Дороги нашей страны должны выдерживать суровые морозы, нещадную жару и разливы в половодье. Такой целью задались ученые КаздорНИИ. Они разрабатывают новые стандарты, испытывают современные материалы, формируют базу производителей щебня, асфальтобетона и выдают изобретения.
«Требуется решить проблемы в сфере строительства автомобильных дорог. Их качество не выдерживает критики. Несвоевременное и некачественное выполнение работ, высокий уровень коррупции, низкая конкуренция – это «родовые болезни» данной отрасли. Поэтому следует принять конкретные меры уже до конца года. Все недобросовестные компании в соответствии с законом будут привлечены к ответственности. Этому вопросу я уделяю особое внимание».
Послание Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана «Экономический курс Справедливого Казахстана» от 1 сентября 2023 года
Исследуют карьеры и современные материалы
Казахстанскому дорожному научно-исследовательскому институту в этом году исполняется 65 лет. Ученые принимают меры, чтобы качество строительства автодорог в стране улучшилось. Для этого с прошлого года институт обследует все карьеры и асфальтобетонные заводы страны, испытывает современные материалы и добавки. Всю информацию систематизирует и размещает на сайте www.rcmbase.kz.
На днях группа сотрудников государственного НИИ прибыла в наш регион.
– Спасибо руководству Актюбинской области за то, что попросили нас помочь в этой сфере с научной точки зрения, – отметила директор департамента дорожных материалов и новых технологий АО «Казахстанский дорожный научно-исследовательский институт» Мейрамгуль Кабдыгалиева. – Теперь наш представитель будет находиться в Актобе. Если где-то обнаружатся ошибки и к нему обратятся, он подскажет, что надо сделать, чтобы такое не повторялось. Ведь одно дело – уложить асфальт, а другое – чтобы не пришлось потом его опять перекладывать. Мы арендовали лабораторию в Актобе, наш специалист сможет проводить там испытания. Наша роль не карательная, мы хотим помогать заказчикам-госорганам и подрядчикам.
По сведениям Кабдыгалиевой, действующим сегодня СнИПам для строительства автодорог более 40 лет. Они давно не учитывают разнообразие современных стройматериалов, интенсивность движения по магистралям и вес современных большегрузов. Мало того, изначально эти нормы не адаптировали под особенности местного климата.
– К примеру, в США при строительстве автодорог подбирают битум для каждой климатической зоны, – рассказал руководитель управления новых технологий КаздорНИИ Кайрат Мухамбеткалиев. – Чтобы этого достичь, существует ряд добавок-модификаторов. Мы сейчас разрабатываем аналоги, позволяющие менять температуру размягчения и хрупкости. Температура размягчения – это верхний предел, при котором битум начинает переходить из упругого состояния в жидкое – таять и растекаться, оголяя щебень. Для Актюбинской области необходимая температура плавления битума для укладки асфальта составляет +64 градуса. Такая температура может быть на асфальте в самые жаркие дни. Нужно ее достичь, чтобы автодороги служили долго.
Всего у института 14 направлений работы. Одно из них – создание Единой базы дорожно-строительных материалов и новых технологий.
– В прошлом году мы обследовали участки в восьми регионах Казахстана, – добавила Кабдыгалиева. – В этом году продолжим обследование оставшихся девяти, в которые входит и Актюбинская область. Результаты оцифровывают и заносят в единую базу. Она уже действует. В ней можно увидеть широту, долготу, местоположение карьера, которое на карте указано с точностью до пяти метров. Есть контакты владельца каждого карьера для производства щебня – материала, который там добывают со всеми физико-механическими характеристиками, область применения. Например, в вашей области, по предварительным данным, находится 86 карьеров. Эта информация поможет как заказчикам, так и подрядчикам.
Кроме того, по поручению Министерства транспорта РК ученые уже проинспектировали более 300 асфальтобетонных заводов страны.
– Мы проводим контроль замеса, тщательно проверяем правильность дозирования весов, – продолжила Мейрамгуль Кабдыгалиева. – Заводам, которые не прошли нашу инспекцию, даем предписание в течение двадцати дней устранить нарушения. В случае неустранения передадим данные в ведомственные организации, которые будут принимать меры. Наряду с заводами, имеющими несоответствие по стандартам, немало и таких, кто постоянно работает над улучшением качества продукции. Одним из таких, по результатам инспекции, является актюбинский завод ТОО «Ассана – Дорстрой». Все результаты инспекции отражены в Гис-карте заводов Единой базы. В ней имеется информация о производительности заводов, хранилищах битума, состоянии деталей, влияющих на качество смеси, об инструментах контроля продукта до и после выхода, указаны сертификаты качества готовой продукции, готовность к предстоящему сезону. После инспекции каждому асфальтобетонному заводу присваивается статус – от одной до пяти звезд.
– Действующий сегодня информационный портал позволяет подрядным и проектным организациям подбирать качественные материалы и технологии. Это снижает количество ошибок при проектировании. Кроме того, в реестре новых материалов зарегистрировано более 90 единиц. 31 из них уже прошел испытания в лаборатории и подтвердил свою эффективность на опытных участках, получив зеленый статус. Мы их рекомендуем к применению. Желтый статус имеют стройматериалы, которые еще проходят испытания, а серый – не исследованные нами, – дополнила Кабдыгалиева.
Насколько ощутимой может быть помощь ученых, видно на примере строительства первой в стране асфальтобетонной автодороги Астана – Щучинск.
– Эту магистраль строили при научном сопровождении нашего института, – объяснила собеседница. – Сейчас дороге восемнадцать лет, за это время на ней не проводили ни одного капитального ремонта. Но я не говорю, что точно так же нужно строить автодороги в Актюбинской области, потому что тут другой щебень и засоленный грунт.
Тем не менее, как считают ученые, при участии науки в строительстве возможно создать рецепт идеального многослойного дорожного пирога для каждого конкретного проекта. Важно, чтобы бюджетные миллиарды надолго улучшили состояние казахстанских магистралей.
Более 4 000 километров автомобильных дорог будет реконструировано в Казахстане до 2029 года по поручению Президента Касым-Жомарта Токаева.
Все начинается с карьера
Ученые КаздорНИИ вместе с журналистами побывали в карьере для добычи щебня в 37 км от города, лаборатории ТОО «Ассана – Дорстрой», двух асфальтобетонных заводах в Мугалжарском районе, апробационном участке по автодороге Актобе – Кандыагаш (52-100 км). Пока длилась поездка, гости рассказывали о тонкостях строительства.
– Любое отклонение от технологии производства может стать фатальным – автодорогу придется срезать и заново перекладывать, – убеждала Мейрамгуль Кабдыгалиева. – Качество щебня – один из важных факторов. Он присутствует практически во всех слоях дорожной одежды. Изначально от качества дробления и применения зависит окончательный результат.
Первая остановка произошла недалеко от массива «Беккул баба», возле дробилок известняка. Тут мы увидели горы щебня, которые специалисты называют штабелями. В них стоят таблички с указанием диаметра фракции и плотности стройматериала. Это делается, чтобы при погрузке не возникли ошибки и потребитель получил нужную фракцию.
– С 2008 года на месторождении Южно-Акшатское ведется добыча строительного известняка. Буровзрывным способом добывают большие куски породы, которые в дальнейшем транспортируют на дробилку, – объяснил начальник участка ТОО «Ассана – Дорстрой» Виталий Игнатенко. – У нас на территории установлено два завода, они дробят известняк. Один производит щебеночную смесь С4, которая идет под основание автодорог, обочин и так далее. Второй завод настроен на различные фракции, начиная от отсева диаметром 0-5 миллиметра и заканчивая щебнем фракции 40-70 миллиметров. Такие виды щебня применяют для изготовления железобетонных изделий.
Как объяснил Виталий Игнатенко, щебень известняка – плотный инертный материал, который лучше всего подходит для асфальтобетонной смеси.
– При применении на строительстве автодорог щебня из гранита, базальта и диабаза рекомендуется производить адгезионные присадки, чтобы битум в процессе эксплуатации не стекал с зерен щебня. При использовании известнякового щебня такие добавки, как правило, не требуются. Эти вопросы отслеживает лаборатория, она ежедневно отбирает качество продукции, – дополнил Игнатенко.
Сотрудники КаздорНИИ взяли пробы щебня с завода, упаковали материал в мешки и отправились в лабораторию.
Щебень должен быть морозостойким
В лаборатории продемонстрировали проведение испытаний. Материалы доставляют сюда с Южно-Акшатского и Мамытского месторождений. Дело в том, что свойства камня могут меняться в зависимости от глубины залегания породы. А значит, другой, может, будет и область применения. Для каждого слоя дорожной одежды требуется щебень с особой плотностью. Так, для производства асфальтобетонной смеси нужен камень с плотностью не ниже 1 000 кг/кубометр.
– Изначально нужно просушить щебень, и только потом мы проверяем его на сдвиг, прочность, водонасыщение, водостойкость, лещадность, дробимость, морозостойкость и другие показатели, – рассказала начальник лаборатории ТОО «Ассана – Дорстрой» Светлана Крымсакова. – В течение дня можно сделать все анализы, кроме морозостойкости. Ее определяем ускоренным методом за неделю либо традиционным способом за два-три месяца. Чтобы при строительстве автодорог не было несоответствия материалов, проводим входной, операционный и периодический контроль.
Как объяснили в лаборатории, еще одна важная задача – хорошее сцепление щебня с битумом. Чтобы это определить, щебень смачивают битумом, сушат в печи и смотрят – стекает с него битум или нет, требуется ли адгезионная присадка. Иначе в сильную жару битум стечет, поверхность щебня обнажится и дороги не останется.
– У нас имеются мобильные лаборатории, в которых ребята живут вахтовым методом и проводят испытания на месте, – продолжила Крымсакова. – Одна лаборатория действует на участке 52-100 километр трассы Актобе – Кандыагаш, другая – в селе Миялы Атырауской области. У нас трудится десять сотрудников, все компетентные, ежегодно повышают квалификацию.
Как объяснила Светлана Крымсакова, недавно их лаборатория начала сотрудничать с КаздорНИИ. Это дает возможность проверить материалы не только на физико-механические свойства, но и на химические. А значит, позволит строить автодороги лучшего качества.
Дорогу строят четвертый год
Очередная остановка нашей поездки – Мугалжарский район, асфальтобетонные заводы ТОО «Ассана – Дорстрой». На данном участке находится два завода: немецкого и корейского производства, каждый выпускает по 160 тонн асфальта в час.
Журналистам объяснили принцип работы оборудования. Так, через сита в бункера поступает щебень, нагревается до 170 градусов, туда же закладывают битум. После разогревания и смешивания смесь поднимается в бункеры. Готовая продукция имеет температуру 160 градусов, горячий асфальт везут на строящуюся автодорогу. Асфальтоукладчик принимает его и ждет, когда смесь остынет до 130 градусов. Как только датчики покажут нужную температуру, начинают работать катки. Их скорость не должна превышать 5 км в час. Иначе не получится уплотнить так, как нужно. Качество зависит даже от количества проходов катка и влажности воздуха.
– Мы ждем от подрядчиков больше активности. Хотим привить им культуру производства, так как строительство автодорог – процесс, где нужно учитывать любую мелочь, – заверила Мейрамгуль Кабдыгалиева. – Любые трещины на автодороге начинаются с основания, идут снизу вверх. Земляное полотно нужно правильно укатать. Стараемся объяснить все эти нюансы. Если дороги быстро выходят из строя, одна из причин – отсутствие культуры производства.
Холодным асфальтом латают ямы в межсезонье
– Порой в зимнюю стужу, дождь асфальтируют участки и говорят, что используют технологию укладки холодного асфальта. Действительно ли можно строить или ремонтировать дороги таким образом? – спросили журналисты у ученых КаздорНИИ.
– Холодный асфальт можно применять для ремонта, если образовалась яма в межсезонье, а ждать лета некогда, нужно обеспечить проезд автомашин. Но это не означает, что холодным асфальтом можно проводить ремонт больших участков в зимнее время, – ответила директор департамента дорожных материалов и новых технологий Казахстанского дорожного научно-исследовательского института Мейрамгуль Кабдыгалиева.
Усмирили пыль и придумали краску
От красивых слов группа ученых АО «КаздорНИИ» перешла к делу. Участок трассы Актобе – Кандыагаш протяженностью 3,3 км, который проходит через райцентр Алга, они обработали изобретенной ими обеспыливающей жидкостью. Благодаря ноу-хау жители домов у автодороги неделю будут жить без клубов пыли. А администрации райцентра не придется поручать поливать автодорогу дважды в день. Изобретение экономит горючее, рабочие часы водителя и аренду поливальной машины. Начнут ли его широко применять в стране, покажет время.
Еще одно изобретение КаздорНИИ – стойкая краска для дорожной разметки. Она без труда выдерживает полугодовой период, полосы не придется часто подкрашивать. Как объяснили ученые, они готовы дать рецепт казахстанским предпринимателям, если кто-то захочет ее производить.
Так, с раннего утра и до самого вечера ученые колесили вместе с журналистами по актюбинским автодорогам, едва успев на самолет. При плодотворной работе людей науки, подрядчиков и заказчиков наверняка можно создать в Казахстане магистрали не хуже, чем Астана – Щучинск. Благо в нашей стране есть где развернуться – через Казахстан проходит восемь международных коридоров, страна занимает девятое место в мире по площади.
Татьяна ТОКАРЬ,
Актобе – Мугалжарский район – Актобе
Фото предоставлено КаздорНИИ и автора