Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Родина батыра должна стать Меккой для туристов

20-22 мая состоятся мероприятия по масштабной презентации туристического маршрута к мавзолею Кобыланды батыра. В село Жиренкопа Кобдинского района, куда 15 лет назад перезахоронили останки славного воина, приглашены гости со всех уголков Казахстана, а также ближнего и дальнего зарубежья.

Предыстория

Когда-то на месте захоронения Кара Кыпшак Кобыланды батыра, на левобережье реки Кобда у села Жиренкопа, стоял мазар. О нем в 1906 году писал исследователь нашего края В.В. Карлсон, позже – Жозеф-Антуан Кастанье. Мазар со временем разрушился, и уже в начале ХХ века на его месте остались только развалины. По некоторым данным, при Советской власти кирпичи использовались для строительства хозяйственных объектов. В 50-х годах ХХ века место захоронения посетил известный археолог Алькей Маргулан. В 60-е годы казахстанская интеллигенция инициировала открытие в столице республики аллеи батыров с установкой праха прославившихся в боях личностей. Для этого группа специалистов под руководством антрополога Ноэля Шаяхметова прибыла в наш регион, подняла из склепа останки Кобыланды батыра и перевезла их в Алматы, чтобы восстановить облик героя и захоронить на аллее. Однако правительство не поддержало идею, мало того, Ноэль Шаяхметов был изгнан из КазССР. Неизвестной осталась судьба останков, увезенных в коробках.
Вопрос о прахе батыра был поднят в конце 1990-х — начале 2000-х. В 2005 году тогдашний директор областного историко-краеведческого музея Еркин Курманбеков специально выезжал в Москву, встречался с Ноэлем Шаяхметовым. Антрополог дал тогда письменное объяснение, что прибыл на раскопки в Жиренкопу, установил прах Кобыланды батыра со слов старожилов. Однако по различным причинам не смог продолжить научные исследования, останки были сданы в Институт истории. Письмо датировано 4 апреля 2005 года. Несколькими днями позднее, 22 апреля, в Актобе состоялся круглый стол на тему сохранения и защиты культурного наследия региона с участием известного ученого Сайыма Балмуханова. Он принимал участие в раскопках в Жиренкопе в сентябре 1969 года вместе с Ноэлем Шаяхметовым, потому предложил коллегам комплексно изучить вопрос и восстановить мавзолей Кобыланды батыра на месте его захоронения. По итогам заседания было решено создать общественный фонд, призванный заняться выяснением личности эпического героя на научной основе и возвести мавзолей. Исследованием занялись специалисты Института археологии имени А. Маргулана, Института истории и этнологии имени Ш. Уалиханова и местного университета имени К. Жубанова. Останки батыра поручено было изучить антропологической лаборатории Центрального государственного музея РК, черепную кость – антропологам Оразаку Исмагулову и его дочери Айнагуль Исмагуловой.
По окончании исследований облик Кобыланды восстановили в лаборатории антропологической реконструкции имени Герасимова в Москве. Это был воин 45-50 лет, с волевым подбородком. В мае 2006 года бюст батыра был представлен в областном историко-краеведческом музее. Осенью этого же года останки батыра были возвращены на место его захоронения.

Мифологическая символика

В сентябре 2007 года в Жиренкопе на месте мазара воздвигли уникальный по своему архитектурному облику мемориальный комплекс Кобыланды батыра: мавзолей, зал Славы и обелиск. Мавзолей сооружен из жженого кирпича в виде купола высотой 17,5 метра и внутренним диаметром 12 метров. Он напоминает традиционный шлем казахских батыров и отложенный рядом лук. С юго-восточной стороны устроен вход-пештак высотой 5 метров. По замыслу архитектора Бека Ибраева, в оформлении используется мифологическая символика. Вокруг установлено 29 ламп голубого цвета, олицетворяющих менгиры и образующих круг диаметром 78 метров. Кстати, по вечерам вокруг мавзолея зажигается 29 фонарей – по количеству эпосов, посвященных Кобыланды. От внешнего края менгиров ко входу в мавзолей ведут облицованные красными гранитными плитами 20 балбалов. Двадцать фигур воинов словно охраняют покой своего полководца. Вход защищают два ряда двухметровых мраморных пирамид, символизирующих соратников батыра.
Внутри мавзолей тоже заметно отличается от подобных мемориалов. Двери украшены текстами из Корана, на могиле батыра установлен двухтонный камень көк-тас (тотемный камень-барашек). Рядом еще два захоронения – мужское и женское. Кому они принадлежат, неизвестно. Через стекло можно увидеть, как выглядела могила до возведения мавзолея. В центре – три сдвинутых копья с серебряными наконечниками, закрепленных щитом, что символизирует единство трех жузов, готовых защищать родную землю. Эту композицию высотой четыре метра создали известные алматинские кузнецы-оружейники – братья Кульменовы. В углу стоит каменный подсвечник с маленькими фигурками крылатых барсов. Считается, что барсы охраняют дух батыра, а с пламенем свечей к небу поднимаются молитвы паломников. Венчает подсвечник малахитовый шар с птицей Самрук на вершине. Многие паломники считают, что это не мифическая птица, а беркут.
Комплекс занимает площадь 2,06 га, его вторая половина, образующая форму лука, расположена к западу от мавзолея. Здесь размещен зал Славы (музей), где собраны исторические сведения о древних тюркских государствах, а также Алтын Орды, Ак Орды и Ногайской Орды. Помимо этого, в музее можно найти копии 12 вариантов эпоса
«Кобыланды батыр».
К комплексу также относятся кайрактас (точильный камень) под стеклянным куполом, о который батыр точил свой легендарный меч. Тут же воин читал суры из Корана перед битвой. Недалеко находится каменный обелиск, установленный после перезахоронения останков славного предка казахов.
Напомним, в честь открытия мемориала в Жиренкопу съехались тысячи гостей со всех концов страны, соседних государств. Среди них известные ученые, государственные и политические деятели, творческие личности. На равнине возле аула было установлено более 300 юрт. Только в сценическом представлении «Батыр – ел қорғаны» задействовали 2,3 тысячи человек. Сценаристом выступил известный журналист Узакбай Кауысов, режиссером – Магзум Бахытжанов. Оружия были изготовлены под руководством мастера-ремесленника Еркосая Абилова. Состоялись также спортивные состязания по национальным видам спорта, победитель аламан байги выиграл автомобиль Land Cruiser Prado.

[box type=»shadow» ]Число посетителей мемориального комплекса Кобыланды батыра:
в 2020 году – 7 700 человек
в 2021 году – 5 119 человек
Источник: акимат Жиренкопинского сельского округа
[/box][divider]

Эпический герой обрел реальные черты

Мемориальный комплекс Кобыланды батыра включен в проект «Сакральная география Казахстана», вошел в список 100 объектов республики. Символ героизма и гордость казахского народа долгое время считался вымышленным персонажем. Сейчас достоверно известно, что Кобыланды батыр – реальный человек, живший в XV веке, в период распада Золотой Орды. В юношеские годы полководец был приближен к Абилкайыр хану. В былинах и сказаниях обычно именуется как Кара Кыпшак Кобыланды. Ему посвящен героический эпос казахского народа «Қобыланды батыр», в котором он предстает в образе непобедимого воина. На протяжении нескольких веков предания о полководце не стареют, льются песни акынов о героизме могучего воина, неповторимых подвигах во славу родной земли. В устах народа сохранилось 29 вариантов эпоса. В них встречаются известные ныне названия Жалгыз-оба, Кособа, Бесоба около села Жиренкопа. Это места, где когда-то воевал Кобыланды с калмыкскими захватчиками. А Жиренкол, Ешкикырган, Тасбулак тау, Тумшанбулак, находящиеся в этих местах, до сей поры сохранили исторические названия.[divider]

Сила притяжения

Запланированные на 20-22 мая мероприятия станут пропагандой и без того популярного мемориального комплекса. Кстати, о многочисленности паломников «АВ» писал еще 13 июня 2019 года в спецрепортаже «Туризм по-нашему, или как Актобе встречает гостей».
Аким сельского округа Аманжол Тастаев сообщил, что с тех пор, как открыт мемориал, были отремонтированы все социальные объекты Жиренкопы. В 2018 году построена гостиница на 11 коек, спонсором выступил президент компании «Саутс-ойл» Серикжан Сейтжанов. Одним из главных препятствий для привлечения большого потока туристов оставалось бездорожье от Кобды до Жиренкопы, но в прошлом году заасфальтировали и эти 200 километров.
– В среднем комплекс посещает пять тысяч туристов в год, – отметил аким округа.
Организаторы нынешней презентации надеются в первую очередь на активизацию внутреннего туризма, а также посещение гостей из соседней России. Ведь приграничный город Соль-Илецк, что в 20 км от Жиренкопы, ежегодно посещает 2,5-3 миллиона человек.
– Если к нам будет приезжать хотя бы десять процентов от этого числа, мы останемся в выигрыше, – считают инициаторы. – Кроме мемориального комплекса, рядом с селом расположены исторические памятники – курганы сармато-савроматского периода (V-VI века до нашей эры). В течение нескольких лет здесь работали археологи, в составе экспедиции были казахстанские и немецкие ученые. Со временем можно создать музей под открытым небом. Помимо этого, недалеко, километрах в 15-20, есть лесничество с редкими растениями. Можно развивать рыболовство и охотничий туризм. В Кобдинском районе немало и других достопримечательностей: это малая родина Абат-Байтака, Алии Молдагуловой, на этой земле покоится и Исатай Тайманулы.
На масштабный форум ожидаются гости из Казахстана, России, Узбекистана, Кыргызстана и Венгрии. Кстати, среди приглашенных – известный путешественник-исследователь, посетивший 140 стран, Сапар Ыскаков. В ходе мероприятия выявят лучшего чтеца на знание наизусть эпоса «Қобыланды батыр». Будет дан поминальный ас в честь исторической личности, стоявшей у истоков становления Казахского ханства.


Абат КАРАТАЕВ,
Кобдинский район

Фото из архива «АВ» и Жанар СИСЕНБАЕВОЙ

Колонка "Взгляд"