Родина в сердце

28 лет назад Казахстан, объявив о независимости, стал суверенным государством. Сотни тысяч казахов Алтая, Сибири, Поволжья, Урала и других регионов России официально оказались за пределами родины. Пришлыми на этой земле они себя не считают, их предки испокон веков жили в этих местах, но Казахстан в их сердце занимает особое место.

Столичный регион
В Оренбургской области, центр которой в свое время был столицей Казахстана, проживает, по официальным сведениям, 120 тысяч казахов, но сами они утверждают, что их гораздо больше. На этих землях веками кочевали казахские роды, и их потомки считают эти места родными.
— Последняя перепись проходила в 2010 году, мы располагаем цифрами 9-летней давности, — объясняет председатель Ассоциации казахов Оренбуржья Базаргалей Ермеков. — Это, конечно, родные для нас места, но Казахстан для всех нас является исторической Родиной.
В области созданы и действуют 15 казахских национально-культурных общественных объединений.
— Наши общественные объединения имеются в Оренбурге, Орском, Новотроицком, Соль-Илецком городских округах, а также в Новоорском, Беляевском, Акбулакском, Оренбургском, Светлинском, Ясненском районах, — перечисляет председатель ассоциации. — Одним из старейших является казахское культурно-просветительское общество Новоорского района «Достық». Все школы, где факультативно преподается казахский язык, обеспечены учебниками и методическими пособиями.
В библиотечных фондах области хранится более 5 тысяч экземпляров книг на казахском языке. Действующий в Оренбурге «Музей казахской культуры, этнографии и быта» на протяжении 10 лет проводит экскурсии для оренбуржцев и гостей города. В Домах культуры региона работает 61 казахский фольклорный творческий коллектив, объединяющий 423 участника.
— Мы каждый год широко и весело празднуем Наурыз, третий год подряд проводим так называемый кочевой Наурыз по районам Оренбургской области, — добавил Базаргалей Ермеков. — Чувствуем тепло сердец наших братьев из Казахстана. 23 августа 2007 года в Оренбурге состоялось торжественное открытие казахского подворья на территории культурного комплекса «Национальная деревня». Неоднократно она принимала официальные делегации из Казахстана.
В сентябре 2009 года на территории казахского и русского подворий «Национальной деревни» произошла встреча президентов России и Казахстана в рамках VI Форума межрегионального сотрудничества двух стран. В августе 2016 года казахское подворье и другие памятные места, связанные с историей и культурой казахского народа, посетил тогдашний Премьер-Министр Республики Казахстан Карим Масимов.

Земля предков

В Кулундинском районе Алтайского края есть казахский поселок Кирей, в котором проживает 300 жителей. Знаменит он своей историей, которую рассказала педагог сельской школы, отличник народного просвещения РФ Нургайша Баринова.
— Предки ныне живущих в селе Кирей казахов обитали на землях Каракемер, Теристанбалы в Семипалатинском уезде. Во второй половине ХIХ века по разным причинам они переселились на восточный берег реки Иртыш, в район местечка Жалбы, — объясняет педагог.
Весной 1905 года в Кулундинскую степь тронулись 13 аулов, состоявших из 187 семей родов уак, керей, найман. Это был край, где кочевали их предки, об этом говорили и названия мест. Одни поселились вокруг озер Улкен кол, Улкен Ушкулдук, Киши Ушкулдук, другие — в местностях Табын и Кырлы.
В одну из суровых зим казахи из рода басентиин Сейтенской волости угнали табун лошадей у соседей, населявших места недалеко от села Кызыл-ара и назвавших себя кереями. Последние организовали погоню и отбили табун, но застигнутые метелью остановились в одной из низин. Место им понравилось, и здесь появился новый аул Кирей.
В 1925 году в селе Кирей открылась начальная школа, а с 1989 года Каракульская, как официально стали ее именовать, школа стала средней. Нургайша Баринова более 40 лет преподает здесь казахский язык и литературу. Действуют местное общество национально-культурной автономии казахов «Болашақ», краеведческий музей «Атамекен».
— Преподавание велось по программам, учебникам и пособиям Республики Казахстан. Педагогический коллектив практически полностью состоит из этнических казахов, они выпускники этой школы, получившие высшее образование в вузах Казахстана, — делится педагог. — Школа много лет работала по программе «Атамекен». Долгие годы действует кружок национального танца, дети своими выступлениями радуют не только односельчан, но и участвуют в районных, краевых фестивалях.
Департамент образования Павлодарской области, вузы Казахстана снабжают школу наглядными пособиями, электронными учебниками, национальными костюмами, художественной и методической литературой.
Выпускники сельской школы поступают в учебные заведения Казахстана и России. Сегодня маленькое село Кирей и ее школа гордятся выпускниками, которые известны не только в России и Казахстане, но и во всем мире.
— Я убеждена, что без знания родного языка сохранить древние обычаи и традиции невозможно, — делится Нургайша Баринова. — Очень плохо, что нашу школу не так давно перевели на русское
обучение, родной казахский изучается сегодня не как предмет, а как внеклассный урок.

Сибирь казахская

Одним из основателей старейшего центра казахской культуры в России — Сибирского центра казахской культуры «Мөлдiр» в городе Омске — является заслуженный деятель культуры РК Алтынай Жунусова.
— Наш род испокон веков живет на этих землях. Мы коренные сибирские казахи и гордимся этим, — делится руководитель Сибирского центра казахской культуры. — Казахи — вторая по численности национальность Омской области: около 100 тысяч человек. Здесь есть казахские аулы, которым более 600 лет. За 30 лет существования центра мы воспитали не одно поколение девушек и юношей в национальных казахских традициях. Они знакомятся, общаются, находят здесь вторые половинки и создают семьи, а уже после приводят к нам своих детей и внуков. «Мөлдiр» внес значительный вклад в дело духовного возрождения своего народа не только на территории Омской области, но и за ее пределами.
Важное направление центра — поддержание интереса к родному языку. Для развития творчества и способностей у казахских детей с 1991 года проводится конкурс «Әнші балапан». Также много лет подряд организовывается межрегиональный казахский праздник культуры и спорта «Той Думан», посвященный значимым историческим датам и выдающимся людям казахского народа. В центре работает секция по қазақ күресі, интеллектуальной игре тогызкумалак. «Мөлдiр» неоднократно проводил этнографические экспедиции в районы Омской области, по итогам которых издан сборник «Орнамент души казахского народа».
— В 1997 году мы создали танцевальный коллектив «Айгерим». Сегодня он имеет звание — «Обрацовый ансамбль казахского танца «Айгерим».
Сибирский центр казахской культуры «Мөлдiр» на протяжении 30 лет ведет активную работу по возрождению и пропаганде национальной культуры, родного языка, этноспорта, традиций и обычаев казахского народа на территории Омского Прииртышья, — заключает Алтынай Жунусова.

На берегах Итиля

Несколько столетий назад на левобережье Итиля (Волги) современной Саратовской области свободно кочевали представители Младшего жуза. Сюда же мигрировали и представители Букеевской орды в начале XIX века, а также казахи во время голода 30-х годов. В основном здесь живут казахи родов адай, алаша, тана, жаппас, бериш, шеркеш, кызыл-курт, кердери. Численность казахов составляет 80 тысяч, но данные неточные, последняя перепись прошла 9 лет назад, а в анкетах не указывалась национальность.
Казахский язык, как признался председатель региональной национально-культурной автономии казахов Саратовской области, член общественной палаты Саратовской области Марат Бисенгалиев, в школах не изучают, хотя некоторое время даже готовили учителей казахского языка для начальных классов в педагогическом училище города Энгельса.
Вскоре единственный преподаватель казахского языка педагогического училища Бакыт Буркитбаева переехала в Казахстан, и класс закрыли.
— В 90-е годы и в начале 2000-х наблюдался отток казахского населения на этническую Родину, поэтому родным языком местные казахи владеют лишь на бытовом уровне, — добавляет Марат Бисенгалиев.
Но традиции казахи стараются соблюдать. 22 марта широко празднуется Наурыз. Беташар на свадьбах под звуки домбры, имянаречение и другие ритуалы присутствуют в жизни саратовских казахов.
Санат РАШ

0
® За содержание рекламных материалов ответственность несет рекламодатель