В нашей области реализовали проект «Развитие потенциала малокомплектных школ с применением цифровых технологий». За год ученики показали рост уровня знаний, что доказало эффективность программы.
Теперь опыт региона намерены внедрять в других областях страны.
Для апробации и успешной реализации проекта лучшие образовательные платформы Казахстана, такие как Online mektep, Daryn online, Roqed science, Aman Sultan, Kundelik, предоставили свои ресурсы участвующим в проекте школам на безвозмездной основе.
Школы в глубинке
Инициаторы проекта были уверены, что его реализация даст начало для подготовки предложений по совершенствованию нормативно-правовых актов по вопросам опорных и магнитных школ, разработке педагогических и методических рекомендаций, а также послужит примером для масштабирования в регионах Казахстана.
Пилотный проект стартовал в прошлом году в 134 малокомплектных школах области с 10,5 тысячи учащимися, охватил отдаленные сельские общеобразовательные организации с дефицитом преподавательского состава. Он стал возможен благодаря фонду «Қазақстан халқына», Фонду устойчивого развития образования, Министерству просвещения Казахстана и акимату области.
Как известно, в стране созданы все условия для всестороннего развития и качественного обучения детей. Однако это не отменяет факторы, влияющие на разрыв в образовании между городскими и сельскими школами. Для решения этой проблемы в регионе, первом в республике, был запущен проект «БІЛІМ ALL» по поддержке малокомплектных школ для устранения такого различия в уровне знаний.
По данным областного управления образования, из 430 общеобразовательных школ региона более 72% расположено в сельской местности, из них 204 — малокомплектные. Кроме того, 40% педагогов МКШ не имеют квалификационной категории, что влияет на качество получаемых учениками образовательных услуг.
Миллиарды — в образование
В рамках Дорожной карты цифровизации учебного процесса в малокомплектных школах нашей области выделено 448 миллионов на улучшение скорости интернета в 281 сельской школе.
С 1 сентября прошлого года 12 опорных школ преподают онлайн-уроки для учеников 134 малокомплектных школ. Кроме того, кабинеты в них оснастили цифровыми технологиями для проведения дистанционных занятий, уроков робототехники, физики, химии, биологии, математики.
Надо заметить, что проект включал четыре модели. Первая: стриминг или онлайн-преподавание. Вторая модель — онлайн или офлайн-занятия проводил учитель опорной школы в малокомплектной, где не было соответствующего педагога. Учителя 12 опорных школ взяли шефство над 36 магнитными.
В третьей модели предусматривалось онлайн и офлайн-преподавание в малокомплектной школе учителем опорной. Обязательное условие: совместное планирование всех уроков педагогами. В последней модели учитель МКШ, где нет стабильного интернета или технической возможности увеличения его скорости, проводит урок вживую, используя цифровые решения.
— Для стимулирования учителей математики, физики, химии, биологии, английского языка, участвующих в проекте, назначена 15-процентная надбавка к заработной плате. Кроме того, 35 учителям, преподававшим в проекте, было выделено 3,5 миллиона тенге на приобретение планшета для работы.
Одна из опорных — Бадамшинская средняя школа № 2 — была дооснащена и оборудована на 250 миллионов тенге. К ней прикреплены три малокомплектные — Жосалинская, Алимбетовская и Саздинская СШ.
Около 7 миллиардов тенге направлено на проект «Развитие потенциала малокомплектных сельских школ области с применением цифровых технологий».
Педагоги Хромтауской школы
№ 1 на постоянной основе проводят мастер-классы, онлайн-тренинги коллегам из сельской местности. Работают с малокомплектными учебными заведениями сел Никельтау, Абай и Кудуксай.
— Раз в месяц наши лучшие педагоги посещают сельские школы, преподают, продвигают новые образовательные программы. Как опорная школа мы готовы повышать качество образования малокомплектных, — поделилась директор СШ № 1 Айжан Абдрахманова.
Мониторинг показал рост
Перед началом проекта провели проверку знаний учащихся малокомплектных школ. Мониторинг охватил учеников 6, 8 и 10-х классов. В нем приняли участие 2 800 школьников, которые отвечали на 20 вопросов по каждому предмету. На выполнение заданий по одному предмету отводилось 40 минут.
Школьников оценивали по математике, английскому языку, естествознанию (для 6-го класса) и математике, английскому языку, физике, химии, биологии (для 8 и 10-х классов).
Результаты проверки стали известны лишь в январе нынешнего года. Кроме того, после окончания проекта провели повторный мониторинг, который показал, что примененные методики и новшества дали заметный эффект. Рост уровня знаний по итогам составил до 20%.
Фонд устойчивого развития образования выступил оператором и отвечал за общую координацию. Все финансовые расходы фонда взял на себя холдинг AITAS.
— Занимаясь развитием сельских территорий, нам стало понятно, что образование — это тот базис, без которого невозможно раскрытие потенциала человеческих ресурсов. Качественное образование должно быть доступным как для жителей городов, так и в сельской местности. Сегодня наши образовательные проекты находят свое логическое продолжение. Ученики малокомплектных школ получили самые передовые знания, кабинеты, доступ к качественному образованию, а мы стали еще ближе к своей большой цели — устойчивому развитию Казахстана через доступное качественное образование для детей и в целом жителей сельских районов, — заявили представители корпоративного фонда Aitas Foundation.
Как подчеркнула заместитель председателя правления фонда «Қазақстан халқына» Лаззат Ченгисбаева, участие фонда в образовательных проектах имеет целью создание условий для получения качественного образования. Независимо от места жительства каждый ребенок должен иметь равные возможности для получения образования.
Баян САРИЕВА
Фото из архива «АВ»