Удивительно, но в тяжелое военное время, когда все ресурсы были направлены на Победу, не хватало мыла, хлеба, соли и спичек, люди думали и о духовной пище. В самый разгар Великой Отечественной войны в 1943 году в нашем городе открылась первая музыкальная школа. В июле 2013 года школа отмечает 70-летний юбилей.
А музыка звучит…
Из записи облархива узнаем: «В июле 1943 года в городе Актюбинске в недостроенном помещении дома культуры открылась детская музыкальная школа, у которой первоначально было 85 скрипок. К концу года в школе обучалось 52 человека при плане в 100 человек. Недобор объясняется тем, что школа работает в крайне тяжелых условиях. Долгое время здание не отапливалось, занятия срывались из-за различных совещаний, проводившихся в лекционном зале дома культуры.
Ведется подготовка к открытию новых классов баяна, народных инструментов, а также класса по теории музыки».
Что касается педагогических кадров, то поначалу их было немного, но зато какие!..
Первым директором школы была Ольга Носкова-Макарова, выпускница двух консерваторий: до революции она окончила русскую классическую, а после революции – советскую. Во второй она была ученицей Сергея Прокофьева. Вполне вероятно, что именно фигура Прокофьева как пианиста привела Ольгу Антоновну в консерваторию повторно.
Одним из педагогов по классу фортепиано был ее муж Михаил Носков-Макаров. Есть версия, что он был учеником Рахманинова. О Михаиле Михайловиче надо добавить, что с него «списан» Пепе, один из героев повести Бориса Ряховского «Отрочество архитектора Найденова», по которой в 1986 году Сергей Соловьев снял фильм «Чужая белая и рябой»: часть съемок проходила в нашем городе.
Одна из первых педагогов музыкальной школы № 1 Мария Ганзен тоже заслуживает отдельного внимания. Выпускница Лейпцигской консерватории, она вышла замуж за талантливого датского инженера-строителя. В России супруги Ганзен оказались по контракту еще до революции, а когда собрались назад домой, Ленин уговорил инженера заключить контракт с молодой страной, чтобы помочь ей построить в Сибири нужное количество мельниц. Далее все трагически просто: Ганзена после смерти вождя объявляют шпионом и он исчезает в недрах ГПУ, а Марию Антоновну отправляют в ссылку.
Вторым директором детской музыкальной школы был Яков Файнштейн, распределенный в Актобе по окончании Ростовского музыкального училища. Из его рук выпорхнуло немало талантливых выпускников. Одна из учениц Якова Михайловича Эльвира Дуюнова, выпускница Оренбургского музыкального училища (1962 г.), уже на пенсии, но в ее трудовой книжке только одна запись. Эльвира Петровна всю жизнь проработала в Актюбинской музыкальной школе № 1.
Всю свою биографию связала со школой и Нина Пидорич, закончившая Уральское музыкальное училище. Нина Ивановна, как и Эльвира Петровна, с благодарностью и трепетом вспоминает своего педагога, выпускницу Одесского училища Аину Краснову.
На вопрос, что более всего запомнилось во время учебы, Эльвира Дуюнова рассказала о концертах, которые в Актобе давали знаменитости:
— Приезд корифеев был традицией: маститые исполнители приезжали с целью продемонстрировать нам, учащимся, исполнительский уровень. Как правило, концерты проходили в клубе, а посещать их могли не только мы, наши педагоги и родители, но и все горожане. Из самых известных музыкантов советской поры, о которых сейчас можно прочесть в энциклопедиях, перед нами выступали скрипач Олег Крыса, пианистка Наталья Гаврилова, солист Большого театра баритон Александр Ворошило, баянист Фридрих Липс, аккордеонист Юрий Дранга…
Музыкальную школу № 1 всегда отличал тщательный подбор кадров.
— В первые годы, конечно, возможности отбора кадров не было: просто пригласили людей, имеющих музыкальное образование, — рассказывает нынешний директор Сауле Казина. — В силу времени и обстоятельств это были музыканты очень высокого уровня, почти академического. Потом уже их воспитанники, выучившись, возвращались в родную школу работать. Родоначальником традиции отбора был, безусловно, Анатолий Ставниченко, который директорствовал лет тридцать. Сначала он принимал нас с испытательным сроком, давал подготовительный класс и приглядывался. И я попала в коллектив по этой схеме. В марте зашла в школу спросить, нет ли надобности в преподавателе класса аккордеона. «Нужен нам такой педагог», — ответил Анатолий Иванович, а в сентябре уже зачислил меня в основной преподавательский состав.
К слову сказать, уроженка города Орска Сауле Джумабетовна Казина является ученицей одного из лучших российских педагогов-аккордеонистов Натальи Воробьевой. Орская же школа аккордеона на сегодня признана лучшей в России. В монографии Тамары Новоселовой «О становлении и развитии аккордеонной школы г. Орска» (Орск, 2011 г.) читаем: «Наиболее успешной среди выпускников Воробьевой является Сауле Кушкарбаева (девичья фамилия Казиной. – Прим. авт.), которая более 10 лет возглавляет ведущую школу города Актобе».
Такого академизма нет даже в Гнесинке
Какие же особенные показатели у одного из старейших казахстанских музыкальных учебных заведений?
Чего стоит один лишь перечень детских коллективов, действующих при школе: оркестр казахских народных инструментов; ансамбль кобызистов; фольклорный ансамбль; ансамбль скрипачей; ансамбль домбристов; ансамбль баянистов и аккордеонистов; ансамбль виолончелистов; хор младших классов и т.д. и т.п.
Буквально все коллективы имеют награды республиканских и международных конкурсов, и часто награды эти – высшие. Их так много, что и перечислить трудно. Но кое о каких достижениях хочется упомянуть.
Ни для кого не секрет, с каким восторгом Запад воспринимает казахскую оркестровую музыку. В 2012 году ребята ездили на международный детский конкурс в Италию. Домбристы, скрипачи, пианисты, вокалисты и исполнители терме привезли из Римини три первых места, три вторых и одно третье!
С 1966 года в Алматы ежегодно проводится республиканский конкурс юных музыкантов. И ежегодно воспитанники музыкальной школы № 1 возвращаются с него с призовыми местами. В 2012 году, когда состязались учащиеся класса народных инструментов, юные аккордеонисты завоевали гран-при, а нынешней весной старший смешанный хор «Достар», которым руководит недавняя выпускница Оренбургского института искусств имени Л. и М. Ростроповичей Айнур Кустаева, на вышеуказанном конкурсе занял первое место.
Читаем в ежедневной сводке-листовке конкурса: «Хочется отметить высокую культуру исполнения, выразительность и музыкальность хора «Достар» (г. Актобе, руководитель Кустаева А.А., концертмейстер Копыто И.А.)».
Когда в 2003 году восстанавливали класс виолончели, из музыкального училища имени Гнесиных приезжал профессор Чернявский: давал мастер-класс игры на виолончели. Ознакомившись с работой педагогов, послушав игру ребят, Игорь Андреевич отметил, что такого академизма не сохранилось даже в Гнесинке. Этот факт Сауле Казина прокомментировала с удовольствием:
— Возможно, у нас нет ярко выраженного исполнительского новаторства, но мы помним завет Анатолия Ставниченко: «Первый есть первый» и учим ребят, в игре ли, в пении, стремиться к совершенству. И когда узнаем, что наши ученики – в какой бы стране они ни жили – достигают профессиональных высот, понимаем, что завет работает!
А что касается тех ребят, которые в музыкальную школу ходят только потому, что так захотелось их родителям, приведу слова Нины Пидорич:
— Есть у меня один выпускник, он военный, старший офицер. Так вот его мама как-то призналась мне: «Музыкантом сын не стал, но когда заполняет резюме или какую-нибудь анкету, обязательно указывает, что окончил музыкальную школу по классу фортепиано».
Татьяна ВИНОГРАДОВА