Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Регионы стали ближе

В Казахстане введены в строй сразу две железнодорожные ветки — Жезказган-Бейнеу и Аркалык-Шубарколь. Их строительство, начавшееся в 2012 году, шло опережающими темпами. Труд свыше 10 тысяч человек позволил сдать линии намного раньше намеченного срока.

В связи с этим значительным для всей страны событием на центральной площади Жезказгана был организован телемост с железнодорожными станциями нескольких областей, по которым пролегли новые дороги. Руководители станций доложили Президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву о готовности к работе. В торжественной обстановке Елбасы дал официальный старт запуску железнодорожных линий Жезказган-Бейнеу и Аркалык-Шубарколь.

Открывая телемост, Глава государства поздравил всех казахстанцев, назвав открытие магистралей важнейшим социально-экономическим событием года:

— Работа дорог Жезказган-Бейнеу и Аркалык-Шубарколь будет определять жизнь нескольких регионов и всей республики на долгие годы и десятилетия вперед. Весь период Независимости мы не прекращали, а наращивали железнодорожное строительство.

Также Нурсултан Назарбаев отметил, что с вводом обеих железных дорог 3 тысячи человек будут обеспечены постоянной работой.

— Линии Жезказган-Бейнеу и Аркалык-Шубарколь дадут новый импульс развитию прилегающих территорий. Непосредственный эффект ощутят жители и предприятия Карагандинской, Мангистауской, Актюбинской, Кызылординской и Костанайской областей. От сокращения расстояний и сроков доставки аграрной и промышленной продукции выиграет весь Казахстан, — подчеркнул Глава государства.

Кроме того, Нурсултан Назарбаев особо выделил повышение транспортно-логистического потенциала страны.

— Ввод в эксплуатацию этих линий — знаковое событие и для глобального рынка транспортных услуг в направлениях север — юг и восток — запад. Фактически мы создали свою часть транзитного коридора от Китая в Европу, сокращающую время доставки грузов более чем в три раза. Это означает совершенно новый потенциал, использовать который следует в полной мере, — отметил Лидер нации.

О ходе строительных работ и показателях экономической эффективности на новых объектах проинформировал президент АО «НК «Қазақстан темiр жолы» Аскар Мамин. Также выступили генеральный директор группы компаний «Арселор Миттал» в Казахстане Виждай Махадеван, почетные железнодорожники страны, ветераны труда.

Не осталась в стороне от всеобщего праздника и Актюбинская область, по чьей территории, а именно: по Байганинскому и Шалкарскому районам, проходит новая железнодорожная ветка Жезказган-Бейнеу.

Близ Шалкара было организовано прямое включение с Жезказганом. Прямо у железнодорожного полотна разбили маленький аул со сценой, зрительскими местами, огромным экраном, юртами, где любой желающий мог попить воды или укрыться от солнца. Несмотря на сильнейшую жару, люди собрались возле сцены задолго до начала сеанса телесвязи. Ощущение праздника не покидало присутствующих даже после того, как столбик термометра приблизился к сорокаградусной отметке.

После открытия телемоста картинка постепенно приблизилась к станции Шалкар. Взору телезрителей предстал огромный баннер, на фоне которого разместились почетные железнодорожники и ветераны. На переднем плане находились аким области Архимед Мухамбетов и директор Актюбинского отделения железной дороги Жарас Изгулов. Последний, когда подошла очередь, доложил Президенту о готовности к вводу актюбинского участка железнодорожной ветки.

После заключительного слова Главы государства паровоз (кстати, казахстанской сборки) с несколькими десятками прицепленных к нему вагонов двинулся со станции Шалкар в сторону Бейнеу. Символизируя запуск нового железнодорожного пути, паровоз пять раз издал характерный гудок.

По окончании телемоста аким области поздравил присутствующих с открытием железнодорожных веток Жезказган-Бейнеу и Аркалык-Шубарколь:

— Сегодня Глава государства дал старт новым железным дорогам. Их строительство шло в рекордно короткие сроки, а само открытие имеет принципиальную важность для всего Казахстана. Железнодорожная линия Жезказган-Бейнеу позволит нам оптимизировать перевозки, сократить доставку грузов, и главное, увеличить транзитный потенциал региона, что в свою очередь создаст еще более благоприятные экономические условия. Немаловажен и тот факт, что в районах области появятся новые современные объекты инфраструктуры, дополнительные рабочие места.

Кстати, в первый год эксплуатации по линии Жезказган-Бейнеу пассажирские поезда ходить не будут. По словам исполнительного директора — руководителя аппарата ТОО «Темиржол Жондеу» Алтынай Баяндиновой, дорога должна сначала пройти обкатку:

— Пока по ней будут идти только грузовые поезда. После обкатки ветки по ней будут пущены и пассажирские.

Отметим, что общая протяженность железнодорожной линии Жезказган-Бейнеу составляет 988 км, в том числе участка Шалкар-Бейнеу — 471 км.

Ввод магистрали обеспечит доступность Центрального Казахстана к порту Актау, Туркменистану и странам Персидского залива. Железнодорожная ветка Аркалык-Шубарколь (протяженность 214 километров) обеспечит транспортный выход центра Казахстана на Россию и далее — на западноевропейские страны.

Асхат КАЛЖАНОВ

Колонка "Взгляд"