Окончание.
Начало в № 23-24
Откуда вы получаете сведения о религии?
Нам было интересно знать: из каких источников студенты получают сведения о религии. Действительно, они испытывают влияние социальной среды: школы, вуза, СМИ, родителей и близких, религиозных организаций, интернета, друзей и религиозной литературы. Но их воздействие и авторитет не одинаковы. Студенты высоко ценят религиозные позиции своих родителей. СМИ занимают второе место по влиянию на студентов. Интернет остается третьим важным источником религиозной информации, а школы и вузы находятся на четвертом месте. Этот факт заставляет нас думать о внутриуниверситетских условиях воспитательной работы. Мечети, церкви и другие религиозные организации занимают пятое место вслед за университетом. Религиозная литература и верующие друзья занимают шестое и седьмое места. СМИ, интернет, родители, в силу религиозной безграмотности значительной их части, друзья, разное общение студенческую молодежь ориентируют больше на негативную информацию, чем позитивную, зачастую направлены против этноконфессиональных, национальных ценностей. Единственным авторитетным научным центром являются учреждения образования, ориентирующие на культурное единство и целостность казахстанского общества.
Как часто вы посещаете мечеть, церковь, другие молитвенные дома?
Посещение мечети, церкви, других молитвенных домов в религиоведении рассматривается как важный критерий религиозности, религиозного поведения и установки. Около 11 процентов студентов постоянно посещают мечеть, церковь, 67 процентов посещают от случая к случаю. Был задан дополнительный вопрос: «Если мечеть, церковь, молитвенные дома находились бы недалеко от вашего места жительства, то вы их посещали бы?». 23 процента ответили «да», 17 — «нет». Регулярно посещает мечеть, церковь почти каждый пятый студент факультета естествознания и почти каждый шестой-седьмой студент инженерно-технического факультета. Реже всех посещают их студенты професионально-творческого факультета.
В анкетах студенты передали свои ощущения: «хожу в мечеть постоянно»; «собираюсь посетить мечеть»; «бываю в мечети раз в год с родителями в один из мусульманских праздников»; «всему свое время, еще успею»; «бываю в мечети, чтобы посвятить аяты усопшим родителям»; «посещаю мечеть редко, с родителями и бабушкой»; «посещаю мечеть редко, когда мне трудно»; «посещаю раз в год, чтобы дать пітір-садаќа»; «посещаю, когда женятся и выходят замуж друзья», «когда родители говорят», «я запутался в исламе, много советчиков»; «стараюсь посещать по пятницам»; «хотел бы в мечеть, сейчас много различных направлений, боюсь»; «верю, но вокруг мечети много представителей сект». Студенты большое значение придают празднованию религиозных праздников, они рассматриваются ими как значимые события, в их сознании они связаны с традициями, историей, культурой казахов и других народов.
Как часто вы соблюдаете религиозные обряды (намаз, ораза, пост и др.)
Часть студентов не только имеет представление о религии, посещают мечеть, церковь, молитвенные дома, но и осознанно соблюдают религиозные традиции. 15 процентов постоянно соблюдают религиозные обряды, 37 процентов — от случая к случаю. Читают намаз или держат оразу, пост, или посещают пятничный намаз, дают пітір-садаќа. Интересны также слова, вписанные в анкету: «я далека от религиозных традиций»; «оразу держу, но намаз не читаю»; «намаз читаю, но оразу не держу»; «хотела держать, но родители не разрешают»; «регулярно хожу на пятничный намаз»; «стараюсь соблюдать пост»; «не вижу в этом смысла»; «никогда не буду соблюдать религиозные традиции»; «Верю в Бога, но не верю ни в какую религию»; «у меня особая философия жизни»; «в месяц Рамадан читаю намаз Тарауих»; «религиозные традиции вошли в плоть и кровь казахов, конечно, соблюдаю», «психологически еще не готов». Таковы нюансы религиозности среди наших студентов.
Огромное влияние на студентов оказывают родители и близкие родственники. Поэтому студентам был задан вопрос:
Как относятся к религии в вашей семье?
16 процентов студентов ответило, что в их семьях живут истинно верующие люди; 40 процентов: семья относится к религии нейтрально; 28 процентов: родители против соблюдения религиозных традиций; 14 процентов отмечают, что их родители одобряют соблюдение религиозных традиций. Нельзя сказать, что все студенты автоматически присоединяются к позитивным и негативным установкам своих родителей. Некоторые с сожалением говорят об отрицательных установках родителей, а некоторые отмечают свое согласие с родительскими советами и наставлениями. Семьи студентов физико-математического и профессионально-творческого факультетов оказывают наибольшее сопротивление чтению намаза, соблюдению оразы, поста, посещению мечети. Только 8 процентов студентов факультета естествознания поддерживают чтение намаза, соблюдение оразы, поста и посещение мечети, церкви. В целом, большей частью семьи студентов-казахов против выбора детьми религиозного поведения. В семьях русских, армян, азербайджанцев и других этнических групп, наоборот, велик авторитет родителей, которые поддерживают религию, видят в ней опору сохранения этнической принадлежности.
В каком государстве вы бы хотели жить?
Чем вызван такой вопрос нашим студентам?
Сегодня среди молодежи в части постсоветского пространства (Кавказ, Центральная Азия, в частности Казахстан) в вопросах религии есть две группы. В первую входят национально-ориентированные верующие, для которых национальные и религиозные традиции неразрывно связаны, а религия во многом является фактором сохранения национальной идентичности. Во вторую — только религиозно-ориентированные, для них ислам — это прежде всего мировая религия, изначально не связанная с определенной национальной традицией, а если и связанная, то, скорее, с арабской. Существование второй группы обусловлено особенностями возрождения ислама в начале 90-х ХХ века, когда под влиянием советской ассимиляции часть собственно религиозных традиций была утрачена, чем и воспользовались иностранные миссионеры. «Исламская глобализация» — это заполнение духовной ниши тюрко-арабской версией ислама, ревизия традиций предков.
Сложившая ситуация во многом определяет противоречивость позиции молодежи во взглядах на ислам. Одни полагают, что не надо акцентировать внимание на этнических различиях, ислам должен быть единым для всех народов. И вот те, кто проповедут идею исламской глобализации, они за исламское государство. События в Сирии, Ираке и других арабских странах — отражение этих идей. Другие мусульмане, а их преобладающее большинство, всегда помнят и соблюдают национальные традиции, они для них значимы. Единство религиозной и национальной идентичности для многих необходимо, эти ценности взаимно дополняют, являются фундаментом духовного возрождения. Национальная культура, традиции стимулируют формирование и развитие религиозности, конфессионального самосознания. Особую роль в этом процессе играет языковая и семейная ориентированность на национальные духовные ценности. Идейные течения так или иначе по различным каналам попадают и в студенческую среду. Как показывает наше исследование, 58 процентов студентов предпочитают жить только в светском государстве, 18 процентов скорее в светском государстве, 6 процентов — в мусульманском государстве. 18 процентов — затруднились ответить. Это информация для размышления всем нам. В разрезе факультетов вырасовывается следующая картина: каждый десятый студент инженерно-технического и юридического факультетов хотел бы жить в религиозном государстве, только 2 процента студентов факультета естествознания поддержали идею религиозного государства. А почему каждый семнадцатый студент отдает предпочтение мусульманскому государству?
Конечно, нельзя драматизировать ситуацию. В сознании большинства студентов ислам, православие и другие религии ассоцируются, как правило, с сложившимся национальным образом жизни, естественной культурной средой, в которой они выросли. Многие в глубине души понимают важность веры во Всевышнего и проявляют интерес к роли религии в обществе. Очень важно подчеркнуть, что, отдавая предпочтение традиционной для всего народа религии, тем не менее студенты с уважением относятся к другим религиям. Можно сказать, что по своему уровню и содержанию религиозность студентов отражает состояние религиозности в обществе целом.
Вместе с тем надо учитывать и то обстоятельство, что студенчество всегда было и остается воспримчивым к новым условиям, легко подвергается внешним влияниям, как позитивным, так и негативным. Духовная атмосфера, связанная с религией и в мире, и в казахстанском обществе, имеет весьма существенное значение для формирования сознания молодежи.
Нужно учесть психологию молодежи, для которой естественно отношение к решительным действиям и их романтизация независимо от идейной подоплеки и конечных целей. И этим прекрасно пользуются идеологи и организаторы экстремистских движений, старающиеся воспитывать фанатиков, готовых «за идею» на любой террористический акт или преступление.
Есть и внутренние экономические, социальные, психологические условия, которые вызывают озабоченность молодых людей. Они негативно относятся к проявлению коррупции, наркомании, социальной несправедливости, безработице и спасение наивно видят в мусульманском государстве, только в нормах шариата. К тому же традиционный для Казахстана ислам не дает пока ожидаемого эффекта. Надо также отметить, что теологически подготовленные за рубежом молодые люди, миссионеры, просто объясняют сложный язык Корана, дают понятные каждому наставления и духовные ориентиры, в отличие от догматического подхода к учению некоторых имамов в мечетях. Деятельность «молодых» эффективна, укрепляет их позицию и увеличивает число их приверженцев. Поэтому их позиции не следует с порога отвергать, приклеивать ярлык «ваххабитов». Нужны дискуссии, обмен мыслями, которые устранили бы конфликты, смягчили бы отношение друг к другу , формируя атмосферу толерантности. Самое главное — это единение в исламе, патриотизм, любовь к Казахстану, национа-льным ценностям.
В связи с возможностью свободного мировоззренческого выбора изменились духовные ориентации и студентов, и педагогов вузов. В школах и вузах сложилась новая мировоззренческая ситуация, которая требует переориентации идейно-воспитательной работы в связи с новыми условиями. Речь идет о духовно-нравственном воспитании студентов через содержание исторических, педагогических, лингвистических, психологических и социально-политических дисциплин.
Немалый воспитательный потенциал имеют естественно-научные дисциплины: физические, математические, биологические, инженерно-технические дисциплины. Достаточно сказать, что среди студентов, ученых, богословов бурно обсуждаются проблемы дарвинизма, происхождения человека.
Религия сегодня тесно переплетается с экономикой, финансами, наукой, моралью, культурой, литературой, здоровьем, бытом, словом, со всеми сторонами жизни общества. Педагоги школ и вузов в процессе учебной и воспитательной работы не могут обойти проблемы, связанные с ролью религии в обществе.
«Наука без религии хрома, религия без науки слепа», — говорил Альберт Эйнштейн. Проблема соотношения научных и религиозных знаний и сегодня актуальна. В конце 2012 года в Национальном исследовательском ядерном университете Москвы (прежний МИФИ) была создана кафедра теологии, которую возглавляет религиозный деятель. Реакция научного сообщества на это событие неоднозначна.
Быть религиозным, атеистом или оставаться на нейтральной позиции — это выбор студента, такой же выбор остается за преподавателем. Но преподаватель вуза, уважая выбор студента, должен стоять на прочных позициях гуманизма, на принципах Конституции РК о светском характере нашего государства.