Главный казахстанский банкир Данияр Акишев оценивает 2018 год как очень спокойный и не несущий рисков для экономики Казахстана. Глава Нацбанка не рекомендует соотечественникам вкладывать деньги в криптовалюту.
В рамках перезагрузки финансового сектора Национальный Банк работает над решением поставленных Главой государства задач. Реализуется Программа повышения финансовой устойчивости банковского сектора. Об этом глава финрегулятора рассказал в ходе традиционной онлайн-конференции с участием региональных филиалов и представителей СМИ.
Он отметил, что в январе продолжилось снижение годовой инфляции в Казахстане до 6,8%, что уже соответствует новому коридору, установленному на 2018 год (5-7%). По итогам января количественная оценка инфляционных ожиданий на год вперед составила 6,6% и фиксируется на уровне, соответствующем значению фактической инфляции.
— Золотовалютные резервы Национального Банка, по предварительным данным, за январь увеличились на 3,2 процента — до 31,7 миллиарда долларов США. Активы Национального фонда в иностранной валюте составили 58,3 миллиарда долларов США. Общие международные резервы страны составили 90,1 миллиарда долларов США, или около 57 процентов от ВВП, — сказал Данияр Акишев.
Глава Национального Банка Казахстана также ответил на ряд вопросов, связанных с экономикой страны и банковской сферой.
Запас прочности
— Что будет с курсом тенге? Появились как отечественные, так и зарубежные аналитики, которые прогнозируют в ближайшем будущем курс даже 450 тенге за доллар…
— На валютном рынке Национальный Банк продолжает следовать режиму свободного плавающего обменного курса. В этом году наблюдается укрепление тенге — с начала года на 4 процента до 318,99 тенге за доллар. Это происходит на фоне благоприятной конъюнктуры на рынке нефти. В феврале также увеличился спрос на тенге из-за периода налоговых выплат.
К сожалению, после корректировки курса 2015 года значительно повысилось восприятие общества именно к негативным высказываниям и публикациям. Поэтому спросом пользуются именно те мнения, которые предсказывают только ухудшение ситуации, даже несмотря на то, что время показало некомпетентность большинства таких экспертов. На наш взгляд, целью экспертов, которые прогнозируют только негативное развитие событий, невзирая на факты, аргументы и складывающуюся действительность, является дестабилизация общества в целом, нежели критика действий только политики Нацбанка.
— Насколько устойчивы наши банки? Каким вы видите дальнейшее развитие банковского сектора?
— Через Программу оздоровления, которую мы реализовали полностью в прошлом году, докапитализировано пять банков, было проведено оздоровление Казкоммерцбанка. В настоящее время большинство банков имеют достаточный запас прочности. Банки являются зеркалом экономики. То есть, если в экономике наблюдаются какие-либо кризисы или проблемные явления, естественно, как и любой субъект экономики, банки будут эти трудности ощущать и на себе в том числе. Мы знаем, что банки работают с привлеченными деньгами: это средства нашего населения, деньги компаний, квазигосударственного сектора, и для того, чтобы они могли рассчитываться со своими вкладчиками, банки должны создавать так называемые резервы в виде капиталов или разных буферов. Эти резервы служат защитой от негативных воздействий внешних и внутренних шоков. То есть в случае, если банк испытывает проблемы, вкладчики банка должны быть всегда уверены в том, что их деньги всегда вернутся. Поэтому уровень капитализации наших банков, именно реальной капитализации, является ключевым показателем, с учетом тех проблем, которые в банках присутствуют. Дальнейшее развитие банковского сектора видится нам в позитивном свете.
— Насколько критична ситуация с объемом проблемных займов в банковском секторе Казахстана?
— Уровень проблемных займов в банках составляет 1,3 триллиона тенге, или 9,8 процента от всего ссудного портфеля. При этом банки решают данный вопрос различными способами, в том числе реструктурируют кредиты проблемных заемщиков, пересматриваются первоначальные условия договора, такие как срок погашения, ставка, периодичность платежей и другое.
В этих условиях реальный уровень проблемных займов в портфелях банков может быть выше, чем в статистической отчетности.
Однако ситуация находится под постоянным контролем Национального Банка, и проводится соответствующая работа по поэтапному признанию и последующей очистке проблемных займов с балансов банков, в том числе Программа оздоровления финансового сектора.
— В настоящее время существует проблема незаконного обналичивания денег, а также вывода капитала за рубеж (в оффшорные зоны). Какие меры предпринимает Национальный Банк по данному вопросу?
— Абсолютного решения указанной проблемы нет ни в одной стране мира. Однако существуют примеры стран, которые наладили наиболее эффективные способы борьбы с выводом капитала.
Основой успеха является эффективное законодательство и координация работы всех государственных органов (правоохранительных, налоговых, таможенных и других) по противодействию отмыванию денег и выводу капитала за рубеж, в том числе в оффшорные юрисдикции.
В Казахстане действует комплексный план, направленный на борьбу с выводом денег и деоффшоризацию экономики. План предусматривает отдельные ограничения и мониторинг операций, в том числе с использованием счетов в оффшорных зонах, обмен информацией о подозрительных операциях. Национальный Банк ограничивает операции, используя инструментарий по ПОД/ФТ (противодействие отмыванию денег и финансированию терроризма. — Прим. авт.) в соответствии с международными стандартами.
— Рост тарифов монополий может разрушить надежды Нацбанка на низкую инфляцию? Каким образом НБ РК должен реагировать на такой поворот событий?
— В сфере естественных монополий государством проведена большая работа по повышению эффективности и прозрачности процесса тарифообразования. Можно говорить о том, что на законодательном уровне созданы базовые механизмы, позволяющие учитывать интересы и затраты как самих предприятий, так и интересы населения.
Мы видим достаточно эффективное регулирование тарифов со стороны государства и не ожидаем значительного роста на предельные тарифы естественных монополий в ближайшее время.
Поэтому рост тарифов, по нашим ожиданиям, будет находиться на уровне, сопоставимом с инфляцией.
Вкладчику на заметку
— Ранее сообщалось, что вопрос досрочного снятия пенсионных накоплений на стадии обсуждения. Могли бы вы дать пояснение, кто обсуждает и что происходит с этим вопросом сегодня?
— Сейчас мы с Правительством обсуждаем вопросы совершенствования накопительной пенсионной системы для того, чтобы повысить участие вкладчиков в процессе распределения либо управления пенсионными деньгами, чтобы у вкладчиков была возможность выбора управляющих компаний. То, что касается досрочного снятия накоплений, эта опция, на наш взгляд, может быть предоставлена только тем вкладчикам, которые имеют сверхдостаточные пенсионные накопления. Что это означает? Если человек уже накопил достаточную сумму денег, которая позволяет ему в нетрудоспособном возрасте иметь стабильный доход, пропорционально близкий к его заработной плате, то, очевидно, какую-то часть он может использовать по своему усмотрению. Поэтому никаких других идей, чтобы использовать пенсионные накопления, особенно в небольших суммах, мы не рассматриваем. Речь идет только о тех случаях, когда пенсионные накопления уже достаточны для полного обеспечения граждан в нетрудоспособном пенсионном возрасте, что является главной задачей накопительной пенсионной системы.
— Куда инвестируются пенсионные средства ЕНПФ?
— Пенсионные активы ЕНПФ инвестируются на рыночных условиях строго в рамках направлений, которые ежегодно одобряются Советом по управлению Национальным фондом Республики Казахстан. Основными направлениями инвестирования являются приобретение государственных ценных бумаг Республики Казахстан, облигаций эмитентов квазигосударственного сектора, покупка иностранной валюты для инвестирования на зарубежных рынках и другие.
Каждый вкладчик может ознакомиться с информацией о структуре и доходности портфеля пенсионных активов, а также сведениями о параметрах совершенных сделок с пенсионными активами, включая покупки, продажи и погашения финансовых инструментов, которые ежемесячно публикуются на интернет-ресурсе ЕНПФ: www.enpf.kz.
200-тенговая монета выпускаться не будет
— В связи с чем принято решение повысить минимальный размер уставного капитала для небанковских обменных пунктов?
— Последний раз капитал обменных пунктов пересматривался в 2010 году, и за семь лет произошло много изменений на финансовом рынке. В том числе эти изменения были связаны с требованиями к пунктам обмена валют по обеспечению безопасности обслуживания граждан. Соответственно, во-первых, наши обменные пункты должны обладать необходимой материально-технической базой для того, чтобы предоставлять эти услуги безопасно. Во-вторых, они обязаны предоставлять нам всю необходимую информацию в рамках противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, что требует повышенной технической оснащенности данных пунктов. И, в-третьих, это связано с тем, что расширяется перечень информации, которую обменные пункты должны предоставлять. Это место организации, которая лицензируется со стороны Нацбанка и обязана выполнять минимальный необходимый объем требований.
— Довольно часто сталкиваешься с тем, что банкоматы выдают только крупные купюры. Скажите, есть ли у банков обязательства равномерно пополнять банкоматы различными номиналами купюр?
— Мы знакомы с такой ситуацией. Эмиссией наличных денег в Казахстане занимается Национальный Банк. Эмиссия, или сами наличные деньги, поступают в обращение преимущественно через банки второго уровня. Я хочу сразу отметить, что мы обеспечиваем банки второго уровня всеми видами и номиналами банкнот. Понятно, что это зависит от их потребностей, от видов клиентов, но тем не менее мы обязаны обеспечивать банки всеми видами банкнот, и мы это делаем. Мы знаем, что банки часто загружают свои банкоматы преимущественно крупными купюрами. Это выгодно с точки зрения обеспечения инкассации. Очевидно, что гораздо проще и дешевле загрузить крупными номиналами банкомат. Это не требует тогда его частого обновления и инкассации и, соответственно, минимизирует затраты банка. К сожалению, у банков нет обязательств по загрузке банкоматов всеми номиналами. Это не регулируется нормативно, потому что банки уже оказывают эти услуги на основании договоров с клиентами, но тем не менее мы понимаем эту ситуацию и проблему и ведем переговоры с банками.
— Насколько известно, сейчас рассматривается возможность введения электронного полиса страхования. Насколько эта мера может способствовать развитию рынка страхования в Казахстане?
— Для развития страхового рынка разработан законопроект, который направлен на решение четырех ключевых задач: обеспечение финансовой устойчивости страхового рынка, рост региональной доступности страховых услуг, повышение качества и снижение стоимости страховых продуктов, а также усиление защиты прав потребителей страховых услуг. Данным законопроектом предусматривается: внедрение страховых полисов в электронной форме и предоставление страховых услуг через интернет; переход от страхования ответственности туристских фирм к непосредственному страхованию туристов; введение вмененного страхования; а также усиление защиты прав потребителей страховых услуг.
— В социальных сетях появилась информация, что планируется выпуск 200-тенговой монеты. Это правда?
— Понятно, что люди смотрят на ряд банкнот и монет, которые присутствуют в Казахстане. Мы считаем сейчас его оптимальным, и, соответственно, нет никакой необходимости сейчас вносить изменения ни в ряд банкнот, ни в ряд монет. Поэтому мы не планируем выпускать монету номиналом 200 тенге.
Владимир БУРЬЯНОВ