Она стала первой в стране школой-гимназией с казахским языком обучения, и в ее открытии участвовал Президент страны, за 25 лет 70 ее питомцев окончили школу с золотой медалью.
Первая в стране
Она начиналась как обычная городская школа. В 1989 году, еще в советскую пору, в Актюбинске вступила в строй новая школа № 32, и событие это стало не рядовым, поскольку в то время школ с казахским языком обучения было не так уж много. Необычным было и то, что в состав преподавателей нового учебного заведения вошли педагоги, прошедшие жесткий отбор на профессионализм, знание государственного языка и творческие способности. Поэтому, когда пришло решение организовать первую не только в области, но и в стране школу-гимназию, выбор без колебаний пал на нее.
Так в 1991 году вместе с историей нового, независимого Казахстана начала свою историю школа-гимназия № 32.
Первым ее руководителем стала опытный педагог, ранее руководившая педагогическим училищем города, Мария Курмангалиева. Именно ей довелось встречать на пороге школы ее первого гостя — Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Елбасы прибыл тогда в Актобе с рабочей поездкой и принял участие в открытии школы-гимназии. Глава страны внимательно и с интересом ознакомился тогда с новым учебным заведением, сказал теплые слова напутствия педагогам и учащимся.
— Если говорить о ее первом руководителе, то это была педагог с большой буквы, — вспоминает первого руководителя школы нынешний директор Марта Малайдар. — Она приняла вначале новую школу № 32, а затем проделала огромную работу, чтобы превратить ее в достойное учебное заведение нового типа — школу-гимназию. Вы не поверите, но тогда, в 1989 году, создалась ситуация, когда учебный год мог начаться с недобором детей. Казахские школы, конечно, в области были, но в подавляющем большинстве дети учились все же в русских. Учителям пришлось даже ходить по квартирам, опрашивать родителей, советовать им обучать детей в казахской школе. Но уже в 1991 году от родителей, желающих отдать своих детей именно к нам, просто отбоя не было.
Перед открытием школы Мария Курмангалиева с группой учителей побывала в московской школе
№ 315, где подробно ознакомилась с методикой преподавания в подобных учебных учреждениях у российских коллег. Школа до сих пор поддерживает контакты с этим учебным заведением.
Акцент на языки и дисциплину
За время существования школы здесь сменилось три директора, каждый из которых внес свой личный и значительный вклад в ее развитие. Более 15 лет ведет учебное заведение к новым вершинам ее сегодняшний директор Марта Малайдар, возглавившая школу-гимназию в 2005 году.
— Это была большая честь для меня, — вспоминает директор. — Учебное заведение считалось передовым, в его открытии принял участие сам Президент, и школа была объектом посещений всех именитых гостей города. Должность была очень ответственная, надо было очень постараться, чтобы ей соответствовать. Но, сразу признаюсь, коллектив здесь, как оказалось, образовался очень сплоченный, грамотный и дружный. Приняли меня здесь очень хорошо, и мы сообща продолжили работу.
Я быстро вникла в нее и поняла, что делать дальше. Мы с педагогическим составом полностью акцентировались на обучении языкам — казахскому, английскому, русскому. Следующим шагом стала работа с классными руководителями школы, нужно было подтянуть дисциплину.
Часть учащихся проживала за городом, поэтому многие из них приходили на занятия с опозданием. Это было неприемлемо, учебный процесс не должен был страдать из-за этого. Еще одним новшеством было привлечение к активному участию в жизни школы родителей. Сейчас в школе проводятся родительские декады, конференции с их участием.
Позднее мы разработали Устав школы, были созданы свой гимн и даже герб. Педагогический состав школы более 100 человек, и это настоящие профессионалы, люди, всем сердцем любящие свою работу и детей. Многие из них стали лауреатами различных премий, удостоились звания «Учитель года». Каждый учебный день в школе распланирован очень плотно. Помимо учебных занятий, наши ученики занимаются в 16 кружках, на территории школы разбит пришкольный участок, где дети занимаются садоводством, ухаживают за фруктовыми деревьями. В летние каникулы действует пришкольный лагерь. Перед праздниками и торжественными событиями школьники работают над специальными выпусками собственной школьной газеты, где размещаются материалы с рассказами о достижениях школы, педагогов, учеников. В школе создан музей истории края и школы, где детьми и учителями собраны и бережно хранятся уникальные экспонаты прошлых лет.
В 2011-2012 учебном году школа признана лидером ЕНТ и стала лауреатом премии акима города.
В книге отзывов школьного музея записаны пожелания и отзывы известных в стране людей. Ее посетили в разные годы первая леди страны Сара Назарбаева, легендарная Роза Багланова. Роза Рымбаева дала в школе бесплатный концерт, на который собрались жители всего района. Тепло отозвался о школе и побывавший здесь знаменитый казахстанский писатель Абдижамил Нурпеисов, в стенах школы побывали многие известные в стране люди. Но самым ценным капиталом школы, уверена директор, являются ее питомцы.
— Наша школа может гордиться своими выпускниками, — с гордостью говорит директор. — Достаточно сказать, что за все годы существования 70 выпускников окончили ее с золотой медалью «Алтын белгі», еще трое получили серебряные медали. Более 80 выпускников получили аттестаты с отличием. Хочется отметить, что наши дети участвовали во многих акциях и марафонах, становясь победителями. К примеру, два наших ученика стали победителями марафона-эстафеты «Расцвет села — расцвет Казахстана» и получили в качестве награды автомобили. Еще 10 были награждены поездкой в Астану. В школе внедряются в качестве эксперимента такие новшества, как обучение английскому языку с первого класса, работает пилотная программа интегрирования духовно-нравственного образования с другими предметами.
Выбираю служение Родине
Школа-гимназия № 32 за эти годы дала путевку в жизнь тысячам молодых людей, которые сейчас достойно трудятся на благо нашей страны.
Одна из них, Асем Шамишева, выпускница 2002 года, сейчас работает в одной из зарубежных компаний в Алматы.
— Школьная жизнь все еще свежа в моей памяти, — вспоминает выпускница. — Учеба, занятия в кружках занимали почти весь день. Поэтому я даже не очень помню себя в те годы вне школы. С теплотой вспоминаю, с каким интересом и энтузиазмом мы проводили все школьные мероприятия. Ходили на кружок бального танца, возились на пришкольном участке, ухаживая за цветами, даже ткали ковры на уроках труда. Учителя у нас были как вторые мамы. Заботились о нас, как о собственных детях, в то же время передавая весь свой опыт, профессионализм и знания нам, подрастающему поколению. Мы все благодарны своим педагогам. Я лично хотела бы от всей души поблагодарить свою первую учительницу Несибели Изимбетову, которая стала для всех нас самым авторитетным, все на свете знающим человеком и пеклась о нас, как о своих детях. Когда мы заканчивали школу, Несибели апай каждому из нас вручила тетради за первый класс. Это было так трогательно, что она сохранила их специально для того, чтобы вручить нам в год выпуска как память о школьных годах. Не могу не вспомнить словами благодарности свою учительницу казахского языка и литературы Куляй Бекетову. Она очень усердно занималась с каждым учеником в классе, составляла всем индивидуальный план занятий. На летние каникулы она каждому из нас вручала длинный список литературы, который мы должны были обязательно прочесть, и потом тщательно проверяла наши знания.
В 2002 году Асем окончила школу и поступила в Казахстанско-Британский технический университет. По стечению обстоятельств открытие этого университета состоялось в год ее поступления, и Асем стала одной из первых выпускниц этого вуза, который сейчас является одним из серьезнейших и авторитетных высших учебных заведений страны. Здесь преподавали светила казахстанской науки, западные ученые. Первые два года преподавание велось на русском и казахском языках, затем спецпредметы преподавались на английском языке, поэтому Асель к концу учебы в совершенстве овладела этим языком.
Закончила она факультет разработки и эксплуатации нефтегазовых месторождений. В конце учебы получила несколько предложений от отечественных и зарубежных предприятий. Получившая в Казахстане настоящее европейское образование, владеющая иностранным языком, Асель приняла предложение французской международной нефтегазовой компании и уехала в Германию.
— Трудностей в плане общения с коллегами у меня не было, но я решила, что мне нужно обязательно знать язык страны пребывания и выучить немецкий, — рассказывает Асем.
Впоследствии была работа в той же компании, но уже в Нидерландах, Франции и Бельгии. Начинала она карьеру как рядовой полевой инженер и за сравнительно короткое время выросла до начальника бельгийского отделения компании. Через некоторое время, поняв, что набралась опыта, Асем вернулась на родину и сейчас работает в Казахстане в одной из зарубежных консалтинговых компаний.
— Я решила, что пришла пора отдавать свои знания и опыт Родине, — объясняет свой выбор Асем. — Компания хоть и зарубежная, но работаем мы на Казахстан. Если честно, я изначально планировала работать дома, мне надо было только набраться опыта, занять свое место в профессии, а лишь потом вернуться и сделать что-то конкретное для своей страны, которая дала мне знания, воспитала меня. И так думаю не одна я. За границей я встречала многих своих соотечественников и скажу без ложного пафоса: многие из них видят своей основной целью служение Родине, своей стране и людям.
Санат РАШ