Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Родная моя Болгарка

Раньше названия многих сел области отражали историю их создания, служили свидетельством того, кто был их основателем. Постепенно, после обретения Казахстаном независимости, люди стали переименовывать поселения, возвращая им исторические названия. И все же в нашем регионе есть еще села, которые сохранили в своих именах национальный колорит разных народов. В них мирно и дружно, независимо от языковых, культурных и других различий, проживают представители разных наций. И это главное.

В ста двадцати километрах от областного центра, в живописном местечке Шолаксай Алгинского района раскинулось село. Со времени основания оно носит название Болгарка — в честь переселенцев, основавших его в далеком 1910 году.

 

История села

Немногие знают, что первые переселенцы в поисках удобного места жительства побывали здесь еще в 1906 году. Доказательство тому — данные, собранные исследователем-любителем края Федором Маглели. А в 1910 году переселенцы, выходцы из Бессарабии, вернулись в урочище Шолаксай, расположенное близ реки Сарыхобда, со своим скарбом для того, чтобы обосноваться здесь. Это были семьи Мариновых, Ворниковых, Маглели, Киося, Келеш, Мумжу и другие.

По указу царя им выделили землю в 4 042 десятины на 245 душ (женщины и дети не учитывались). На каждую семью, где был один мужчина, пришлось по 16,5 десятины. Маловато, но выбирать не приходилось.

Вскоре появились первые дома и первые борозды на нетронутой целине.

Неподалеку от этого села, у самого истока речки Сарыхобда находился казахский аул Жынысай. Постепенно между коренными жителями и болгарами начали налаживаться отношения. Вскоре и вовсе исчезли какие-то разграничения. Сказалось гостеприимство местного населения и родственность языков.

Казахи учились у болгар выращивать лук, картофель и другие культуры. А сами, в свою очередь, помогали соседям в заготовке кормов, содержании скота в суровые годы.

Мало-помалу, помимо дружественных связей, стали появляться и смешанные семьи.

 

И сегодня — глубинка

С того времени изменилось немногое. По-прежнему люди пьют воду из родника летом и колодцев — зимой. Так же топят печи кизяком и углем. Неизменными остались и близкие родственные и дружеские отношения — главная гордость и богатство здешних людей.

До села можно добраться двумя путями — либо напрямик из Актобе по трассе Актобе-Болгарка-Шубаркудук, либо через райцентр. Хотя и в том, и в другом случае придется проехаться по разбитым дорогам. Мы выбрали первый вариант, о чем позже пожалели.

Дорога от Карахобды до Болгарки оставляет желать много лучшего, да и мост между поселком Нариман и селом не поднимает настроение. Рядом с мостом местные жители проложили объездную дорогу. Правда, весной и осенью, когда дороги размыты, сельчанам приходится рисковать жизнью и проезжать по мосту. Иначе никак. А зимой, в бураны, и вовсе стараются не выезжать из Болгарки: несложно и заблудиться.

Сами сельчане по этому поводу шутят: примерно через 20 лет, наверное, к их селу будет проложена хорошая асфальтированная дорога. Ведь по их подсчетам в год дорожные службы делают около 3 километров дороги от Карахобды до Болгарки.

Подъезжаем к селу. На улице ни души. Проезжаем к двухэтажной школе, единственному новому зданию.

К слову, эта школа была построена в 2006 году при содействии руководителя республиканского общества болгар, депутата Мажилиса Парламента от Ассамблеи народа Казахстана Олега Дымова. Сейчас под ее крышей разместились и учебное заведение, и детский сад для 20 сельских ребятишек. Добротное, уютное здание — не просто школа. Это сердце поселка, вокруг которого вращается жизнь сельчан, считает библиотекарь Марина Маринова (в девичестве Маглели).

— Для нас школа значит много больше, чем просто место работы и учебы. Здесь проводим различные мероприятия, поскольку клуба в селе нет, организуем спортивные состязания. Сейчас мы опасаемся, что из-за нехватки учеников 10-11 классы в школе закроют, сделав ее основной. И тогда многие семьи вслед за детьми-выпускниками будут вынуждены переезжать в город или более крупные села, — уверена Марина Федоровна. — Хотя, я думаю, это временные проблемы. За два последних года в селе появились на свет 19 малышей. В начале этого года — пятеро.

Сейчас в Болгарке проживают более 400 человек, это около 120 дворов. В селе действуют медицинский пункт, оснащенный всеми необходимыми препаратами, богатая библиотека, на полках которой можно найти самые последние книжные новинки. Библиотека располагается в здании бывшего клуба.

— Раньше в клубе мы даже свадьбы праздновали. Собиралось все село, приезжали гости из соседних поселений и города. А сейчас нашей молодежи негде отдохнуть, развлечься. Единственное, что они могут себе позволить, — собраться вечерами на спортплощадке рядом со школой, поиграть в волейбол и футбол. Иногда приходят посидеть к памятнику Ленину, что рядом с клубом и медпунктом, — делятся о житье-бытье сельчане.

В основном местные жители занимаются сельским хозяйством. За счет него и живут. В селе свыше 30 крестьянских хозяйств. А молодежь выезжает на работу в город.

 

Без воды и газа

Самая пожилая жительница Болгарки 85-летняя Аман аже вспоминает, как вышла замуж за местного парня и приехала сюда в 1946 году.

— Муж долгие годы работал трактористом, комбайнером. Я занималась хозяйством. Вместе воспитали 9 детей. В зимнее время переезжаю к детям в город, потому что здесь тяжело зимой, нет никаких условий — ни воды, ни газа. Хотя по нашей дороге много не наездишься. С годами все тяжелее стало переносить ее. Вот дали бы нам воду, газ, проложили хорошую дорогу, может, и вернулись бы многие из переехавших в город в свое родное село, — считает ветеран труда, мать-героиня.

Чтобы поторопить власти с газификацией Болгарки, сельчане направили письменные обращения в райакимат, акиму области и НДП «Нур Отан». Теперь им осталось только ждать и надеяться, что эта проблема все же решится.

Что касается обеспечения сельчан питьевой водой, то, по словам другого старожила села Амангельды Тырнакова, через месяц или два в Болгарке начнутся работы по строительству системы водоснабжения. Представители районного акимата сообщили жителям о том, что проектно-сметная документация готова, прошла экспертизу. Скоро пройдет тендер, и подрядчики приступят к работам.

— Люди очень дружны между собой, делятся и радостями, и неудачами, вместе отмечают праздники. Каждый, от мала до велика, свободно разговаривает на казахском и на тюрко-болгарском языках. Не все хотят уезжать из родных мест в город. Вот если бы решили наши насущные проблемы, то жизнь здесь расцвела бы по-новому, — в один голос утверждают жители Болгарки.

 

Целинные

корни Украинки

 

Пригородное село Украинка

получило свое название в честь первоцелинников, прибывших из одноименной республики в составе СССР. Но мало кто знает, что до этого оно

называлось Облисполкомом.

 

Населенный пункт появился близ Актобе в 40-е годы прошлого века. До конца 50-х здесь было три домика подсобного хозяйства облисполкома, где разводили скот, птиц и сажали огород. Подхоз снабжал столовую облисполкома. По некоторым данным, здесь находились дачи руководства области, куда парт-актив иногда приезжал отдыхать.

Из тех трех дач сейчас остались две. Небольшие домики из трех комнат. Одну из дач обложили кирпичом, другая сохранилась в первозданном виде. Но об истории своих домов нынешние владельцы знают мало. Позже Облисполком стал отделением Опытной станции. В 50-е годы прибыли целинники из Украины, и в честь них село и получило свое нынешнее название.

По словам одного из старожилов Николая Староволосова, первые 10 семей Украины прибыли в 1956-1957 годах. Им государство дало ссуды на строительство домов и приобретение скота. Николай Андреевич не был целинником, в Казахстане оказался случайно.

— Сам я родился в Курской области, — рассказывает Николай Староволосов. — Во время войны отец попал в плен. Когда вернулся, его снова арестовали, но уже советские. Мы не знаем, куда его забрали и где он похоронен. Нас, как семью предателя Родины, в 1946 году выслали в Казахстан. Когда приехали в село Таныберген Мартукского района, мне было 15 лет. Там не было никаких условий для нормальной жизни, и спустя 5 лет нам разрешили выехать оттуда. С матерью, братом и сестрой в 1952 году переехали в Облисполком.

— Тогда здесь были одни землянки. Дома начали строить в 1960 году, — продолжает старожил. — В том же году тогдашний директор Опытной станции Багдасарян внес предложение назвать село Украинкой.

Дом Николай Андреевич купил в 1964 году у первоцелинников.

— По тем меркам в четырехкомнатных домах могло бы жить до 6 семей. В Таныбергене, помню, в одной землянке жило по 4 семьи, в каждом углу — по семье, а посередине — печка, — говорит старожил.

В 1960 году в Украинку из Косестека приехала и Надежда Тарасенко. После смерти мужа в 1978 году ей пришлось переехать на Опытную станцию — ближе к детскому саду и школе. По ее словам, в 1962 году из Украины прибыло еще 10-12 семей. К этому времени столько же семей здесь уже жили.

Правда, многие, не выдержав бытовых трудностей, через год-два вернулись на родину. Остальные уехали после распада СССР.

— Из прибывших первоцелинников осталась разве что семья пчеловода Лобко. Но сами родители уже умерли, остались их дети, — говорят старожилы.

Самый старший житель поселка 80-летний Мухтар Умитбаев приехал в Украинку 40 лет назад. По его воспоминаниям, в те времена здесь были теплицы, а за поселком — картофельные поля. Всего домов на тот момент насчитывалось чуть больше 30 (сейчас — около сотни).

Интересно отметить, что есть в Украинке три дома, которые местные жители называют олимпийскими, или белорусскими. В 1980-м, в год Московской олимпиады, их построил студенческий строительный отряд из Белоруссии.

Но настоящий строительный бум в Украинке начался лет семь назад, когда местные власти начали продавать земельные участки с аукциона под ИЖС.

Строят дома переселенцы из районов, горожане, а также оралманы из Туркмении и Узбекистана. Несмотря на то, что приезжих много, поселок очень дружный.

— Местность здесь очень хорошая, — говорит Мухтар Умитбаев. — Рядом река и небольшой лесок. Разве что зимой бывают проблемы с водой. Что касается названия села, я неоднократно расспрашивал местных аксакалов об его историческом названии, но те не смогли ответить на мой вопрос. Возможно, до Облисполкома здесь и не было населенного пункта.

 

Справка «АВ»

Украинка входит в состав Благодарного сельского округа города Актобе. Располагается вдоль трассы Актобе — Орск. Расстояние до областного центра — 12 километров, до центра округа, поселка Кенеса Нокина, 3 километра. Зимой до него можно добраться на школьном автобусе. С Актобе Украинку связывает городской автобусный маршрут №29.

По данным акимата Благодарного сельского округа, здесь зарегистрировано 82 дома, в которых проживают 349 человек. Село газифицировано, электрифицировано, телефонизировано, есть водоснабжение. Два года назад в селе появились три новые улицы — Шапагат, Табигат и Наурыз.

 

Тыксай, Эрзерум, Сарыбулак

 

Нынешний поселок Сарыбулак Каргалинского района еще недавно носил звучное название Эрзерум: в честь взятия русскими войсками турецкой крепости Эрзерум. Казахи же называли это местечко Тыксай.

В конце 19 века важное место в системе аграрных мероприятий царского правительства отводилось переселению. Существовали даже «Правила о переселении сельских обывателей и мещан на казенные земли…». Эти правила открыли переселенческое движение из центральных губерний России и Украины в Казахстан. В 1891-1892 годы первые переселенцы появились и на территории нынешнего Каргалинского района.

По словам бывшего научного сотрудника Каргалинского историко-краеведческого музея Елены Ереминой, переселенцы наделялись землей за счет местного населения. Таким образом царское правительство вольно или невольно приложило руку к разжиганию национальной розни.

В период коллективизации на месте бывшего Эрзерума образовались колхозы «Красная гвардия» в селе Дворянка (прежнее название — Шубарсай), «Шевченко» (земли вокруг озера Куль), «Сельский культурник» и «Коктугай». Впоследствии, в 1934 году, все они объединились в один укрупненный колхоз «Большевик».

В период коллективизации эта местность стала местом высылки раскулаченных казахов из родов табын, жагалбайлы Байганинского, Уилского, Темирского, Иргизского районов. Некоторых зажиточных угоняли с небольшим количеством скота для укрепления животноводства образовавшихся поселений, потому что переселенцы скота не имели, занимались растениеводством.

Несколько лет назад, а точнее в 2007 году, поселок был переименован в Сарыбулак. Это название он носит и сейчас.

Западнее Сарыбулака, где сейчас посевные поля, в 1731 году была стоянка представителя российского посольства Мамета Тевкелева, который ехал на переговоры с Абилкайыр ханом о принятии казахами подданства России.

По словам ведущего специалиста акимата Косестекского сельского округа Айны Ахметовой, сейчас в Сарыбулаке насчитывается 50 домов. Численность населения достигает 300 человек. Как и во многих маленьких селах, в Сарыбулаке остались одни старики, молодежь уехала в город и более крупные поселки.

И все же, несмотря на это, здесь в дружбе и согласии проживают казахи, русские, немцы и представители других народностей. В основном местные жители занимаются сельским хозяйством. Одно из крупных крестьянских хозяйств — «Темирхан», которое возглавляет Хамза Акдавлетов.

На северо-западе села в лощине есть целебный источник Сарыбулак, который местное население использует в лечебных целях.

Над разворотом работали Баян САРИЕВА

и Абат КАРАТАЕВ

Колонка "Взгляд"