Основная доля областного бюджета направляется на поддержку малого и среднего бизнеса, которые обеспечивают новые рабочие места.
На внеочередной двадцать девятой сессии областного маслихата руководитель областного управления экономики и бюджетного планирования Рузия Айдашева напомнила о том, что две основные в регионе компании снизили добычу нефти до одного миллиона тонн. Снижение поступлений платы за эмиссию в окружающую среду отразилось на доходной части областного бюджета. По цепочке возникла необходимость корректировки запланированных расходов. К тому же по поручению Главы государства оптимизированы расходы на новые инициативы.
— В результате оптимизации бюджета и с учетом свободных остатков выявлены внутренние резервы, превышающие 4 миллиарда тенге, которые предлагается направить на решение первоочередных задач, обеспечивающих экономический рост и создание новых рабочих мест, — обратилась к депутатам Рузия Айдашева.
Из доклада следует, что областному управлению строительства выделяется более полутора миллиарда тенге на завершение строительства девяти многоэтажек (981 квартира) и прокладки инженерных сетей в микрорайоне Нур Актобе, а также на возведение сетей электро- и водоснабжения, строительство полигона твердых бытовых отходов и завершение строительства жилого дома в моногороде Хромтау.
Управление энергетики и жилищно-коммунального хозяйства получит сумму несколько меньшую — на продолжение строительства подводящего газопровода Шетыргыз-Иргыз, к райцентру Уил и села Жайсан Мартукского района; на реконструкцию магистрального газопровода и тепловых сетей города Актобе; на разработку проектно-сметной документации для строительства АГРС в Актобе, Алге, Кандыагаше; расширение котельной в микрорайоне Нур Актобе.
Управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог профинансирует реконструкцию участка автодороги от проспекта Санкибай батыра до трассы Самара-Шымкент в областном центре; средний ремонт автомобильной дороги Бадамша-Степное в Каргалинском районе; текущий ремонт направления Покровка-Темир-Кенкияк-Эмба.
Депутаты согласились с тем, что управление образования использует определенную сумму на капитальный ремонт двух детских садов в моногороде Хромтау, на капитальный ремонт здания гуманитарного колледжа и на содержание Алгинского детского дома.
Предусмотрено увеличение уставного капитала СПК «Актобе» для долевого участия в ТОО «Уй курылыс комбинаты» и ТОО «Актобе жылыжай». Кроме того, завизированы суммы для празднования 550-летия Казахского ханства, проведения третьего международного форума «Актобе инвест», разработки технико-экономического обоснования строительства индустриальных зон в городах Кандыагаш и Хромтау и капитального ремонта здания областного историко-краеведческого музея.
— Сегодня самое главное — сохранение рабочих мест и создание новых.
Основные суммы пойдут на поддержку малого и среднего бизнеса, которые дают эти рабочие места. Только домостроительный комбинат позволит создать 400 рабочих мест, — так прокомментировал обсуждение финансовой темы аким области Архимед Мухамбетов.
* * *
Второй значимой темой минувшей сессии стал перечень социально значимых убыточных маршрутов, подлежащих субсидированию. В 2015 году по Актобе на 46 маршрутах общественного транспорта предусмотрены льготы для участников Великой Отечественной войны, инвалидов, пенсионеров, дошкольников, таковых оказалось более сорока тысяч человек. Чуть больше студентов, которым поездка по городу на десять тенге дешевле, разницу также покрывает мест-ный бюджет. Подсчитано, что льготный проезд, введенный лет десять назад, распространяется на треть населения полумиллионного Актобе. В год на это тратится почти один миллиард тенге. Всего же город обслуживают более пятисот автобусов большой и средней вместимости на полусотне маршрутов.
Заместитель акима города Актобе Ербол Калдыгулов не смог достаточно полно ответить на вопросы депутатов, в связи с чем они высказали предложения назначить аудит суммы субсидирования и перевести автопредприятие в коммунальную собственность, сделать ясным механизм учета расходов. Выяснилось, что в свободной продаже нет проездных билетов, месячный абонемент стоимостью 7 500 тенге предлагается только медицинским и социальным работникам на 150 поездок.
Напомним, что с февраля в городе стал действовать единый тариф — 55 тенге. Реальная же стоимость проезда, по мнению перевозчиков, — 100 тенге.