Еще немного, еще чуть-чуть и Актобе «встанет» на собственные рельсы, а вместе с ним и весь Казахстан. 2 июля строители Актюбинского рельсобалочного завода (АРБЗ) успешно завершили нулевой цикл и приступили ко второму этапу. Амбиции инициаторов инвестпроекта завода и стремление АО «ТНК «Казхром» запустить новый завод ферросплавов (цех № 4), который позволит снизить выбросы в окружающую среду почти
в сотни раз, однозначно выводят нашу область в лидеры «Новой индустриализации».
А привлекательный инвестиционный климат способствует тому, что в регионе разрабатываются еще несколько крупных проектов. Именно на это преимущество нашей области обратил внимание СМИ заместитель Премьер-министра, министр индустрии и новых технологий РК Асет Исекешев, принявший участие в монтаже первых конструкций завода.
— В такие регионы будут приходить инвесторы, потому мы видим здесь крупные индустриальные проекты. Здесь есть газ, электричество и хорошие места для логистики. Я думаю, это не последний проект в регионе. Мы знаем, что разрабатываются еще несколько крупных проектов, — подчеркнул он значимость индустриально-инновационного развития Актобе для республики.
Высокую оценку заместитель главы Кабинета министров РК дал в ходе рабочей поездки в Актобе. То, что Асет Исекешев приехал к нам в рамках «Недели индустриализации», говорит о многом. В первую очередь о том, что реализация наших проектов находится на особом контроле Правительства. И хотя АРБЗ еще слишком юн для включения в республиканскую Карту индустриализации, уже очевидно, что он претендент № 1 в топ-лист госпрограммы ФИИР.
Ведь, как заметил управляющий директор АРБЗ Андрей Кузьмин, заводов по прокатке длинномерных рельсов всего два в мире, наш третий.
— После ввода в эксплуатацию мы сможем обеспечить потребности Казахстана в рельсах, причем рельсах для высокоскоростных магистралей длиной 120 метров, — сказал он.
По его словам, мощность рельсобалочного завода — 430 тысяч тонн сортового проката в год, в том числе 200 тысяч тонн железнодорожных рельсов. Стоимость проекта более 55,3 миллиарда тенге. В период строительства здесь создано около 500 рабочих мест. Почти столько же человек будет задействовано и в период эксплуатации.
Параллельно возводится электросталеплавильный цех. В итоге общий объем инвестиций составит 105 миллиардов тенге.
Асет Исекешев, президент АО «НК «Қазақстан темір жолы» Аскар Мамин и аким области Архимед Мухамбетов провели оперативное совещание прямо на стройплощадке. Руководители подрядных и субподрядных организаций проинформировали о выполнении строительно-монтажных работ.
Жесткий контроль со стороны кураторов проекта и облакимата обоснован. Ровно через год здесь должно заработать высокотехнологичное производство по выпуску железнодорожных рельсов, дефицит которых ощущается в республике повсеместно.
Выслушав отчеты, Асет Исекешев потребовал неукоснительно соблюдать график строительных работ, чтобы обеспечить своевременный ввод АРБЗ в эксплуатацию.
Аскар Мамин выразил признательность руководству области за оперативное содействие при решении проблем и вопросов, возникающих в ходе строительства, и озвучил ряд поручений инициаторам проекта и руководителям подрядных организаций.
После совещания высокие гости спустились в котлован и включились в рабочий процесс. Они своими руками провели монтаж металлических конструкций первого блока. По словам специалистов, переход от нулевого цикла ко второму этапу — строительству с возведением производственных корпусов завода — очень важен.
— За последние пять лет по поручению Главы государства практически освоена новая отрасль, созданы новые производства тепловозов, электровозов, пассажирских и грузовых вагонов, – акцентировал внимание Аскар Мамин. – Мы планируем в течение года завершить строительство в Актобе и уже через год получить первую продукцию, имеющую большой экспортный потенциал для экономики Казахстана. В процессе строительства количество задействованного персонала будет доведено до двух с половиной тысяч.
— Карта индустриализации реализуется в Актюбинской области достаточно неплохо, по количеству проектов регион занимает одно из первых мест в стране, – подчеркнул Асет Исекешев. – Мы приехали посмотреть, как реализуются два крупных проекта — рельсобалочный завод и вступающий в этом году в строй новый ферросплавный завод. Для нас очень важно каждое рабочее место.
В тот же день Асет Исекешев ознакомился с ходом строительства нового АЗФ АО «ТНК «Казхром». Этот проект так же один из масштабных в РК и входит в Карту индустриализации. Мощность завода составит 440 тысяч тонн феррохрома в год. С вводом в эксплуатацию нового производства будут созданы 500 рабочих мест.
Как рассказал заместителю Премьер-министра президент АО «ТНК «Казхром» Виктор Тиль, работы идут в соответствии с графиком.
— Уже освоено 88,5 миллиарда тенге. Реализация проекта позволит снизить себестоимость продукции и увеличить выпуск товарного высокоуглеродистого феррохрома, повысить экспортный потенциал. Запуск цеха № 4 планируется в декабре текущего года, — проинформировал Виктор Вольдемарович.
Кстати, на днях будет сдана в эксплуатацию высоковольтная линия мощностью 220 кВ «ПС Ульке-ГПП-2 АЗФ» для обеспечения внешнего электроснабжения завода. Ее строительство завершено АО «Батыс транзит» в рамках государственно-частного партнерства.
Ляззат ЕГИБАЕВА