Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Равные возможности для получения знаний

В нашей области реализовали проект «Развитие потенциала малокомплектных школ с применением цифровых технологий». За год ученики показали рост уровня знаний, что доказало эффективность программы.
Теперь опыт региона намерены внедрять в других областях страны.


Для апробации и успешной реализации проекта лучшие образовательные платформы Казахстана, такие как Online mektep, Daryn online, Roqed science, Aman Sultan, Kundelik, предоставили свои ресурсы участвующим в проекте школам на безвозмездной основе.


Школы в глубинке

Инициаторы проекта были уверены, что его реализация даст начало для подготовки предложений по совершенствованию нормативно-правовых актов по вопросам опорных и магнитных школ, разработке педагогических и методических рекомендаций, а также послужит примером для масштабирования в регионах Казахстана.
Пилотный проект стартовал в прошлом году в 134 малокомплектных школах области с 10,5 тысячи учащимися, охватил отдаленные сельские общеобразовательные организации с дефицитом преподавательского состава. Он стал возможен благодаря фонду «Қазақстан халқына», Фонду устойчивого развития образования, Министерству просвещения Казахстана и акимату области.
Как известно, в стране созданы все условия для всестороннего развития и качественного обучения детей. Однако это не отменяет факторы, влияющие на разрыв в образовании между городскими и сельскими школами. Для решения этой проблемы в регионе, первом в республике, был запущен проект «БІЛІМ ALL» по поддержке малокомплектных школ для устранения такого различия в уровне знаний.


По данным областного управления образования, из 430 общеобразовательных школ региона более 72% расположено в сельской местности, из них 204 — малокомплектные. Кроме того, 40% педагогов МКШ не имеют квалификационной категории, что влияет на качество получаемых учениками образовательных услуг.


Миллиарды — в образование

В рамках Дорожной карты цифровизации учебного процесса в малокомплектных школах нашей области выделено 448 миллионов на улучшение скорости интернета в 281 сельской школе.
С 1 сентября прошлого года 12 опорных школ преподают онлайн-уроки для учеников 134 малокомплектных школ. Кроме того, кабинеты в них оснастили цифровыми технологиями для проведения дистанционных занятий, уроков робототехники, физики, химии, биологии, математики.
Надо заметить, что проект включал четыре модели. Первая: стриминг или онлайн-преподавание. Вторая модель — онлайн или офлайн-занятия проводил учитель опорной школы в малокомплектной, где не было соответствующего педагога. Учителя 12 опорных школ взяли шефство над 36 магнитными.
В третьей модели предусматривалось онлайн и офлайн-преподавание в малокомплектной школе учителем опорной. Обязательное условие: совместное планирование всех уроков педагогами. В последней модели учитель МКШ, где нет стабильного интернета или технической возможности увеличения его скорости, проводит урок вживую, используя цифровые решения.
— Для стимулирования учителей математики, физики, химии, биологии, английского языка, участвующих в проекте, назначена 15-процентная надбавка к заработной плате. Кроме того, 35 учителям, преподававшим в проекте, было выделено 3,5 миллиона тенге на приобретение планшета для работы.
Одна из опорных — Бадамшинская средняя школа № 2 — была дооснащена и оборудована на 250 миллионов тенге. К ней прикреплены три малокомплектные — Жосалинская, Алимбетовская и Саздинская СШ.



Около 7 миллиардов тенге направлено на проект «Развитие потенциала малокомплектных сельских школ области с применением цифровых технологий».


Педагоги Хромтауской школы

№ 1 на постоянной основе проводят мастер-классы, онлайн-тренинги коллегам из сельской местности. Работают с малокомплектными учебными заведениями сел Никельтау, Абай и Кудуксай.
— Раз в месяц наши лучшие педагоги посещают сельские школы, преподают, продвигают новые образовательные программы. Как опорная школа мы готовы повышать качество образования малокомплектных, — поделилась директор СШ № 1 Айжан Абдрахманова.

Мониторинг показал рост

Перед началом проекта провели проверку знаний учащихся малокомплектных школ. Мониторинг охватил учеников 6, 8 и 10-х классов. В нем приняли участие 2 800 школьников, которые отвечали на 20 вопросов по каждому предмету. На выполнение заданий по одному предмету отводилось 40 минут.
Школьников оценивали по математике, английскому языку, естествознанию (для 6-го класса) и математике, английскому языку, физике, химии, биологии (для 8 и 10-х классов).
Результаты проверки стали известны лишь в январе нынешнего года. Кроме того, после окончания проекта провели повторный мониторинг, который показал, что примененные методики и новшества дали заметный эффект. Рост уровня знаний по итогам составил до 20%.
Фонд устойчивого развития образования выступил оператором и отвечал за общую координацию. Все финансовые расходы фонда взял на себя холдинг AITAS.
— Занимаясь развитием сельских территорий, нам стало понятно, что образование — это тот базис, без которого невозможно раскрытие потенциала человеческих ресурсов. Качественное образование должно быть доступным как для жителей городов, так и в сельской местности. Сегодня наши образовательные проекты находят свое логическое продолжение. Ученики малокомплектных школ получили самые передовые знания, кабинеты, доступ к качественному образованию, а мы стали еще ближе к своей большой цели — устойчивому развитию Казахстана через доступное качественное образование для детей и в целом жителей сельских районов, — заявили представители корпоративного фонда Aitas Foundation.
Как подчеркнула заместитель председателя правления фонда «Қазақстан халқына» Лаззат Ченгисбаева, участие фонда в образовательных проектах имеет целью создание условий для получения качественного образования. Независимо от места жительства каждый ребенок должен иметь равные возможности для получения образования.
Баян САРИЕВА

Фото из архива «АВ»

Колонка "Взгляд"