В минувшую субботу первый заместитель акима города Жандос Баирханов обследовал состояние автомобильных дорог города, отремонтированных в период с 2013 по 2015 годы и находящихся на гарантийном обслуживании.
Во время объезда представителя местной власти сопровождали руководители подрядных организаций, депутаты городского маслихата, члены общественного совета, представители правоохранительных органов и работники СМИ.
Ужасающее состояние дорог города после весенней распутицы стало уже притчей во языцех. По этому поводу было проведено несколько пресс-конференций. Руководители соответствующих структур и представители подрядных организаций обстоятельно объяснили причины, приведшие к столь плачевному состоянию дорожного полотна. Есть конкретные распоряжения главы области Бердыбека Сапарбаева по этой столь актуальной на сегодняшний день проблеме.
Целью нынешнего обследования был мониторинг состояния автомобильных дорог, отремонтированных в период с 2013 по 2015 годы. Эти транспортные магистрали находятся на гарантийном обслуживании, следовательно, должны ремонтироваться за счет подрядчиков.
Первым пунктом посещения стал участок дороги по улице Асау-Барака, от Яншина до Шернияза. Здесь ремонтные работы проводило ТОО «АктобеГорДорСтрой» в 2013 году. На ремонт 400 метров автодороги был выделен 21 миллион тенге. Уже сейчас невооруженным взглядом видны разрушения полотна. В данном конкретном случае талые воды на состояние асфальта повлиять никак не могли, так как участок идет по наклонной вплоть до улицы Шернияза. По словам подрядчика, причиной разрушения стала вода из прорвавшегося водопровода. Из-за этого пришлось срезать фрезой середину дороги.
— Когда будете устранять неполадки, срезайте слой на полтора метра шире с обеих сторон участка. Тогда можно будет укатать асфальт. Здесь вы его не укатали, потому что участок узкий, из-за этого он и стал рушиться, — посоветовал Жандос Баирханов.
Улицу Акимжанова компания «РКДС» ремонтировала в 2013 году. Участок протяженностью1,5 километра стоил городской казне 213,5 миллиона тенге. Было проведено расширение улицы и построены ливневки. Дефектные участки есть и здесь. Но сплошного разрушения дорожного полотна не наблюдается, повреждения в основном очагового характера. Заместитель акима города порекомендовал послойно утрамбовать основания дефектных участков, так как вода проникла в основание дороги. Были выявлены и трещины, которые будут заливаться специальным раствором. Этот метод позволит предохранить асфальт от проникновения влаги.
Улицу Смагулова, как и участок по Асау-Барака, ремонтировало ТОО «АктобеГорДор-Строй». Строительная компания освоила 61 миллион тенге, проложив 1 123 метра дороги. Но без нареканий к ее деятельности не обошлось и в этот раз. Асфальт, уложенный три года назад, уже имеет тенденцию к шелушению. Директор ТОО Марат Султанов признал недостатки и пообещал устранить их в срок.
Всего по городу дорожные работы выполняют считанное количество компаний. Это в основном крупные игроки этого сектора строительства, которые имеют соответствующие лицензии и необходимую технику. Именно они выигрывают львиную долю тендеров, проводимых городским акиматом. Одной из крупных компаний является ТОО «КТП». Это подрядная организация сделала ремонт по улице Есет батыра в прошлом году. Прошедшего с тех пор срока тоже хватило для выявления дефектов. В неудовлетворительном состоянии находится и улица Вавилова, которую ТОО «КТП» ремонтировала в 2014 году. Руководитель строительной компании Ян Вишенин дефекты признал, но заявил, что на качество работы повлиял низкопробный битум из Актау и проведенные работы по замене водопроводных сетей.
Подводя итог выездного осмотра, Жандос Баирханов заявил, что на сегодняшний день состояние актюбинских дорог — это проблема первостепенной важности, ее решение зависит от того, насколько четко и профессионально будут проходить все звенья процесса — от разработки проекта до подписания акта приемки отремонтированной дороги.
Нужно осваивать современные технологии, применять качественные стройматериалы. Применение таких технологий, как щебеночно-мастичный асфальт, геосетка повышают качество и увеличивают межремонтные сроки использования дорог, хотя это и ведет к удорожанию работ.
— Мы специально пригласили на объезд представителей общественности, СМИ, — отметил зам-акима. — В последнее время
состояние актюбинских дорог вызывает массу нареканий горожан. В Актобе лишь 42 процента дорог имеет асфальто-бетонное покрытие. На многих улицах оно пришло в негодность. И неудивительно: дороги на таких улицах, как Оспанова, Тайбекова, не ремонтировались больше 10-15 лет.
За последние 3 года в Актобе и пригородах было построено и отремонтировано 70 объектов дорожной инфраструктуры протяженностью 75 километров, выделено более 7,8 миллиарда тенге. Насколько эффективно они были потрачены?
Специалисты городского акимата продолжат обследование дорог областного центра. В течение 10 дней они вынесут
заключения по каждому проблемному участку, а подрядчики получат уведомления. После этого строительные компании за свой счет в месячный срок должны будут устранить дефекты.
В данное время акиматом города поставлена задача строительства системы водоотведения талых и дождевых вод. Также в целях ужесточения контроля качества предстоящего ремонта дорог в нынешнем году городской акимат намерен ввести посты общественного контроля.
Жантас МАКСУТОВ