Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Ремесла кочевого народа

Как дерево не растет без корней, так и человек не живет без сохранения культуры своего народа. Уважение к корням является истинным проявлением патриотизма.

Передавая знания и опыт

Актюбинский филиал ОО «Қазақ аналары – дәстүрге жол» воспитывает молодое поколение в духе национальных казахских традиций. В Көрісу күні фойе одного из ресторанов города превратилось в аул. Женщины старшего и среднего возраста в национальной одежде с сакральным головным убором кимешек с интересом рассматривали наряды друг друга, фотографировались.
В зале щедро накрыты столы с традиционными казахскими яствами, выпечкой, молочными напитками. По кругу расположены выставочные столики с изделиями мастериц. Все – посуда, тканые орнаменты для убранства, украшения, в том числе и для юрты – выполнено в лучших традициях ремесел кочевого народа.
В преддверии празднования Наурыза члены облфилиала отмечали первую годовщину своего объединения. О масштабности республиканского проекта говорит работа 75 филиалов по стране. У нас в области, кроме городского объединения, работают еще четыре: в Алгинском, Темирском, Иргизском и Хобдинском районах.
Преемственность поколений через передачу культурного наследия – обычаев, традиций, языка, семейных взаимоотношений – является главным принципом создания и работы «Қазақ аналары – дәстүрге жол».


– Именно с мамы начинается воспитание девочек в семье. Роль отца не умаляется, но вести хозяйство, создавать и поддерживать тепло домашнего очага – прерогатива женщины, матери, – подчеркивает руководитель облфилиала Назира Табельдинова. – Традиции – очень важный фактор становления любого человека, позволяющий сохранить единство и дружбу между членами общества.
Выбор руководителя филиала не случаен. Назира Сарсембаевна многие годы возглавляла управление культуры, была директором театра кукол «Алақай». Как проработавшей многие годы в сфере культуры, ей небезразлично, какой нравственный потенциал заложен в молодом поколении.
– Сейчас важно, что смотрит молодежь, на каких примерах воспитывается, – раскрывает тему собеседница. – Интернет дает большое преимущество в познавательном плане. Можно учиться готовить, шить, осваивать профессии, но есть и обратная сторона, как у любой медали. Национальный проект как раз и поможет возродить связь между мамой и дочерью, ене и келин, а через них и с другими членами семьи.
В Астане идея создать своего рода клуб по интересам принадлежала актрисе, певице Айнур Жугунусовой. Позже многие регионы поддержали инициативу открытия филиалов. По словам Табельдиновой, объединить женщин под одним шаныраком было нетрудно. За год в нашей области в «Қазақ аналары – дәстүрге жол» собралось более двухсот мастериц, владеющих казахскими видами прикладного искусства.
За недолгое время в филиале появился ансамбль бабушек, действует свой клуб акынов среди мам. Хорошее настроение участницы большого коллектива создают себе сами. Вместе проводят праздники. Сами организовывают мероприятия за счет личных вложений. Все на добровольных началах.
В преддверии Наурыза апалар решили провести первый день рождения песнями, танцами и ознакомительной выставкой своего творчества.
Назира Табельдинова отмечает, что выездные мероприятия в школы, районы, колледжи и вузы не оставляют равнодушных, особенно среди молодежи.
Девочки хотят научиться шить, изучать тонкости приготовления национальных блюд. Для них проводят мастер-классы.
К радости участников проекта, облакимат выделил им отдельный кабинет в центре «Анаға тағзым». Здесь всегда с теплотой встретят и примут в большую дружную семью любого желающего.
– Наш филиал считает своим долгом передать молодому поколению знания и опыт, традиции и обычаи казахского народа, – резюмирует Назира Табельдинова.

Национальный код

Одна из участниц объединения Акбота Туысова (на нижнем фото)работает учителем художественного труда в одной из городских школ. На выставочном столике женщина расположила украшения с традиционной казахской символикой. Интерес к товару невольно подогрели маленькие гости праздника. Девочки с любопытством и детской непосредственностью рассматривали украшения.
А удивлять было чем. Ведь украшения – это не просто изделия, это целое искусство и часть национальной культуры казахского народа, ее истории, корни которой уходят глубоко в прошлое.
– Традиции нужно пропагандировать для того, чтобы наши дети донесли будущему поколению, что значит быть казахом, – рассуждает педагог. – Украшения для женщины своего рода оберег и национальный код.
Материал, с которым мы работаем на уроках, это металл. Такие пластины продаются в любой торговой точке, чаще на рынках или в мастерских для рукодельниц. Работа несложная. Важно воспроизвести узор и уловить орнамент, – рассказывает Акбота.
Она поделилась, что на изготовление одного украшения необходимо примерно полчаса или час, в зависимости от сложности. Из инструментов нужны плоскогубцы, ножницы, руки и желание.
Семиклассницы под руководством Акботы Туысовой уже создают украшения, используя бисер и стразы. Современная молодежь культивирует красоту и эстетику национальных украшений, миксует элементы этнических и современных нарядов.
Большинство школьниц и студенток с удовольствием и гордостью носят шолпы и шашбау. Кстати, украшения для волос и подвески защищают девушку от сглаза. Считается, что именно волосы обладают сильной энергетикой. Снять головную боль, ускорить рост волос, уберечь их от выпадения поможет шолпы.

Мудрость и завет отцов

Степняки придумали практичный и комфортный передвижной дом — юрту, незаменимый атрибут кочевника. На стенах размещали ворсистые ковры как защиту от холода. Развешивали тускиизы, выполненные на основе ткани или войлока. Их украшала вышивка шелковыми и хлопковыми нитями.
Там, где располагался шанырак (круглое отверстие в центре купола, служащее для дневного освещения), прокладывали полосу ткани, которую украшали казахскими орнаментами – баскур (узорчатая вытканная тесьма для оформления юрты, а также для наружного стягивания кереге).
Тот, кто входил в юрту, сразу обращал внимание на эту узорчатую тканую тесьму. С шанырака свисали ленты с кисточками – шашакбау. Они символизировали звезды и созвездия, были призваны отгонять злых духов и привлекать в жилище добрых.
Сегодня эти элементы убранства юрты являются образцами материальной культуры и музейных экспонатов. Техника баскура уже многими подзабыта и не пользуется спросом. Оценить эстетику и дух кочевого творчества сможет тот, кто хоть раз видел результат труда современных мастеров.
Калимаш Каримбердиева (на верхнем фото) 10 лет назад переехала с семьей из Каракалпакстана. В свои 60 лет она активна и разнопланова в древнем искусстве убранства юрты. Себя Калимаш апай считает истинной дочерью казахского народа, ведь она сумела сохранить знания по изготовлению баскуров и шашакбау. Это искусство передалось ей от матери. По традиции в их семье каждая девушка владеет техникой изготовления баскуров. Сегодня ее опыт перенимают дочери, снохи и даже внуки. У них с мужем 6 детей и 25 внуков.
– Для хорошего выполнения баскура нужна шерсть, которую я покупаю на рынке. Длина должна быть достаточной, чтобы обтянуть юрту вкруговую. Ширина баскура 20-30 сантиметров, но встречаются ленты и до 45.
Рукодельница делает минимальную длину, так как сейчас спрос невелик на такие украшения, а в доме их можно повесить и на стену для этностилизации.
В древние времена богатство декора говорило о статусе владельца дома, поэтому у зажиточных казахов можно было встретить не один, а два или даже три баскура. В интерьере они выполняли эстетическую функцию вместе с шашакбау, придавая помещению нарядный вид, а снаружи — и техническую.
Таким образом, баскур выполнял не только декоративную, но и конструктивную роль в установлении юрты. В этом случае его называли баскур-керегебас.
Калимаш апа ткет гладкий баскур на станке без ворса с использованием разноцветных нитей в виде паласа. Использует верблюжью, овечью шерсть, козий пух. Изготовление орнаментов требует усидчивости, неспешности и механического навыка. Почти все изделия она мастерит за месяц. Помогают дочери и снохи.
Тесьма с ярким орнаментом на белом фоне служила украшением для парадной юрты. Казахский обычай пышной свадьбы также требовал богатых украшений в интерьере. Их считали залогом счастливой жизни молодоженов.

Нургуль АРИНОВА

Фото Куандыка ТУЛЕМИСОВА

Колонка "Взгляд"