Амангельды АЙТАЛЫ,
доктор философских наук, профессор, руководитель центра «Мировоззренческие и социальные проблемы образования и воспитания» АРГУ им. К. Жубанова
В Казахстане с начала 90-х годов ислам, как и другие религии, переживает период возрождения. Религиозность населения постоянно возрастает. Среди социологов в области религии в последние годы сложилось мнение, что потенциал роста религиозности даже близок к исчерпанию. В самом деле, по переписи населения 2009 года 70,2 процента населения Казахстана — мусульмане, казахов в исламе — 98,3 процента. Молодежь в возрасте от 14 до 28 лет составляет 4,5 миллиона человек. Отмечается ее особый интерес к религии, особенно среди казахской студенческой молодежи. Молодые люди в возрасте от 15 до 19 лет — 78,2 процента, от 20 до 24 лет — 73,2, от 25 до 29 лет — 70,8. Среди населения в возрасте 30-34 лет — 70,8 процента, от 35 до 39 лет — 71,9 считают себя мусульманами. А среди населения, возраст которого за 40, религиозность снижается. Например, среди тех, кому сегодня 40-44 года, она составляет 72,6 процента, а тех, кому за 70, — лишь 41,1 процента.
Студенчество всегда было и остается наиболее восприимчивым к новым условиям, оно легче подвергается внешним влияниям — как позитивным, так и негативным. Религиозная атмосфера общества имеет весьма существенное значение для формирования сознания молодежи.
Религиозная ситуация в стране после принятия в 2011 году Закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» значительно изменилась. После перерегистрации к 25 октября 2012 года религиозное пространство значительно обновилось, многие числившиеся формально религиозные объединения отпали: это заброшенные мечети и существующие только на бумаге религиозные группы других конфессий.
Сейчас 2 400 мечетей, относящиеся к Духовному управлению мусульман Казахстана, 299 православных религиозных объединений, 84 объединения римской католической церкви. Вместе с тем в стране работают 189 объединений пятидесятников, 120 — христиан-баптистов, 59 — Свидетелей Иеговы, 55 — пресвитерианской церкви, 42 — адвентистов Седьмого дня, 13 — лютеранской церкви, 11 — методистов, 8 — Новоапостольской церкви и другие.
В Актюбинской области в 2012-м в соответствии с новым законом было зарегистрировано 66 мечетей, 6 православных приходов, 2 католические организации, по одному объединению Свидетелей Иеговы, адвентистов Седьмого дня и Общества сознания Кришны.
Численность религиозных объединений непостоянна. Одни объединения, в основном по решению суда, по тем или иным причинам закрываются. Вместе с тем появляются новые.
Актюбинская область — регион с устойчивым экономическим, социальным развитием. События, имевшие место в 2011-2012 годы, носят больше криминальный, чем религиозный оттенок. В целом в регионе утверждаются толерантные отношения между конфессиями и внутри конфессий.
В стране до 2011 года было зарегистрировано 29 религиозных учебных учреждений, некоторые из которых не занимались образовательной деятельностью. После перерегистрации было признано 13 исламских, 2 христианских учебных заведения. В стране работают около 400 миссионеров, которые не всегда соблюдают законы нашего государства, они представлены в основном представителями православия, католицизма и протестантизма, которые ежегодно проходят регистрацию. В последние годы они ведут религиозную работу на казахском языке, выпускают книги в основном на государственном языке, чтобы привлечь к своим религиозным объединениям казахскую молодежь.
В стране получает распространение религиозная литература. За последние три года Агентством по делам религий РК было рецензировано около 25 тысяч литературных источников, некоторые из которых были запрещены для распространения, ввиду ущербного, точнее говоря, экстремистского содержания. Такова фоновая ситуация, которая в большей или меньшей степени влияет на религиозность студентов.
В Актюбинском университете исследования по изучению религиозности студентов не проводились. Это первое исследование, которое ставит своей целью изучение религиозной ориентации студентов. Вообще, религиозность студентов в стране не стала еще предметом пристального изучения. Мы попытались изучить лишь некоторые особенности осмысления студентами духовных ценностей. На момент начала социологического исследования на очном отделении училось
8 166 студентов; 7 734, или 95 процентов которых, — казахи; 221, или
3 процента, — русские; 99, или около 1 процента, — украинцы. Всего учатся представители более 27 национальностей. Определение национальной (этнической) самоидентификации необходимо, потому что в сознании многих лежит психология «если казах, то значит, мусульманин», «русский, поэтому православный». И это представление срабатывает автоматически, хотя это не говорит о глубине веры. Даже неверующий может считать себя мусульманином. Люди становятся мусульманами или православными не потому, что они казахи или русские, а потому что они глубоко воспринимают ценности и добродетели той или иной религии. 64 процента студентов — девушки, 36 — парни. На некоторых факультетах, например, педагогики и психологии, женщины составляют 96 процентов, иностранных языков и филологическом — 88.
По религиозной идентификации наш вуз — мусульманский, а по гендерной — более женский, чем муж-ской. Все это накладывает свои особенности на религиозную атмосферу. Например, в религиоведческой литературе принято считать, что женщины, матери, а также будущие матери, сестры, дочери почитают Бога, Творца больше, чем мужчины.
Наши студенты — поколение, родившееся во второй половине 90-х годов, чья первичная социализация совпала с системным кризисом советского общества и с выходом религий, особенно ислама, из социально-культурного гетто советской эпохи и возрождением многих других религий. Именно это поколение является выпускниками школ последних лет, в их жизни наиболее выпукло отражается взаимодействие религиозной и светской культуры и мировоззрения.
Приступая к разработке программы эмпирического исследования заявленной проблемы, мы учитывали, что сегодня необходимы иные подходы к анализу мировоззрения студентов. Студенты свободны от страха, чувствуют, что государство в вопросах веры не вмешивается в их частную жизнь, почти все отмечают влияние позитивных и негативных факторов на их религиозную ориентацию.
Целью исследования явилось выявление специфики вероисповедания студентов, соблюдение религиозных обрядов и соответствующих норм поведения. Практически опрашивался каждый седьмой студент.
Опрос проводился в режиме самозаполнения: вопросы веры являются интимными, и их обсуждение, на наш взгляд, уменьшает степень искренности. Руководители факультетов, судя по ответам студентов, придерживались нейтральной позиции, не навязывали студентам ту или иную позицию или взгляды. Собранная нами информация говорит о том, что студенты в своих ответах были откровенными, и внушает полное доверие.
Верите ли вы в Бога?
Из 1 593 студентов, отвечавших на вопросы анкеты, 95 процентов ответили «да», 2 процента — «нет», а 3 процента затруднились ответить на вопросы анкеты.
Эти ответы не являются неожиданными.
Cтуденты, в основном казахи, в анкеты вписали дополнительно свои мнения: «Нет человека, не верящего в Аллаха», «верю в Аллаха без слов»; «существование Аллаха — истина, я верю в его существование, доказательств этому много»; «предполагаю возможность существования Высшей силы, но не думаю, что мир создан кем-то»; «Бог — покровитель, Коран — истинная правда, слова Пророка — справедливые»; «верю в душе с чистым намерением»; «верю, но не являюсь фанатиком»; «верю в душе, но религиозные предписания не соблюдаю, намаз не читаю».
Студенты обращают внимание на важность религии в человеческой жизни, на то, что религия помогает им не сбиться с правильного пути, дает ориентир поведения.
Данные свидетельствуют о росте религиозных настроений, но глубоких корней религиозность, на наш взгляд, не имеет. В значительной мере речь идет не столько о религиозной вере, сколько о поверхностном увлечении религией. Самую высокую степень веры в Бога (100 процентов показали студенты факультета педагогики и психологии, где учатся почти одни девушки, а у студентов физико-математического и экономического факультетов этот показатель — 93 процента.
Следующий вопрос анкеты был рассчитан на определение религиозной принадлежности.
К какой религиозной конфессии
себя относите?
96,2 процента студентов, или 1 426 студентов, считают себя мусульманами, 7 студентов, или 0,5 процента, — православными, еще 5 студентов, или 0,3 процента, отдают предпочтение другим или нерелигиозным течениям, 1 студент — атеист, 4 студента, или 0,2 процента, ни к какой религии себя не относят; 38 студентов, или 2,6 процента, затруднились ответить.
70 процентов представителей других национальностей назвали себя мусульманами. Есть представители католицизма, протестантизма, буддизма и других. Мусульманами называли себя азербайджанцы, татары, уйгуры и т.д.
Здесь необходимо обратить внимание на следующие моменты.
Не всегда жестко прослеживается совпадение национальной и религиозной принадлежности студентов: «казах — значит, мусульманин», «русский — значит, православный». Например, 0,4 процента казахов приняли другие религии. В то же время 1,4 процента русских, 0,9 процента украинцев приняли ислам. Можно говорить и о других этносах, которое приняли не традиционные, а другие религии. Эта тенденция есть не только среди наших студентов, но и в других вузах. По Конституции каждый вправе определять свою религиозную принадлежность. Поэтому мы, педагоги, не должны вмешиваться в эту сферу, навязывать студенту религиозную принадлежность, хотя переход молодых казахов в другие религии взрослыми не поддерживается. Но закон и этика требуют быть терпеливыми.
В ряде случаев встречаются ответы «затрудняюсь ответить» или «иное мнение». В такой деликатной сфере, как общение с людьми, придерживающимися разных взглядов, это иногда означает не только затруднение с ответом, но и нежелание озвучивать «некорректный», не совсем стандартный ответ. Это и понятно. Некоторые студенты, считающие себя атеистами, имеющие иные мнения, потом называют себя мусульманами.
Среди студентов в той или иной степени проявляются сторонники современных, в основном нетрадиционных религий. Известно, что в 90-е годы нам разрешили говорить о религии, о Боге, отменили запрет на религиозную пропаганду, но вместе с тем пышным цветом расцвели лжеучения, секты, отколовшиеся от господствующей религии — как от христианской, так и от мусульманской.
Некоторые студенты назвали себя сторонниками растафарианства — нового религиозного учения начала 60-х годов ХХ века. Его сторонники называются растманами. Отдельные студенты относят себя к агностикам, или агностицизму.
Студенты называют также миссионерскую Церковь копилизма. Ее основателем в 2010 году стал 19-летний шведский студент. Копилизм признает ценность любой информации, интернет считает священным. Копилизм не верит в Бога и сверхъестественные силы, но в соответствии со шведским законодательством официально признан религией.
Шактизм, который называют своей верой некоторые студенты, является одной из традиций индуизма, национальной религии индусов, большинства населения Индии.
Наконец, студентами упоминается вера в итеизм, от нидерландского слове its — «что-то», «кое-что», «что-нибудь». С одной стороны , есть что-то или кто-то «Высшее между Небесами и Землей», но, с другой стороны, не принимают и не поддерживают установленную систему веры, ее догмы, существующие объяснения природы Бога.
Сторонниками нетрадиционных религий назвали себя 9 студентов-казахов из числа опрошенных, или 0,6 процента. В соответствии с методом экстраполяции — распространения выводов, сделанных относительно какой-либо части объектов или явлений на всю совокупность, можно допустить, что если 9 человек от числа опрошенных 1 553 студентов являются сторонниками «новых религиозных движений», то из всей общей численности студентов вуза около 45 находятся под их влиянием. Их намного больше на факультете иностранных языков, техническом и экономическом факультетах.
Такова в общих чертах идентификация студенческой молодежи по конфессиям.