Родители — основные участники психолого-педагогической помощи при ДЦП. Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать особенности развития ребенка, его возможности и перспективы развития, необходимые в жизни волевые качества.
Для этого важно активное включение ребенка в повседневную жизнь семьи, в посильную трудовую деятельность, стремление к тому, чтобы ребенок не только обслуживал себя: самостоятельно ел, одевался, был опрятен, но и имел определенные обязанности — накрыть на стол, убрать посуду. В результате у него появляются интерес к труду, чувство радости, что он может быть полезен, он чувствует уверенность в своих силах.
Часто родители, желая избавить ребенка от трудностей, постоянно опекают его, оберегают от всего, что может огорчить, не дают ничего делать самостоятельно. Такое воспитание по типу гиперопеки приводит к пассивности, отказу от деятельности. Доброе, терпеливое отношение близких должно сочетаться с определенной требовательностью. Нужно постепенно развивать правильное отношение к своему состоянию и возможностям. Родители не должны стыдиться своего ребенка. Тогда и он сам не будет стыдиться своей болезни, уходить в себя и свое одиночество.
Пока дети маленькие, родителям это кажется неважным, они все делают за них, но, в конце концов, это перерастает в большую проблему, решить которую с годами все труднее. Если мать постоянно подменяет действия ребенка, происходит остановка его развития, растет страх беспомощности и зависимость от посторонней помощи, и в такой обстановке ребенок теряет самостоятельность. Все это приводит в итоге к социальной пассивности. Вырастая, подобный ребенок оказывается не способным к самостоятельной жизни не столько из-за своего дефекта, сколько из-за несвоевременного формирования личностного развития.
Задача родителей состоит в разрыве этого порочного круга и создания условий для адекватного развития и формирования личности детей-инвалидов.
Вера КИРИЧЕНКО,
воспитатель Актюбинского
областного реабилитационного
(специального) центра