Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Рай под ногами матери

Пророк Мухаммед сказал: «Самое лучшее, что родитель может дать своему ребенку, это благое воспитание». И особенно важна здесь роль матери. В унисон старинной пословице, которая гласит: «На плечах женщины лежит небесный свод», звучат устами посланника Аллаха слова древней мудрости: «Рай – под ногами матери».

Президент Н.А. Назарбаев в своем ежегодном Послании народу Казахстана отметил: «Мы должны вернуть безусловное уважение к женщине – матери, супруге, дочери. Мы должны оберегать наше материнство. Меня тревожит ситуация с ростом бытового насилия над женщинами и детьми в семьях. Неуважительного отношения к женщине не должно быть. И такое насилие должно пресекаться предельно жестко. Государство должно особенно жестко пресекать совсем уже вопиющие случаи сексуального рабства, отношения к женщине, как к товару».

Здесь бы хотел особо подчеркнуть то, что Священный Коран четко свидетельствует: женщина полностью уравнена с мужчиной перед лицом Аллаха в своих правах и обязанностях. Несмотря на то, что в доисламские времена некоторые арабские племена считали допустимым убийство младенцев женского пола, Коран наложил запрет на этот обычай и рассматривает его как преступление, приравнивая к любому убийству. Ислам спас жизнь новорожденных девочек не для того, чтобы они позднее страдали от несправедливости и неравенства, и требует к ним доброго и справедливого отношения.

Глава нашего государства в своем Послании особо подчеркнул: «Мы должны создать все условия для того, чтобы девушки Казахстана могли получать качественное образование, хорошую работу и быть свободными.

Внутренний «фильтр» должен задавать вопросы: надо ли нам, чтобы наши матери, сестры, дочери носили одежды других народов, укутывались в платки? Не ели с нами за одним столом? Не водили автомобили? Все это – устоявшиеся традиции других народов, но таких нравов в нашей Степи никогда не было. Почитайте классику, посмотрите фильмы. У наших женщин есть национальная гордость, свой традиционный стиль одежды.

Мы гордимся тем, что являемся частью мусульманской уммы. Это наши традиции. Но мы не должны забывать, что мы имеем традиции и светского общества, что Казахстан – светское государство.

Мы должны формировать религиозное сознание, соответствующее традициям и культурным нормам страны. Мы должны брать лучшие модели поведения. Стратегия, которую я объявляю, готовит наш народ жить в XXI веке, а не в средневековье».

Эти важные и глубокие слова Лидера нации о роли наших дочерей, жен и матерей в современном обществе созвучны с идеями и мыслями наших национальных просветителей.

«Пожалуй, на всем Востоке не отыскать более вольнолюбивой и свободной женщины, чем у казахского народа. Она никогда не прятала лица за тугой сеткой чадры, умела любить и бороться за свою любовь, не боялась вместе со старейшими держать совет, а в случае надобности брала колчан со стрелами, садилась в седло. Казахские легенды и предания сохранили много имен отважных и мудрых женщин», — писал в свое время автор трилогии «Кочевники» Ильяс Есенберлин.

Сегодня общественное внимание все чаще акцентируется на теме хиджаба. Полагаю, что для казахстанского общества не представляет опасности собственно само одеяние.

Проблема состоит в другом – в опасности изменения формы религиозности, которое может способствовать внедрению чужой для казахов культуры и идеологии, создаст предпосылки для стирания границ идентичности, национального менталитета и сплоченности.

Исторический экскурс в прошлое нашей истории свидетельствует, что казашки никогда не закрывали лицо в повседневной жизни, они не находились в затворничестве и юридически не были лишены права общения с членами других семей без разрешения мужа.

В богатом словарном запасе казахского языка нет понятия «хиджаб». Наши прадеды знали хиджаб не как женскую одежду.

В настоящее время противостоять суждениям о хиджабе, чужой культуре и идеологии сможет только традиционный ислам.

Шариат сыграл огромную роль в становлении казахов как нации и государства. Ислам стал неотъемлемой частью национального мировоззрения и культуры, также органичным синтезом казахских традиций и обычаев и религиозных принципов. Мировоззрение нации определяется ее традицией. Поэтому «традиционной религией» называется та, которая передавалась из поколения в поколение.

В Казахстане для казахов, узбеков, татар, турок, курдов, таджиков, киргизов исторической религией является ислам ханафитского мазхаба, потому что он тесно переплетался с национальными традициями. В этой связи нужно следовать традиционной религии для того, чтобы сохранить свою идентичность и единство.

Некоторые люди, пропагандирующие хиджаб, опираются на 31 аят суры «Нур»: «Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали долу глаза и оберегали свое целомудрие», но не обращают внимания на 30 аят этой суры: «Скажи (Мухаммад), верующим мужчинам, чтобы они опускали долу глаза и оберегали свое целомудрие. Это — непорочное для них. Воистину, Аллах осведомлен о том, что они творят», в котором говорится о том, что мужчины и женщины должны хранить целомудрие, а не о том, что женщина должна носить хиджаб.

Если в 31 аяте суры «Нур» говорится: «Скажи верующим женщинам… пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свекров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев», то здесь нужно учитывать арабскую традицию и культуру. Потому что у арабов практиковался брак между близкими родственниками. А в казахских традициях этого вовсе нет. Казахами строго соблюдался закон о родстве семи поколений. Поэтому казахские девушки чувствовали себя достаточно свободно среди своих родных родственников и односельчан.

Хочется еще раз отметить, что испокон веков ни в одной притче, ни в одной легенде, ни в одном произведении изобразительного искусства нет каких-либо свидетельств о хиджабе. Сам Пророк Мухаммед в своих хадисах говорил о том, что вера во Всевышнего не оценивается внешним обликом, а познается умом и сердцем.

Всем нам известно, что в начале ХХ века в Турции Ататюрк создал светское государство, в котором строго осуждалась чужая для турецкого общества традиционная одежда хиджаб, которая ограничивала права турецких женщин. Но при этом в государстве исповедовался ислам, сплетенный с традициями турков, воспитывающий национальное самосознание. Даже в арабском мире есть страны, где запрещен хиджаб. Это – Тунис. Основатель Республики Тунис президент Хабиб Бургиба в 1981 году подписал закон, в котором строго запретил ношение хиджаба в государственных учреждениях, школах и университетах. На протяжении 30 лет девушки и женщины Туниса осуществляют свою деятельность в равной степени с мужчинами.

Уверен, что если мы, как граждане светского и демократического Казахстана, сегодня не сформируем общее кредо для всех в отношении хиджаба, то уже в скором времени женщины, которые оденут хиджаб, не смогут участвовать в социокультурной жизни общества, работать в светских учреждениях. Они не смогут реализовать себя и свои личностные потенциалы, не смогут стать полноценными гражданами своей страны. Это мы можем увидеть на примере арабских стран, где пассивность женщин отчетливо выделяется.

Мы – не многочисленный народ. Мы не можем и не должны делить наше общество на женщин и мужчин, для нас каждый гражданин – особая личность. Если учитывать огромный вклад наших женщин в сфере науки, техники, производства, то понижение их активности в обществе приведет к большому интеллектуальному убытку. Тем более, что в обществе существуют такие особые проблемы, которых могут затрагивать только они.

За всю историю у казахов сложились свои религиозные каноны. Нам необходимо лишь продолжить путь наших предков, сохранить свою традиционную религию. И когда мы возродим богатейшую историю нашего народа, где есть нравственность, традиция и обычаи, то наше поколение не пойдет на поводу у различных нетрадиционных течений.

Кайрат Лама ШАРИФ,

председатель Агентства РК по делам религий

Колонка "Взгляд"