В марте этого года в казахстанский прокат вышел фильм-призер 75-го Венецианского кинофестиваля: завершающая часть трилогии об Аслане — картина «Река» режиссера Эмира Байгазина. Картина повествует о пяти братьях, растущих вдали от цивилизации, чья жизнь меняется после визита городского гостя. Мировая премьера фильма «Река» состоялась на 75-м Венецианском кинофестивале в программе «Горизонты», где Эмира Байгазина признали победителем в номинации «Лучший режиссер». Картина получила множество восторженных отзывов ведущих мировых киноизданий. Северо-американская премьера прошла на международном кинофестивале в Торонто. Картина была представлена в конкурсной программе «Платформа», где получила первое место в рейтинге кинокритиков Screen Daily. Спустя месяц фильм стал обладателем номинации «Достижения в режиссуре» на 12-й ежегодной церемонии Asia Pacific Screen Awards. Азиатская премьера «Реки» прошла в конкурсной программе Токийского кинофестиваля. На кинофестивале Asian World Film Festival в Лос-Анджелесе она удостоена приза жюри за создание гипнотически-завораживающего фильма с оригинальным и подлинным киноязыком. Кроме того, картина стала обладателям Гран-при на кинофестивале LEFFEST в Португалии. Также Эмира Байгазина наградили грантом «Золотого Глобуса» ( Голливудской ассоциации иностранной прессы). Примечательно, что он выступил не только режиссером, сценаристом и монтажером, но и оператором-постановщиком, а также продюсером картины. Сегодня один из самых титулованных отечественных режиссеров, наш земляк Эмир Байгазин — гость «АВ».[divider]
— Эмир, вы человек довольно непубличный при вашей известности. К примеру, неактивны в социальных сетях, не появляетесь на тусовках. Почему?
— Наверное, потому, что активен в работе. В прошлом году я закончил работу над своей картиной «Река». Это последняя часть трилогии об Аслане. Все три фильма сделаны в коллоборации Казахстана с европейскими странами. Такие страны, как Франция, Швейцария, Норвегия, Польша и другие, убедившись в художественном потенциале моих проектов, поддержали финансово. Вся эта работа, включая мировые премьеры фильмов, требует больших временных и энергетических затрат. Поэтому на светские мероприятия времени не остается.
— Почти все ваши картины становятся обладателями наград международных фестивалей, а вы носите звание «Лучший режиссер» мирового кинофестиваля. Насколько тяжело быть лучшим, ведь эти все регалии накладывают особую ответственность. Наверное, и зритель, и кинокритики с каждой вашей новой картиной ждут чего-то большего. Не гнетет ли вас это?
— В первую очередь я думаю о том, насколько картина оправдала мои ожидания. Что в создании картины сработало, что не сработало. Реакция публики, фестиваля меня интересует больше как продюсера. Также волнует международная пресса, реакция таких топ-изданий, как «Hollywood reporter» или «Screen Daily».
— Как вы думаете, почему вы интересны европейской аудитории?
— Возможно, потому, что у меня есть заданный вектор уже с первой картины. Я предан своему стилю.
— Эмир, ваши картины не для среднестатистического зрителя. Они заставляют задуматься о многих вещах, оставляют тяжелое впечатление и оттого, наверное, в казахстанском прокате они некассовые. Не было мысли снять легкое кино?
— Прокат моих первых двух картин был организован в двенадцати городах Франции. В Германии, Польше и в других странах также был прокат. Из чего следует вывод, что для кого-то я достаточно «понятный» режиссер. В общем, меняться не хочу.
— Не могу не спросить вас о Тимуре Айдарбекове, задержанном полицией за мошенничество. Вы открыли подростку целый мир, но, увы, он не сделал выводов из уроков жизни. Насколько больно вам как режиссеру видеть и осознавать это?
— Я и моя команда предлагали Тимуру другую жизнь, но он сделал свой выбор. Было время, ему оплачивали квартиру, несколько раз давали работу в кинопроизводстве. Злая ирония: он на премьере картины в Берлине стоял рядом с оскароносным Тимом Роббинсом, с Вонгом Кар-Ваем. Его окружали фестивальные селебрити, ему долго аплодировала немецкая публика. А вышло все вот так. Печально.
— Насколько мне известно, большинство ваших героев играют непрофессиональные актеры, многие из них даже дебютанты. Но при этом игра их безупречна. В чем секрет? Как вы находите актеров для своих картин?
— Я доверяю своей интуиции и опыту. И поскольку сам когда-то начинал актером, в Актюбинском драмтеатре, кстати, то знаю, что в первую очередь актеру нужно помочь снять волнение. Тогда он покажет свой потенциал.
— Какие фильмы режиссер Байгазин смотрит с удовольствием?
— В последнее время я больше читаю. Фильмы иногда смотрю на фестивалях. Я до и после своей первой полнометражной картины посмотрел очень много картин. Парадоксально, в детстве и отрочестве очень мало смотрел, больше слушал музыку.
— Как часто вы бываете в родных краях — в Алге, Актобе?
— На родной земле, к сожалению, бываю редко. С родными поддерживаю связь через скайп и прочие современные способы коммуникаций.
— Где берете вдохновение, идеи? Как восстанавливаете энергию, затраченную на съемочный процесс?
— Достоевский был прав, когда говорил, что жизнь без цели задыхается. Новые силы всегда дает новый проект. Влюбляешься в новую идею, и силы возвращаются.
— Ваш папа довольно известный в области человек. Кенжегазы Жанабаевич стал настоящим отцом для сотен детей, оставшихся без попечения родителей. А какие уроки он давал вам в детстве?
— Он всегда учил меня доводить начатое дело до конца.
— Что вы могли бы посоветовать мальчишкам и девчонкам, мечтающим вырваться из провинции и заявить о себе миру, будь то в кино, музыке и т. д.?
— Быть верным себе и своему таланту. Рано засыпать, рано просыпаться.
— Спасибо за беседу! Успехов![divider]
Мировая пресса о «Реке»
Hollywood Reporter
«Стиль Эмира Байгазина узнаваем в каждом кадре — это чудо изящной композиции, его образы дышат в интерьерах дома, сельских экстерьерах и в экспансивной красоте природы вокруг как дополнение к пониманию неторопливого развития драмы. Режиссер впервые выступает в качестве оператора фильма. Широкие кадры мастерски откалиброваны с точки зрения пространственной динамики, а персонажи фиксированы или перемещаются, естественно, без излишней хореографической выстроенности. «Река» — странный и притягательный образ загадочного путешествия за пределы арт-хауса. Настолько она визуально восхитительна и богата гуманистическими наблюдениями».
Screen Daily
«Заключительный фильм в трилогии Аслана режиссера Эмира Байгазина («Уроки гармонии», 2013, и «Раненый ангел», 2016) «Өзен» («Река») — это завораживающая притча угнетения и освобождения. Выдержанный и характерно строгий, он бросает вызов-заклинание, призывающий к себе рискованных, свободно мыслящих дистрибьюторов бескомпромиссного авторского кино.
В кинематографическом стиле Эмира Байгазина всегда есть скрытый смысл повествования, заставляющий задуматься о тайнах, исследующих вопросы личной свободы, искушения и семейных связей».
Variety
«Мрачно искрящаяся, обучающая, сюрреалистическая притча… В третий раз казахстанский режиссер Эмир Байгазин сделал своей темой сухую, тревожную историю совершеннолетия подростка по имени Аслан. Но это не тот же самый мальчик, и хотя строгий, клинический перфекционизм эстетики безошибочен, это другой фильм».
Cineuropa
«Фильм «Река» с легкостью является одним из самых визуально экстравагантных лент в секции «Горизонты» — и это подтверждает позицию Байгазина как смелого авторского режиссера». «Сценарист и режиссер Эмир Байгазин впервые выступил в роли оператора-постановщика. В его руках камера становится инструментом визуального восхищения миром с тонким чувством композиции. Образ фильма — история, ступающая словно на цыпочках между реальным и мифологическим миром, сквозь сферу символического, похожего на коллективное бессознательное, и реалиями сегодняшнего дня глобального мира, вторгающегося в мирную традиционную жизнь за пределами западной цивилизации, современными технологиями и поп-культурой».
The Japan Times
«Пожалуй, самое смелое художественное заявление было от «Реки», которая срежиссирована, спродюсирована, написана, снята и смонтирована одним человеком — Эмиром Байгазиным. История о квинтете братьев и сестер, выращенных в одиночестве их авторитарным отцом».[divider]
Марина НУРАЛОВА