Как дорого обходилась недвижимость жителям Ак-Тюбе, почему засохли сады первых поселенцев и когда в городе появилось такси…
Уже в мае городу на Белом холме исполняется 145 лет. Современный Актюбинск построен на месте военной крепости Ак-Тюбе, которая начала возводиться в 1869 году. Начиная с 1878 года, сюда на плодородные земли потянулись первые группы переселенцев.
Одной из первых, кто осел на актюбинской земле, стала семья Ивана Мощенского. Его сын, Василий Мощенский (на фото), позже станет городским старостой и сыграет одну из главных ролей в становлении молодого града. За два года население в укреплении Ак-Тюбе заметно разрастается: насчитывается 28 семей, или 409 человек. А к началу 1890 года здесь проживает уже
2 340 человек. К тому времени в крепости строят не только саманные жилища, появились также дома из дерева и кирпича. Насчитывалось 276 землянок, 53 деревянных и 7 кирпичных домов. Первые частные дома построены в Татарской слободке. До этого население жило в землянках. С приездом новых поселенцев образовывается еще один район — Оторвановка.
Активно застраивались улицы Старожительская (ныне Шернияза) и Оренбургская (Айтеке би) — самые первые две улицы в Ак-Тюбе. Затем по мере заселения появились также улицы Гарнизонная, Крепостная, Новочеркасская, Кубанская, Донская. В конце 1893 года в Ак-Тюбе ввели налог на недвижимость в размере 1 процента от общей оценки имущества и налог на землю — по 1 копейке с квадратного саженя (1 сажень — 2,13 метра). Заработная плата у мужчин выходила по 50 копеек, у женщин — до 30 копеек в день.
В Ак-Тюбе долгое время не было полицейских. Первый и единственный страж порядка появился в укреплении в 1886 году. В его обязанности входило также выделять поселенцам пахотную землю и собирать налоги с населения. Все обмундирование он покупал себе за свой счет.
В 1891 году военное укрепление было официально признано городом и стало называться Актюбинском.
Знаменательным событием ознаменовался для горожан 1901 год. Началось строительство железной дороги Оренбург-Ташкент, которая проходила через Актюбинск. Рабочие орудовали лопатой и киркой. За 4 года они проложили путь длиной 1 736 верст. Первый пассажирский состав из шести вагонов прибыл в Актюбинск в январе 1904 года. Билет первого класса направлением Оренбург-Актюбинск стоил 2 рубля 80 копеек.
Когда дорогу ввели в эксплуатацию, вдоль нее началось строительство домов для железнодорожников. Они жили по московскому времени, что впоследствии стало поводом называть это место Москвой. У железнодорожников были своя больница и школы № 42, 43, 45 (нумерация школ начиналась в Оренбурге).
Весной 1903 года во время строительства железной дороги была введена в эксплуатацию водонапорная башня. Башня предназначалась для заправки паровозов водой на железнодорожном разъезде. Однако зимой она вышла из строя, из-за чего было задержано открытие самого вокзала. Несмотря на гражданскую войну, башня осталась целой. Это кирпичное строение высотой в три этажа можно и сегодня лицезреть в старой части города по улице Герцена.
Осенью 1908 года глава города Василий Мощенский предпринял первую
попытку создать в Актюбинске сады-огороды, выбрав место «под кручей» (Зеленстрой). В феврале 1911 года городской Совет вынес решение о выделении и продаже земельных участков под сады-огороды. По сути, был создан первый садово-огороднический кооператив. Из Уральска доставили 100 саженцев яблони. Мощенский открыл частный питомник, где выращивал более 200 саженцев фруктово-ягодных культур. Однако в 1917 году питомник был разграблен.
Спустя год после открытия железнодорожного вокзала, в 1906 году, в городе приступили к благоустройству улиц. Дороги шоссировали галькой и бетоном. Кроме того, на улицах города появились простые фонари с восковыми свечами. Всего было установлено 10 штук. Потом их заменили на керосиновые.
15 декабря 1914 года в Актюбинске установили первые два почтовых ящика у городского управления и у гостиного двора. Корреспонденции вынимались строго в 6 часов вечера.
Впервые городская пожарная команда заступила на дежурство 17 апреля
1918 года. В то время в Актюбинске пожарные спешили на вызов на обозах, запряженных лошадьми. Тогда в хозяйстве у пионеров пожарной службы было только 6 обозов и 20 бочек с водой. Управляли всем этим 8 человек.
В1938 году по улицам Актюбинска пускают первые городские автобусы, которые начинают курсировать по трем маршрутам. И только спустя 20 лет появляются первые такси марки «Волга». Перед самой войной в городе идет строительство жилых домов, открываются фабрики, заводы, к услугам населения работают ателье, мебельные мастерские, геологи открывают все новые месторождения полезных ископаемых. В 1941 году в Актюбинске работают кирпичный, авторемонтный, лакокрасочный заводы и завод ферросплавов, который со временем станет крупнейшим заводом по выпуску феррохрома в СССР и Европе.
Подготовила Айжан ШАУКУЛОВА
По материалам двухтомника
Ф. ТАРАСЕНКО и Ю. ТАРАСЕНКО «Город. Годы. Люди. Жизнь»