Будущее любого села напрямую связано с теми целями и ценностями, которыми руководствуется сегодня энергичная и мобильная молодежь, жаждущая реализовать себя. Она наиболее восприимчива к новым идеям и к современной рыночной экономике.
Но, чтобы наша молодежь начала поднимать село, в ее воспитание, образование, культурное развитие надо вложить много сил.
Вот как на деле происходит это в Полтавской средней школе, где каждый ученик заинтересован в получении знаний и умений, необходимых для ведения личного подсобного хозяйства. А еще 40 процентов здешних старшеклассников желают получить сельскохозяйственные профессии.
Интеллектуальный и трудовой потенциал этой школы высокий (ежегодно лидирует в районе по сдаче ЕНТ). Ее выпускники поступают учиться в колледжи и сельскохозяйственные вузы. К примеру, прошлогодний выпускник школы Аслан Даукенов обучается в Оренбургском государственном университете на агронома, его одноклассница Валерия Кошельник осваивает там же специальность технолога по переработке животноводческой продукции, Сенимжан Жангазин — студент факультета по приготовлению комбикормов, а Алия Нурпеисова постигает ветеринарную науку. Преподаватели отмечают их хорошие знания и любовь к физическому труду.
— Мы стремимся обучать и воспитывать детей так, чтобы многие из них могли успешно жить и работать на селе. Развиваем школьное подсобное хозяйство, в котором, кроме традиционного овощеводства, дети занимаются выращиванием фруктового сада, разведением кроликов и пасеки, — говорит директор школы Иван Викторович Классен. — В числе позитивных перемен в нашей школе я считаю подготовку нового поколения аграриев — как специалистов разного уровня, так и крестьян — будущих глав хозяйств и пользователей земли.
Во время летних каникул в школе работает лагерь труда и отдыха. Под руководством учителей дети весной сажают рассаду и картофель на пришкольном огороде, в июне, июле, августе ведут за ними уход. Осенью собирают урожай. За процесс переработки овощей всецело отвечает повар школьной столовой Марина Карпенко.
— Огурцы, помидоры, сладкий перец консервируем, 30 банок закатали, плюс 15 литров борщевой поджарки сделали. Также запаслись для школьной столовой картошкой, морковкой, белокочанной капустой, свеклой, луком, насушили зелени петрушки и укропа. Осознавая, что для растущего организма полезны натуральные продукты, мы кормим наших деток мясом кроликов, которых разводим на собственной мини-ферме. Ребята кушают с удовольствием диетические блюда. В месяц уходит до 50 килограммов крольчатины. Специально заготавливаем квашеную капусту для салатов. Вишню, сливу, яблоки, ежевику, клубнику заморозили, из них варим компоты. Приобрели свой сепаратор и заготавливаем цветочный мед, два раза в неделю бесплатно угощаем им детей. Из муки хлеб печем. У нас на столе все экологически чистое, без химии, — с гордостью заявляет Марина Владимировна. — Поэтому наши детки физически крепкие и мало болеют.
В школьной столовой бесплатно кормят 18 детей из малообеспеченных семей, остальные ученики по решению родительского комитета получают комплексный обед за 100 тенге. Немногие сельские школы могут позволить себе такое стопроцентное горячее питание.
— В нашей школе мальчики и девочки на практике учатся применять знания, полученные на уроках физики, химии, биологии. Они осваивают важные для семейной жизни бытовые навыки, — отмечает заместитель директора по хозяйственной части Павел Бойко.
Свою работу полтавские педагоги решили продолжать. Дело у них спорится. Результаты укрепили веру в правильность проводимого курса. В этом году на пришкольном участке будет применяться капельное орошение на площади 20 соток. Спонсоры поддерживают инициативы директора школы научить детей новым технологиям и выделяют средства на приобретение специального оборудования, которое, несомненно, будет способствовать экономии воды и повышению урожайности.
Елена ОНИСЬКОВА, Мартукский район
Фото автора