. То есть выходом из ситуации было возвращение в нормальное русло.
Духовный кризис
Имам-представитель ДУМК Серикжан Еншибайулы также остановился на многочисленных вопросах, которые поступают не только во время проповедей, но и в социальных сетях. Он сразу отметил, что проблемы коротких штанишек и длинных бород давно ушли с повестки дня. Встречается много других вопросов: как правильно держать оразу, читать намаз и так далее. Часть интересуется загадками потустороннего мира, джинами и шайтанами.
– У людей наблюдается духовный кризис, – говорит главный имам. – Вроде соблюдают все ритуалы – читают намаз, держат пост, в то же время совершают греховные поступки. Спрашивают, как быть в таких случаях? Есть также проблемы с материальными трудностями, просят Бога во время молитвы дать те или иные блага. Помимо этого, молодые люди обращаются по поводу разногласий с родителями. Отдельно могу выделить вопросы развода среди молодежи. На днях пришла пара, которая готова разойтись из-за мелкой ссоры. В отдельных случаях мужья обвиняют супруг в измене. Это все говорит о духовном обнищании людей. После развода редко кто решится снова создать семью, будь то мужчина или женщина. К слову, сегодня встречается немало холостяков и разведенных.
По словам собеседника, при мечети создан центр по решению семейных проблем. К примеру, в месяц поженилось 100 пар по исламским канонам. Через некоторое время их снова приглашают в мечеть, для того чтобы узнать, как обстоят дела. При неблагополучном развитии событий приглашаются родные и свидетели, которые обязаны примирить стороны.
– Мы привыкли ссылаться на Европу, где нет роста населения. Но если так пойдет и у нас, демография начнет падать, – считает Серикжан Еншибайулы. – В исламе все делается для того, чтобы сохранить семью. Развод рассматривается как одна из крайних мер выхода из тупиковой ситуации. Согласие на расторжение союза дается лишь в том случае, если пара может навредить друг другу либо же они действительно неверны. Развод является самым ненавистным среди разрешенных действий Аллаха. Хочу добавить, что в трех случаях ислам разрешает ложь. Намерение помирить двух людей и сохранить семью как раз таки и относится к этому. Ложь в этом случае не считается грехом.
Абат КАРАТАЕВ