Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

С браслетом в i-net

Безопасность населения не тождественна численности заключенных — об этом свидетельствует статистика.

В советское время, точнее, в середине восьмидесятых годов на сто тысяч казахстанцев приходилось 667 заключенных. В два с половиной раза больше, чем в настоящее время. В девяностых годах по индексу «тюремного населения» Казахстан в мире занимал третье место после США и Российской Федерации. За годы независимости рейтинг удалось улучшить — подняться с третьей позиции до тридцатой. Конечная цель — выбыть из списка пятидесяти стран-лидеров по тюремному индексу. Об этом сообщил заместитель генерального прокурора республики Жакып Асанов, выступая в Актобе на выездном заседании Комитета по Конституционному законодательству, судебной системе и правоохранительным органам Сената Парламента РК.

— Но с 2012 года возникла угроза резкого увеличения числа заключенных, что связано, как минимум, с двумя причинами. Первое, ужесточение спроса за учет и регистрацию преступлений. В итоге из тени вышли традиционно укрываемые кражи, грабежи, хулиганства, составляющие семьдесят процентов всей преступности. Если до 2011 года в среднем в год регистрировалось 130 тысяч преступлений, то в 2013 году — 360 тысяч, — привел конкретные цифры Жакып Асанов. Второй причиной стала, как ни странно, амнистия 2012 года.

В качестве превентивной меры Генеральная прокуратура совместно с Верховным Судом и МВД в прошлом году приступила к реализации проекта «10 мер по снижению «тюремного населения». Его главная задача — выявить причины высокой наполняемости тюрем и выработать комплекс мер по каждой из них. При этом предпринимаемые шаги не должны снизить уровень защищенности общества и граждан. Инициатива позволила за короткий срок улучшить тюремный индекс страны на четыре позиции — с 30 на 34, а рейтинг по числу заключенных на шесть позиций — с 32 на 38.

Число осужденных к лишению свободы прежде держалось на уровне 40-45 процентов. С прошлого года их доля снижена до 37 процентов. Суды стали чаще назначать альтернативные меры наказания в виде ограничения свободы, штрафов, исправительных работ. Во-вторых, привычным становится условно-до-срочное освобождение и замена наказания более мягким его видом. В этом году из колонии на УДО вышли 2 760 человек, это в пять раз больше, чем в прошлом году. В-третьих, на 8 процентов снизились аресты в ходе следствия, так как прокуроры применяют залоги.

— Обратите внимание на следующую цифру. Если в прошлом году залог применялся к пяти обвиняемым, то в этом году к двум тысячам, — акцентировал внимание аудитории заместитель генпрокурора.

Гораздо больше стало примирений обвиняемых с потерпевшими до суда. За шесть месяцев 2014 года за время следствия за примирением прекращена 21 тысяча уголовных дел, это в четыре раза больше, чем в 2012 году. Такая корректировка прокурорско-следственной практики значительно разгрузила суды, предоставив им больше времени для наиболее сложных дел. Указанные меры имеют и экономический эффект. В результате сокращения заключенных на 13 тысяч за три года бюджет сэкономил почти 8 миллиардов тенге. Государство на пенитенциарную систему только в этом году предусмотрело 54 миллиарда тенге.

Сегодня на сто тысяч населения приходится 290 заключенных, но и этот индекс тоже высок. Выше в два раза, чем в европейских странах, и самый худший среди стран Центральной Азии. Дальнейшее снижение «тюремного населения» связывается с новым Уголовным кодексом, основные идеи концепции «10 мер…» заложены именно в нем, и они коснутся каждого третьего, кто сегодня отбывает заключение.

Жакып Асанов в своем докладе озвучил еще один действенный инструмент уменьшения «тюремного населения» — это электронные средства слежения. Новый Уголовный кодекс в три раза увеличивает число лиц, которым суды могут установить электронный контроль. Если на сегодня он применим в отношении 26 тысяч человек, то с 2015 года эта цифра вырастет в три раза. В США электронный мониторинг ежедневно используют в отношении ста тысяч осужденных, в Швеции вместе с браслетом к компьютеру подключается телефон осужденного. Во Франции лиц, к которым применяются электронные браслеты, в три раза больше, чем заключенных.

Заместитель генерального прокурора Жакып Асанов затронул и тему модернизации правоохранительной системы страны. Ее реализация запланирована в два этапа: с 2014 по 2017 и с 2018 по 2020 годы. Программа нацелена на повышение качества правоохранительной деятельности до уровня мировых стандартов, в связи с чем вводится новый критерий ее оценки — уровень доверия населения. В развитых странах, таких как Германия, Польша, Япония, Сингапур, он приближен к восьмидесяти процентам.

— Сейчас мы разрабатываем различные модели опроса и анкетирования граждан, в том числе в электронном формате. Не зря говорится, с плохими законами, но с хорошими кадрами можно построить прекрасную страну, но если плохи чиновники, не спасут и лучшие законы. От эффективности каждого сотрудника зависит результат функционирования всей системы, — подчеркнул докладчик.

— При разработке концепции кадровой политики мы задавались вопросом, каким должен быть в идеале сотрудник правоохранительных органов? Вся его работа будет описана в виде алгоритма действий. К примеру, в Алматы мы спросили у участковых инспекторов, что они должны делать конкретно, если совершено бытовое насилие? И каким будет их содержание разговора с агрессором и жертвой? К сожалению, четкого ответа мы не услышали. Между тем должны быть пошагово расписаны их действия, в том числе шаблоны бесед с участниками конфликтов. Таким образом, предусматривается стандартизация всех работ с указанием порядка и содержания действий на отдельных участках работы, — продолжил он.

Напомнив о том, что недавно были приняты обновленные Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный и Кодекс об административно-правовых нарушениях, Серик Акылбай дал слово и председателю областного суда Ерлану Айтжанову, чтобы услышать мнение об их применении на практике.

— По новому кодексу мы только начнем работу, — был дан ответ. Но поделиться было чем. К примеру, в актюбинских судах при рассмотрении уголовных дел широко применяется медиация, но практика показывает ее эффективность и в досудебной стадии. Часто в ходе главного судебного заседания становится ясно, что стороны уже пришли к примирению. Ерлан Айтжанов отметил и уместность к возвращению оплаты госпошлины исковых требований.

— Доступность для всех обернулась тем, что, особенно по гражданским делам в судах, сталкиваемся с тем, что люди просто так подают свои заявления. Затем не приходят на заседания, — поделился он.

В этом году Актюбинским областным судом, сообщил Айтжанов, разработан комплекс мероприятий, направленных на обеспечение оперативности рассмотрения судебных дел, прозрачности деятельности судов для населения. С этой целью широко применяются информационные технологии.

Участники заседания пришли к выводу, что правоохранительные органы и суды должны организовать работу таким образом, чтобы накануне вступления в силу новых кодексов иметь четкую определенность относительно принятых организационных, технических, кадровых и правовых мер. Предложения, выработанные участниками заседания, будут рассмотрены на рабочих группах при внесении в Парламент соответствующих законопроектов.

Жанат СИСЕКЕНОВА

Колонка "Взгляд"