Раньше названия многих сел области отражали историю их создания, служили свидетельством того, кто был их основателем. Постепенно, после обретения Казахстаном независимости, люди стали переименовывать поселения, возвращая им исторические названия. И все же в нашем регионе есть еще села, которые сохранили в своих именах национальный колорит разных народов. В них мирно и дружно, независимо от языковых, культурных и других различий, проживают представители разных наций. И это главное.
В ста двадцати километрах от областного центра, в живописном местечке Шолаксай Алгинского района раскинулось село. Со времени основания оно носит название Болгарка — в честь переселенцев, основавших его в далеком 1910 году.
История села
Немногие знают, что первые переселенцы в поисках удобного места жительства побывали здесь еще в 1906 году. Доказательство тому — данные, собранные исследователем-любителем края Федором Маглели. А в 1910 году переселенцы, выходцы из Бессарабии, вернулись в урочище Шолаксай, расположенное близ реки Сарыхобда, со своим скарбом для того, чтобы обосноваться здесь. Это были семьи Мариновых, Ворниковых, Маглели, Киося, Келеш, Мумжу и другие.
По указу царя им выделили землю в 4 042 десятины на 245 душ (женщины и дети не учитывались). На каждую семью, где был один мужчина, пришлось по 16,5 десятины. Маловато, но выбирать не приходилось.
Вскоре появились первые дома и первые борозды на нетронутой целине.
Неподалеку от этого села, у самого истока речки Сарыхобда находился казахский аул Жынысай. Постепенно между коренными жителями и болгарами начали налаживаться отношения. Вскоре и вовсе исчезли какие-то разграничения. Сказалось гостеприимство местного населения и родственность языков.
Казахи учились у болгар выращивать лук, картофель и другие культуры. А сами, в свою очередь, помогали соседям в заготовке кормов, содержании скота в суровые годы.
Мало-помалу, помимо дружественных связей, стали появляться и смешанные семьи.
И сегодня — глубинка
С того времени изменилось немногое. По-прежнему люди пьют воду из родника летом и колодцев — зимой. Так же топят печи кизяком и углем. Неизменными остались и близкие родственные и дружеские отношения — главная гордость и богатство здешних людей.
До села можно добраться двумя путями — либо напрямик из Актобе по трассе Актобе-Болгарка-Шубаркудук, либо через райцентр. Хотя и в том, и в другом случае придется проехаться по разбитым дорогам. Мы выбрали первый вариант, о чем позже пожалели.
Дорога от Карахобды до Болгарки оставляет желать много лучшего, да и мост между поселком Нариман и селом не поднимает настроение. Рядом с мостом местные жители проложили объездную дорогу. Правда, весной и осенью, когда дороги размыты, сельчанам приходится рисковать жизнью и проезжать по мосту. Иначе никак. А зимой, в бураны, и вовсе стараются не выезжать из Болгарки: несложно и заблудиться.
Сами сельчане по этому поводу шутят: примерно через 20 лет, наверное, к их селу будет проложена хорошая асфальтированная дорога. Ведь по их подсчетам в год дорожные службы делают около 3 километров дороги от Карахобды до Болгарки.
Подъезжаем к селу. На улице ни души. Проезжаем к двухэтажной школе, единственному новому зданию.
К слову, эта школа была построена в 2006 году при содействии руководителя республиканского общества болгар, депутата Мажилиса Парламента от Ассамблеи народа Казахстана Олега Дымова. Сейчас под ее крышей разместились и учебное заведение, и детский сад для 20 сельских ребятишек. Добротное, уютное здание — не просто школа. Это сердце поселка, вокруг которого вращается жизнь сельчан, считает библиотекарь Марина Маринова (в девичестве Маглели).
— Для нас школа значит много больше, чем просто место работы и учебы. Здесь проводим различные мероприятия, поскольку клуба в селе нет, организуем спортивные состязания. Сейчас мы опасаемся, что из-за нехватки учеников 10-11 классы в школе закроют, сделав ее основной. И тогда многие семьи вслед за детьми-выпускниками будут вынуждены переезжать в город или более крупные села, — уверена Марина Федоровна. — Хотя, я думаю, это временные проблемы. За два последних года в селе появились на свет 19 малышей. В начале этого года — пятеро.
Сейчас в Болгарке проживают более 400 человек, это около 120 дворов. В селе действуют медицинский пункт, оснащенный всеми необходимыми препаратами, богатая библиотека, на полках которой можно найти самые последние книжные новинки. Библиотека располагается в здании бывшего клуба.
— Раньше в клубе мы даже свадьбы праздновали. Собиралось все село, приезжали гости из соседних поселений и города. А сейчас нашей молодежи негде отдохнуть, развлечься. Единственное, что они могут себе позволить, — собраться вечерами на спортплощадке рядом со школой, поиграть в волейбол и футбол. Иногда приходят посидеть к памятнику Ленину, что рядом с клубом и медпунктом, — делятся о житье-бытье сельчане.
В основном местные жители занимаются сельским хозяйством. За счет него и живут. В селе свыше 30 крестьянских хозяйств. А молодежь выезжает на работу в город.
Без воды и газа
Самая пожилая жительница Болгарки 85-летняя Аман аже вспоминает, как вышла замуж за местного парня и приехала сюда в 1946 году.
— Муж долгие годы работал трактористом, комбайнером. Я занималась хозяйством. Вместе воспитали 9 детей. В зимнее время переезжаю к детям в город, потому что здесь тяжело зимой, нет никаких условий — ни воды, ни газа. Хотя по нашей дороге много не наездишься. С годами все тяжелее стало переносить ее. Вот дали бы нам воду, газ, проложили хорошую дорогу, может, и вернулись бы многие из переехавших в город в свое родное село, — считает ветеран труда, мать-героиня.
Чтобы поторопить власти с газификацией Болгарки, сельчане направили письменные обращения в райакимат, акиму области и НДП «Нур Отан». Теперь им осталось только ждать и надеяться, что эта проблема все же решится.
Что касается обеспечения сельчан питьевой водой, то, по словам другого старожила села Амангельды Тырнакова, через месяц или два в Болгарке начнутся работы по строительству системы водоснабжения. Представители районного акимата сообщили жителям о том, что проектно-сметная документация готова, прошла экспертизу. Скоро пройдет тендер, и подрядчики приступят к работам.
— Люди очень дружны между собой, делятся и радостями, и неудачами, вместе отмечают праздники. Каждый, от мала до велика, свободно разговаривает на казахском и на тюрко-болгарском языках. Не все хотят уезжать из родных мест в город. Вот если бы решили наши насущные проблемы, то жизнь здесь расцвела бы по-новому, — в один голос утверждают жители Болгарки.
Целинные
корни Украинки
Пригородное село Украинка
получило свое название в честь первоцелинников, прибывших из одноименной республики в составе СССР. Но мало кто знает, что до этого оно
называлось Облисполкомом.
Населенный пункт появился близ Актобе в 40-е годы прошлого века. До конца 50-х здесь было три домика подсобного хозяйства облисполкома, где разводили скот, птиц и сажали огород. Подхоз снабжал столовую облисполкома. По некоторым данным, здесь находились дачи руководства области, куда парт-актив иногда приезжал отдыхать.
Из тех трех дач сейчас остались две. Небольшие домики из трех комнат. Одну из дач обложили кирпичом, другая сохранилась в первозданном виде. Но об истории своих домов нынешние владельцы знают мало. Позже Облисполком стал отделением Опытной станции. В 50-е годы прибыли целинники из Украины, и в честь них село и получило свое нынешнее название.
По словам одного из старожилов Николая Староволосова, первые 10 семей Украины прибыли в 1956-1957 годах. Им государство дало ссуды на строительство домов и приобретение скота. Николай Андреевич не был целинником, в Казахстане оказался случайно.
— Сам я родился в Курской области, — рассказывает Николай Староволосов. — Во время войны отец попал в плен. Когда вернулся, его снова арестовали, но уже советские. Мы не знаем, куда его забрали и где он похоронен. Нас, как семью предателя Родины, в 1946 году выслали в Казахстан. Когда приехали в село Таныберген Мартукского района, мне было 15 лет. Там не было никаких условий для нормальной жизни, и спустя 5 лет нам разрешили выехать оттуда. С матерью, братом и сестрой в 1952 году переехали в Облисполком.
— Тогда здесь были одни землянки. Дома начали строить в 1960 году, — продолжает старожил. — В том же году тогдашний директор Опытной станции Багдасарян внес предложение назвать село Украинкой.
Дом Николай Андреевич купил в 1964 году у первоцелинников.
— По тем меркам в четырехкомнатных домах могло бы жить до 6 семей. В Таныбергене, помню, в одной землянке жило по 4 семьи, в каждом углу — по семье, а посередине — печка, — говорит старожил.
В 1960 году в Украинку из Косестека приехала и Надежда Тарасенко. После смерти мужа в 1978 году ей пришлось переехать на Опытную станцию — ближе к детскому саду и школе. По ее словам, в 1962 году из Украины прибыло еще 10-12 семей. К этому времени столько же семей здесь уже жили.
Правда, многие, не выдержав бытовых трудностей, через год-два вернулись на родину. Остальные уехали после распада СССР.
— Из прибывших первоцелинников осталась разве что семья пчеловода Лобко. Но сами родители уже умерли, остались их дети, — говорят старожилы.
Самый старший житель поселка 80-летний Мухтар Умитбаев приехал в Украинку 40 лет назад. По его воспоминаниям, в те времена здесь были теплицы, а за поселком — картофельные поля. Всего домов на тот момент насчитывалось чуть больше 30 (сейчас — около сотни).
Интересно отметить, что есть в Украинке три дома, которые местные жители называют олимпийскими, или белорусскими. В 1980-м, в год Московской олимпиады, их построил студенческий строительный отряд из Белоруссии.
Но настоящий строительный бум в Украинке начался лет семь назад, когда местные власти начали продавать земельные участки с аукциона под ИЖС.
Строят дома переселенцы из районов, горожане, а также оралманы из Туркмении и Узбекистана. Несмотря на то, что приезжих много, поселок очень дружный.
— Местность здесь очень хорошая, — говорит Мухтар Умитбаев. — Рядом река и небольшой лесок. Разве что зимой бывают проблемы с водой. Что касается названия села, я неоднократно расспрашивал местных аксакалов об его историческом названии, но те не смогли ответить на мой вопрос. Возможно, до Облисполкома здесь и не было населенного пункта.
Справка «АВ»
Украинка входит в состав Благодарного сельского округа города Актобе. Располагается вдоль трассы Актобе — Орск. Расстояние до областного центра — 12 километров, до центра округа, поселка Кенеса Нокина, 3 километра. Зимой до него можно добраться на школьном автобусе. С Актобе Украинку связывает городской автобусный маршрут №29.
По данным акимата Благодарного сельского округа, здесь зарегистрировано 82 дома, в которых проживают 349 человек. Село газифицировано, электрифицировано, телефонизировано, есть водоснабжение. Два года назад в селе появились три новые улицы — Шапагат, Табигат и Наурыз.
Тыксай, Эрзерум, Сарыбулак
Нынешний поселок Сарыбулак Каргалинского района еще недавно носил звучное название Эрзерум: в честь взятия русскими войсками турецкой крепости Эрзерум. Казахи же называли это местечко Тыксай.
В конце 19 века важное место в системе аграрных мероприятий царского правительства отводилось переселению. Существовали даже «Правила о переселении сельских обывателей и мещан на казенные земли…». Эти правила открыли переселенческое движение из центральных губерний России и Украины в Казахстан. В 1891-1892 годы первые переселенцы появились и на территории нынешнего Каргалинского района.
По словам бывшего научного сотрудника Каргалинского историко-краеведческого музея Елены Ереминой, переселенцы наделялись землей за счет местного населения. Таким образом царское правительство вольно или невольно приложило руку к разжиганию национальной розни.
В период коллективизации на месте бывшего Эрзерума образовались колхозы «Красная гвардия» в селе Дворянка (прежнее название — Шубарсай), «Шевченко» (земли вокруг озера Куль), «Сельский культурник» и «Коктугай». Впоследствии, в 1934 году, все они объединились в один укрупненный колхоз «Большевик».
В период коллективизации эта местность стала местом высылки раскулаченных казахов из родов табын, жагалбайлы Байганинского, Уилского, Темирского, Иргизского районов. Некоторых зажиточных угоняли с небольшим количеством скота для укрепления животноводства образовавшихся поселений, потому что переселенцы скота не имели, занимались растениеводством.
Несколько лет назад, а точнее в 2007 году, поселок был переименован в Сарыбулак. Это название он носит и сейчас.
Западнее Сарыбулака, где сейчас посевные поля, в 1731 году была стоянка представителя российского посольства Мамета Тевкелева, который ехал на переговоры с Абилкайыр ханом о принятии казахами подданства России.
По словам ведущего специалиста акимата Косестекского сельского округа Айны Ахметовой, сейчас в Сарыбулаке насчитывается 50 домов. Численность населения достигает 300 человек. Как и во многих маленьких селах, в Сарыбулаке остались одни старики, молодежь уехала в город и более крупные поселки.
И все же, несмотря на это, здесь в дружбе и согласии проживают казахи, русские, немцы и представители других народностей. В основном местные жители занимаются сельским хозяйством. Одно из крупных крестьянских хозяйств — «Темирхан», которое возглавляет Хамза Акдавлетов.
На северо-западе села в лощине есть целебный источник Сарыбулак, который местное население использует в лечебных целях.
Над разворотом работали Баян САРИЕВА
и Абат КАРАТАЕВ