Республиканский фестиваль детского творчества «Таланты XXI века» прошел в Актобе. Он проведен в рамках проекта «Раскроем таланты вместе» детским общественным фондом «ХХI ғасыр дарындары» при поддержке управления образования.
Трудно отыскать сферу творчества, в которой не преуспевает детвора. И именно с целью организации, упорядочения и конкретной нацеленности их творчества фондом «ХХI ғасыр дарындары» под девизом «Дети разные важны» и проведен этот фестиваль. Директор фонда Дина Ниязова считает, что десять конкурсных номинаций вполне оправданны в силу многогранности детской натуры:
— Безусловно, количество участников в разных номинациях разное. Например, изобразительное и декоративно-прикладное искусство собрало более 400 ребят, а фотография и фотографика – всего четыре. Из музыкальных самыми многочисленными были вокально-хоровое пение и инструментальный жанр – только пианистов было 145! Добавлю, что в рамках фестиваля прошли два нетворческих конкурса: кулинарный и по ментальной арифметике.
Член жюри (в номинации «инструментальный жанр»), отличник культуры РК Али Ермекбаев признался, что конкурсанты показали хороший исполнительский уровень, а некоторые даже превосходный:
— Радует факт стремления ребят играть на самых разнообразных музыкальных инструментах. Если прежде мы слушали только баянистов, пианистов и домбристов, то сегодня наблюдается интерес и к духовым инструментам, скрипке и так далее. Думаю, со временем в местных оркестрах дефицита в музыкантах не будет.
Одной из многочисленных номинаций нужно назвать «хореографию». Актюбинский хореограф, выпускник Северо-Кавказского института искусств Дамир Хамизов оценивал юных танцоров.
— Только коллективов было 33, плюс солисты – статистика радует. Были участники из Западно-Казахстанской области. Конечно, подготовка разная, но я считаю, в танце главное – чувство ритма, а этому научиться можно. Я родился в Кабардино-Балкарии, где у каждого народа до 7-8 разновидностей лезгинки, и, оценивая сегодня ее исполнение актюбинскими ребятами, замечу, что талантливых детей больше, чем посредственных. У меня есть задумка соединить в композиции лезгинку и «Қара жорға», и, думаю, с актюбинскими воспитанниками это получится.
Педагогу факультета прикладного искусства ГДШ Раузе Аманкуловой известны случаи, когда детское увлечение перерастало в профессию:
— Иван Осколков сегодня преподает на факультете дизайна Уфимского университета, а ведь начинал много лет назад в ГДШ, потом здесь же работал педагогом. Сейчас у нас обучаются более 100 ребят, мальчики тоже есть. Участие воспитанников в фестивалях – в плане работы факультета, иначе как расти ребятам?
Одним из важных пунктов фестивальной программы нужно назвать работу в нем четы Куралай и Мираса Бекжановых, которые не просто председательствовали в жюри, но и дали мастер-класс по вокалу. А на пресс-конференции вокалисты признались, что очень скоро в Актобе откроется студия, где они будут обучать ребят вокальному искусству. Директором студии назначили Дину Ниязову.
По задумке строгого отбора для участия в первом фестивале не было, поэтому уровень подготовки, как отметили члены жюри, был разным. И, несмотря на то, что дружба побеждает всегда, вот имена обладателей Гран-при во всех номинациях:
«домбра» — Даулет Жаншин (музыкальный колледж имени А. Жубанова, педагог Талап Хамзин); «саксофон» — Саламат Кужагулов (ДШИ имени Казангапа, педагог Куаныш Дуйсенбаев); «эстрадный вокал» — Анель Сулейменова (СШ № 60, педагог Дамели Мухамедиева); «академический вокал» — Рахман Сатиев (ДМШ № 1, педагог Манзура Сапарова); «хор» — детская студия музыкального колледжа имени
А. Жубанова (педагог Мейрамгуль Жаманкулова); «театр мод» — Айдана Мырзашева (Актюбинский колледж сервиса, руководители Асель Кубашева, Майра Калниязова); «театральный жанр» — многопрофильный колледж «Тарлан» (руководитель Акниет Жаксыгали); «хореография» — ансамбль танца «Сердце Кавказа» (педагог Дамир Хамизов); образцовый ансамбль танца «Еңлік» ГДШ (педагог Мирамгуль Абызова); мастерская хореографии «Dance DeLux» (музыкальный колледж имени А. Жубанова, педагог Каршыга Дандыгариев); «изобразительное искусство», «декоративно-прикладное искусство» — Алмуш Хаиров (Тамдинская СШ, педагог Ольга Гайдаржи); Шерзод Садаков (ЦДЮТ, педагог Нурберген Садаков); «художественное слово» — Валерия Луговская (СШ № 28, Актобе).
Татьяна ВИНОГРАДОВА
Фото Аслана МУСЕНОВА