Как знает читатель, накануне Великой Победы в Актюбинской области финишировал международный ралли-рейд Екатеринбург — плато Устюрт — Актобе — Алга, который прошел по территории восьми областей России и Западного Казахстана и был посвящен 20-летию Независимости Казахстана, Дню Великой Победы и 50-летию присвоения районному центру Алга статуса города.
В путь за открытиями
В первой части материала, опубликованного в номере от 12 мая, мы постарались кратко охватить все моменты этого увлекательного и незабываемого путешествия. Кстати, есть необходимость остановиться на терминологии. Слово «ралли» не говорит о какой-то соревновательной составляющей мероприятия. Оно больше подразумевает экстремальные, порой в условиях полного бездорожья, условия движения. «Рейд» означал познавательную сторону автопробега — изучение маршрута, экологии, «фотосессию» достопримечательностей. Забегая немного вперед, скажу, что по ходу ралли-рейда мы встречались с людьми, журналистами местных СМИ, знакомились с памятниками истории, посещали обелиски и памятники героев войны. Вот такое автопутешествие прошло по Свердловской, Челябинской областям, Республике Башкортостан, Оренбургской области Российской Федерации и четырем областям Западного Казахстана — Западно-Казахстанской, Атырауской, Мангыстауской и Актюбинской. Основной интерес представляли две точки: конечная цель маршрута — плато Устюрт и горы Актолагай, находящиеся на границе Актюбинской и Атырауской областей, которые мы посетили на обратном пути.
Напомним, что с российской стороны в ралли-рейде участвовали екатеринбуржцы — фотограф, путешественник, врач Виктор Зайковский, в одном экипаже с которым был корреспондент «АВ». Виктор закончил в свое время в Актобе три курса мединститута, а затем перевелся в Свердловск, где закончил вуз и заведует сейчас клиникой. Другой экипаж составили кандидат химических наук, также работающий в медицине Александр Никольский с сыном Дмитрием. То, что россияне совместно с актюбинской ОО «Союз журналистов Актобе «Четвертая власть» посвятили ралли-рейд Дню Победы, юбилею Независимости нашей страны и 50-летию Алги объясняется тем, что Виктор Зайковский — бывший актюбинец, вернее, алгинец.
Красоты для всех
Мы уже говорили о том, что Мангышлак, несмотря на суровость климата и скудный, казалось бы, ландшафт, — настоящая «Мекка для туристов». По ходу ралли-рейда встречали немало машин с российскими и не только номерами, хозяева которых просто путешествуют. Ими движет желание посмотреть необычные места Мангыстау, каньоны, которые, как говорят, ничем не уступают колорадским, тот же геологический разлом Жыгылган или плачущие скалы Тамшалысай, подземные мечети. Описания этих достопримечательностей и фотографии есть в Интернете, но это, как говорится, совсем не то, если не увидеть. Или то, но не совсем.
Немудрено, что в Мангыстауской области, учитывая наличие стольких достопримечательностей, хорошо развит так называемый внутренний туризм.
Автобусы со школьниками также не раз встречались нам. И в Тамшалысай, и в Жыгылгане — месте гигантского геологического провала.
В Тамшалысай вода из «плачущих скал» собирается в ручей и затем попадает в небольшие озера, перетекающие одно в другое. Они находятся на дне каменного ущелья, в низине, где полное безветрие. В зеркальной глади этих озер отражаются обрамляющие их горы, камыш, трава, деревья и удивительно голубое небо. Красота не-обыкновенная! Вокруг озер то тут, то там группки отдыхающих. На автобусах и частных авто сюда приезжают десятки желающих посмотреть местные красоты. Здесь прохладно, а рядом, всего в нескольких километрах — Каспийское море.
К сожалению, не все из перечисленных объектов удалось увидеть в эту поездку, но эмоции от мест, которые все же удалось посетить, свежи до сих пор.
Преданья
старины далекой…
В прошлом номере мы лишь вскользь упомянули об этнографическом музее на горе Отпантау и мавзолее Адай ата и двух его сыновей. Три мавзолея — зачинателя рода адай и его детей, захоронение которых датируется концом 15-го-началом 16 веков, возвышаются над округой на многие километры и их позолоченные купола видны издалека. Музей, мавзолей, памятник матери, степному волку, сигнальная площадка, на которой зажигали огонь для предупреждения о приближающихся войсках туркмен, — все это составляет впечатляющий мемориальный комплекс. Возведен он совсем недавно и только-только становится популярным местом посещения туристов.
Смотритель мавзолея, у которого находятся ключи от него, конечно, является представителем рода адай. Он рассказал нам о том, что гора Отпантау — самая высокая точка области — 562 метра над уровнем моря, что не только на Отпантау, но и других горных вершинах во время войны поочередно, по мере приближения туркменских войск зажигались сигнальные костры. Помнится, мы видели подобное в детстве в фильмах про индейцев. Оказывается, похожие захватывающие события происходили и здесь. Жаль, не нашлось у нас своего Фенимора Купера, чтобы описать их, а потом снять свои не менее интересные картины. Тем более что здешние каньоны, как мы говорили, не уступают колорадским.
Что просто удивительно, смотритель мавзолея знает родословную адаев, начиная от Адай ата, двух его сыновей и восьмерых внуков и заканчивая своей семьей. Причем по памяти называл всех своих предков по именам. (Впрочем, для истинных казахов — это норма).
О войнах с туркменами за землю, проходивших с переменным успехом, мы слышали не раз. Сама гора Отпантау не раз переходила из рук в руки. Много легенд передается о Шеркалы — визитной карточке плато Устюрт, как мы ее назвали в прошлый раз. Изображение этой горы украшает, кстати, эмблему нашего ралли-рейда. Гора завораживает своей величественностью — огромная, стометровой высоты — почти идеальной круглой формы и похожа на очень большую юрту. Когда мы спрашивали у местных жителей и даже у сотрудников этнографического музея в Форт-Шевченко о происхождении названия горы, то многие не могли ответить. Поневоле и по привычке ищешь какие-то объяснения самостоятельно. И вот к какому выводу, может, спорному, мы пришли. Возможно, в слове «Шер» есть смысл, который мы просто не знаем. В нашей версии речь идет о слове «жер» — «земля», и это вполне объяснимо. Мы слышали о том, что во времена давних войн между туркменами и казахами здесь существовал подземный город. Есть легенды о том, что существовали подземные ходы, которые соединяли колодцы. В одной из легенд говорилось о том, как туркмен заставили уйти из этих мест, не дав тем возможности взять воду из колодцев. Казахи просто перерезали веревки, когда те спускали в колодцы свои емкости, чтобы набрать спасительной воды. В подтверждение нашей версии и то, что совсем недалеко от Шеркалы находится памятник истории Кызылкала — подземный город. Он был обнаружен в 80-х годах прошлого столетия и, обследуя его, историки нашли много предметов быта, которые сейчас находятся в музеях. Целый день мы провели, обследуя Шеркалы, и даже обнаружили вырубленные в горе какие-то помещения. Справедливости ради надо сказать, что мы никакие не первооткрыватели — в них ведет металлическая лестница и повсюду видны следы современности. Говорят, что в горе было множество пещер и мечеть. Были ли помещения, в которых мы побывали, мечетью, не знаем, но их сводчатые потолки очень похожи на потолки подземных мечетей, которых в Мангыстау очень много. Что касается шеркалинской пещеры или мечети, то ее стены постоянно осыпаются, и сейчас она больше похожа на полузасыпанный грот.
Экологическое
отступление
На Каспийском море в гостях у местных рыбаков мы провели два дня. Они ежедневно выходили в море проверять сети. Ловить в то время можно было только частиковые породы рыб. Большей частью в сети попадала кефаль.
Наши автомобили за время путешествия исколесили много разных путей-дорог — и ровный асфальт, и разбитый грейдер, и каменные плиты, и пески, и такыры засохших озер, и полное бездорожье.
Не будем говорить об экологических проблемах, вызванных глобальными изменениями климата, промышленной деятельностью человечества. Речь об обычных вещах. Той же пластиковой таре и другой упаковке, которая нам встречалась повсеместно, — и на пляжах, и берегах Каспия, и у каменных изваяний Жыгылгана, и в степи, и у обочин всех больших и малых дорог на всем нашем более чем 4-тысячном пути.
В связи с этим вспоминается автотрасса Уральск — Атырау. На ее обочинах дорожники ли, экологи ли — неважно, главное, здесь результат — установили емкости для сбора мусора и над каждым установили большой плакат с надписью «Спасибо, что не загрязняете обочину!». Как вы поняли, емкости, под которые уральцы или атырауцы приспособили обыкновенные железобетонные кольца для колодцев, предназначались для проезжающих пассажиров. Так вот, система успешно работает — машины останавливаются, и люди выбрасывают в придорожные урны «баклажки» и другой мусор, который, не будь на дороге этих урн, выбрасывался в окно.
Почему бы не установить и вдоль наших дорог такие или другие урны?
И еще о бутылках и отношении к природе. Уже на обратном пути в горах Актолагая, где мы целый день изучали местные красоты и фотографировали их, я стал свидетелем примечательной сцены. В Актолагае в глаза бросилось то, что нигде мы не видели ни одной валяющейся пластиковой бутылки. Обсуждая в Виктором сей феномен, поняли, что причина этого элементарна — здесь, на границе Актюбинской и Атырауской областей просто никого НЕ БЫВАЕТ! Мы наблюдали, действительно, ту самую природную чистоту, о которой говорят «девственная», и от которой мы отвыкли уже с незапамятных времен. А потом мы нашли одну бутылку. Правда, она была стеклянная и к тому же очень старая — из зеленоватого стекла, необычной формы с удлиненным горлышком. Такие бутылки, как мы сделали вывод, выпускались еще в советские времена, причем тогда, когда еще производилась водка «Московская». Насколько это было давно — делайте вывод. Но меня удивило и другое: Виктор полдня затем таскал по горам с собой эту бутылку, но не для того, чтобы взять ее на память, а чтобы положить в мешок с мусором. «Нельзя загрязнять природу!» — сказал он. К слову, в этот мешок участники рейда складывали мусор в течение всего ралли и выбросили мы его в контейнер уже по приезде в Актобе. Стоит ли говорить о том, что ни одной пластиковой бутылки из целой упаковки с водой не было выброшено в дороге.
Гнездо у шоссе
В первой части материала мы также очень мало рассказали о знаменитых и красивейших меловых горах Актолагай в Байганинском районе. Описать их, передать словами фантастические формы, сотворенные матерью-природой, просто невозможно. А нехитрая цветовая гамма, в которой главным является ослепительно белый цвет, но подчеркнутый ультрамарином неба, яркой зеленью весенних трав и их цветками дает просто невероятные эмоции. Это надо просто видеть!
Уже на самом финише ралли-рейда, направляясь из Актобе в Алгу, где 9 мая должно было также состояться возложение венков, возле придорожного кафе в Бестамаке увидели автомашину «УАЗ» с екатеринбургскими номерами. Познакомились с водителем и пассажирами. Как рыбак видит рыбака издалека, так и мы сразу признали в них своего брата-путешественника. Как оказалось, почти не ошиблись. Что удивительно, впрочем, это уже не совсем удивительно, они направлялись на плато Устюрт! И эти люди были не просто путешественники, а ученые-биологи из университета, уже не первый год изучающие бабочек в заповедной зоне полуострова. Двое были из Екатеринбурга, а третий из Финляндии. И мы вспомнили, что за две недели путешествия и прогулок нам не раз встречались бабочки, которых мы раньше не видели.
Так что суровый край, где мы побывали, достаточно богат насекомыми, животными и птицами. Об обитателях моря говорить не будем. Птиц там тоже великое множество. А верблюды у дороги стали настолько неотъемлемой частью ландшафта, что на них наши российские друзья спустя 2-3 дня вообще перестали обращать внимание.
Встречались в дороге и птицы, занесенные в Красную книгу. Например, журавль-красавка. О том, что это редкая птица, я узнал уже по приезде в редакцию. В сером, как мы думали, журавле красавку распознал знаток фауны и флоры Георгий Осадчий.
Птицы, надо сказать, не совсем запуганы — они подпускали снимать на достаточно близкое расстояние.
Больше всего нам запомнилась встреча с семейством орлов. Что удивительно: пара соорудила свое гнездо прямо у километрового указателя на дороге из Бесбая в Караулкельды. Дорога, надо сказать, не самая оживленная, но все равно — это явно не место для высиживания птенцов. Тем не менее факт остается фактом: огромное гнездо на обочине дороги говорит о том, что птицы здесь непуганые, или они уверены в своей безопасности и в людях.
Но не сфотографировать орлицу и гнездо у дороги мы не могли. В нашем мангыстауском фотоархиве теперь есть снимки не только ее и других хищных птиц, но цапли, лебедей, диких уток, бакланов, розовых скворцов, удода и змей, скорпиона, черепах, ящериц, бабочек, и, конечно, домашних животных.
За финишем — старт
Участники ралли-рейда строят новые планы. Намечены новые маршруты по неизведанным местам Казахстана. Когда это будет, пока неизвестно. Но уже сейчас есть желающие принять участие в следующем познавательном автопробеге.
Этот ралли-рейд — уже история. Сейчас идут отбор фото для сайта, описание маршрута. А наш автопробег, которым мы «ударили по бездорожью», действительно стал Ралли Дружбы. Пронеся символику 20-летия Независимости Казахстана и Дня Победы по территории РФ и четырех областей РК, преодолев за две недели четыре с половиной тысячи километров, мы стали намного ближе друг к другу.
Остается еще раз напомнить, что организаторами столь необычного мероприятия выступили Уральский общественный фонд содействия медицине из Екатеринбурга и ОО «Союз журналистов Актобе «Четвертая власть».
Мирал
ДЖАРМУХАМБЕТОВ
Уральск — Атырау — плато Устюрт —
Актобе — Алга