Железнодорожные рельсы, выпускаемые на АРБЗ, будут поставляться в Азербайджан, Белоруссию, Грузию, Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан. Представители этих стран побывали на презентации в Актобе и подписали меморандумы о сотрудничестве с заводом.
Первый прокат отечественной рельсовой продукции на АРБЗ состоялся в минувшую пятницу. По этому случаю на заводе прошел торжественный митинг с участием министра по инвестициям и развитию РК Асета Исекешева. В ходе рабочей поездки по области Асет Исекешев в сопровождении главы региона Бердибека Сапарбаева посетил ряд промышленных объектов. В их числе новый ферросплавный завод АО «ТНК «Казхром», завод нефтяного оборудования и ТОО «Технодом — СТКZ» по производству крупногабаритных прицепов. Руководители предприятий проинформировали министра о стратегии развития и перспективных планах.
АРБЗ стал четвертым объектом посещения министра. В торжественном митинге также приняли участие президент АО «НК «Казахстан темир жолы» Аскар Мамин, глава компании «Siemens S. р. а.» Джузеппе Феррарио, министр транспорта и коммуникаций Кыргызстана Аргынбек Малабаев, председатель ЗАО «Азербайджанские железные дороги» Джавид Гурбанов.
В числе участников мероприятия и депутаты Парламента, руководители железнодорожных администраций стран СНГ и Балтии. Как отметили все его участники, это первое инновационное производство такого профиля не только на территории Казахстана, но и всего Евразийского Экономического Союза.
Завод был построен в Актобе по поручению Главы государства Нурсултана Назарбаева, и аналогов ему нет в СНГ. В декабре 2014 года в ходе общенационального телемоста «Новая индустриализация Казахстана: результаты 2014 года и первой пятилетки» с участием Президента страны был дан старт запуску технологической электропечи. Само строительство завода и процесс запуска производственной линии прошли в кратчайшие сроки, и сегодня предприятие приступило к выпуску готовой продукции.
Как отметил министр по инвестициям и развитию РК Асет Исекешев, выпуск первой отечественной рельсовой продукции стал знаменательным событием в истории индустриального развития нашей страны. Предприятие было построено в рамках Карты индустриализации РК. С запуском этого производства в стране появилась еще одна продукция с маркой «Сделано в Казахстане». По поручению нашего Президента в стране проводится политика новой индустриализации. За пять лет у нас появилось более 700 новых предприятий. Это принципиально новые предприятия, которые работают по новым технологиям, на новом уровне производительности. Появились 28 новых секторов обрабатывающей промышленности и той продукции, которая никогда не выпускалась в стране.
— Особо хочу отметить железнодорожное машиностроение. Впервые Казахстан производит собственные локомотивы, электровозы, грузовые и пассажирские вагоны и планирует довести выпуск до 5 000 наименований различных деталей для железной дороги. Сегодня запущено производство рельсов. Это тоже стратегическое производство для страны. Только в Актюбинской области два крупных производства: рельсобалочный завод и АЗФ при выходе на мощность увеличат объем промышленности области на 30 процентов. С созданием таких предприятий мы сможем выйти из кризиса достойно, — подчеркнул министр.
Аким области Бердибек Сапарбаев также отметил уникальность события.
— Введен в эксплуатацию новый завод, который будет выпускать рельсы и другую продукцию. Сейчас в стране идет модернизация всей железнодорожной системы. В первую очередь потребителями завода будут железнодорожники Казахстана. Налажено сотрудничество и с другими странами, которые также будут пользоваться продукцией нашего завода. На предприятии будет создано около 800 новых рабочих мест. Что также немаловажно. Завод даст дополнительный импульс для развития экономики нашей области и повышения благосостояния жителей региона, — добавил аким.
Как рассказал президент АО «НК «Казахстан темир жолы» Аскар Мамин, проектная мощность АРБЗ составляет 430 тысяч тонн металлопродукции в год. Прежде всего, это термоупрочненные рельсы марки Р 65 длиной 120 метров. Предназначены они для высокоскоростных магистралей. Также здесь будут производить 230 тысяч тонн проката: балки, уголки, швеллеры. Это позволит удовлетворить потребность Казахстана и соседних стран в рельсобалочной продукции. На строительство завода было затрачено 76,6 миллиарда тенге.
По словам главы компании «Siemens S. р. а.» Джузеппе Феррарио, концепция строительства завода была определена именно на производство рельсов длиной до 120 метров. Выпускать их будут на современном оборудовании, которое обеспечит высокую производительность на предприятии. На заводе предусмотрена и испытательная лаборатория по оценке качества рельсов и фасонного проката, которая прошла успешную аккредитацию. Выпускаемая продукция будет сертифицирована и отвечать всем мировым стандартам.
Немаловажно, что продукция АРБЗ позволит обеспечить все более возрастающие потребности строительной индустрии в промышленном сортовом прокате. В числе покупателей продукции АРБЗ на внутреннем рынке Казахстана, с которыми уже заключены контракты, сегодня значатся АО «НК «КТЖ», ТОО «Компания Стальной Двор», ТОО «SAUDA Temir», ТОО «Индустриальная компания», ТОО «Шариф Металл» и другие.
В 2016 году АРБЗ планирует выпустить 118 000 тонн сортового проката, в том числе 84 000 тонн термоупрочненных рельсов, 34 000 — сортовой продукции.
— При финансовой поддержке государства, холдинга «Байтерек» было предоставлено долгосрочное финансирование сроком на 15 лет, что позволило обеспечить качественную и своевременную реализацию всех этапов строительства высокотехнологического завода с нуля, — заметил, в свою очередь, генеральный директор АРБЗ Андрей Кузьмин.
В тот же день на АРБЗ состоялся круглый стол по вопросам развития железнодорожного машиностроения в Казахстане и перспективах международного сотрудничества. В ходе обсуждения были презентованы казахстанские заводы — производители железнодорожной продукции ТОО «Тулпар Тальго», «Электровозосборочный завод», «Локомотивосборочный завод» и экспортные инструменты поддержки АО «Банк Развития Казахстана».
В частности, участники меро-приятия ознакомились с программой поддержки казахстанского экспорта, реализуемой Банком Развития Казахстана. Как пояснил председатель правления Болат Жамишев, БРК принял участие в софинансировании строительства АРБЗ и теперь готов предоставить «финансовое плечо» для расширения поставок продукции завода зарубежным потребителям.
В рамках круглого стола были подписаны меморандумы о сотрудничестве на поставку готовой продукции между АРБЗ и железнодорожными компаниями ЗАО «Азербайджанские железные дороги», АО «Грузинские железные дороги», ГО «Белорусская железная дорога», ГАЖК «Узбекистан темир йуллари», ГП «Национальная компания «Кыргыз темир жолу» и ГУП «Рохи охани Точикистон».
Айжан ШАУКУЛОВА