Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

С культурой – по жизни

кази_reswm

Кази Жасекенов родился в Аральске, бывшем портовом городе, затерявшемся сегодня среди бескрайней казахской степи.
С детства предметом его интересов была музыка. И сегодня Кази Кудайбергенович известен актюбинцам как основатель и руководитель ВИА «Актобе»

Корни
— До 1934 года Аральск относился к Актюбинской области, — рассказывает  Кази Кудайбергенович. — Мой дед Жасекен Кусбек родился в рыбацкой артели, много лет заведовал вагоном-клубом на линии Шалкар-Аральск-Казалинск, было такое подразделение на железной дороге. А соседним вагоном этого поезда, вагоном-лавкой, заведовал Карим Нурпеисов, отец писателя Абдижамиля Нурпеисова. Вагон-клуб занимался в основном агитационной работой – это было весьма важно в годы становления советской власти. Но особенно этот поезд народ ждал из-за вагона-лавки!
Вот так и сложилась дружба Жасекеновых с Нурпеисовыми: деды вместе работали, потом воевали в Великую Отечественную, отцы дружили, а Кази с детства и по сей день дружен с племянником Абдижамиля и внуком Карима Сериком Бекмурзиным:
— Как говорят в таких случаях казахи, с Сериком мы выросли в одном бесыке.

Начинал с ВИА
— В отроческом возрасте я влюбился в гитару, да так, что создал вокально-инструментальный ансамбль. Это было при ДК «Маяк» «Аралрыбпорта». Согласно плану на всех рыбных плавбазах реализовывалась культпрограмма, в том числе и посредством нашего ВИА. На плавбазах в светлое время суток перерабатывался улов, а вечером устраивалась  танцплощадка, — вспоминает интересные подробности из юности Кази Жасекенов.
А отец нашего героя, Кудайберген Жасекенов, заведовал в то время Аральским райотделом культуры.
— В конце 50-х отец основал первый оркестр народных инструментов имени Казангапа, помогал ему в этом сам Нургиса Тлендиев. Оркестр даже гастролировал по ГДР, после чего ему дали звание народного, — еще одно его воспоминание из детства. — Параллельно с оркестром отец основал народный театр, а потом, выйдя на пенсию, открыл в Аральске районный историко-краеведческий музей. А мы все думали: «Что за хлам он складывает в сарае двадцать лет?»
Видимо, у Кази Жасекенова такой же упертый характер, как у отца и деда. В пионеры его не приняли: нашли за что. Но мальчишка так умел дудеть в горн, что никому другому это дело не доверяли:
— Наденут на время сбора галстук, а после, отбирая, с ехидцей напоминают, что я его не достоин. Да я на галстук соглашался только ради горна! Мой друг Серик Бекмурзин тоже не был пионером и тоже надевал галстук, чтобы вместе со мной побарабанить.
Тяга Кази к музыке стала основополагающей в его жизни. Первый ВИА Аральска был настолько популярен, что даже комсомольцы были бессильны справиться с парнями:
— Однажды они попросили после районной конференции поиграть на развлекательном вечере – это на фоне нашей вечной вражды. Я отказал из принципа: «Бесплатно играть не будем!». Мы и на самом деле, играя в клубах, школах, на свадьбах, зарабатывали на инструменты и оборудование…
Поначалу играли на самодельных гитарах, в том числе электрических. Но усилитель от киноаппаратуры был настоящий! Его (величиной со шкаф) по городу чаще всего в тачке таскали.
Своим учителем по классу гитары Кази Жасекенов называет Федора Горбачева.
— Федор, будучи многоплановым музыкантом, играл на гитаре в первом составе государственного ансамбля песни и танца «Гульдер» при Казахконцерте. В родной Аральск вернулся из-за болезни матери. Он обучал нас тонкостям владения гитарой и созвучию в ансамбле, и собеседник, взяв инструмент в руки, виртуозно извлек из него звук… И тут же для сравнения сыграл аккорды, которые освоил самостоятельно, до университетов Федора. —
Да, Горбачев – редкий гитарист! Похоронив мать, он поехал в Москву, и Олег Лундстрем взял Федора в свой оркестр, лишь раз прослушав игру…

На своем месте
Окончив в 1978 году факультет культпросветработы Чимкентского педагогического института культуры имени Аль-Фараби, Кази с женой Салимой был распределен в Актобе. Первые шаги на профессиональном поприще наш герой делал в дорпрофсоже Западно-Казахстанской железной дороги инструктором по культурно-массовой работе. Потом пять лет заведовал городским отделом культуры.
— Как-то трестом столовых и ресторанов проводился конкурс ресторанных ансамблей, — вспоминает собеседник. – Не могу не сказать, что после смотра качество этих специфических ансамблей значительно улучшилось, коллективы стали сильнее, но так сложилось, что самых лучших музыкантов я объединил в группу «Свет».
Вряд ли жители областного центра, те, кто постарше, забыли эту группу.
Потом Кази Кудайбергенович работал в обкоме партии, затем – начальником областного управления культуры. Именно в этот период при его активном содействии создаются такие ныне известные коллективы, как казахский камерный хор, оркестр под управлением Владимира Фоменко, ансамбль «Домбыра дастан», впоследствии преобразованный в оркестр имени А. Жубанова, ансамбль «Танцы Востока» (ныне «Акку»). А еще были музей Айтеке би в Карабутаке и казахская труппа при театре имени Т. Ахтанова. Кроме того, в Алгинском районе на могиле Абубакира Кердери была установлена стела и проведено много мероприятий памяти казахских батыров, уроженцев нашей области…
— Но самое дорогое для меня – айтыс акынов, который я проводил с 1989 года, — вспоминает герой. — К сожалению, со временем они проводиться перестали, но я помню наш полный стадион, куда со всего Казахстана съезжались не только участники, но и поклонники этого вида казахского песенного искусства. Актобе даже называли столицей айтыса акынов. Конечно, локально соревнования проводятся то тут, то там, но любой вид народного творчества требует обязательной поддержки со стороны государства.

Взгляд на культуру
Культура, по мнению Кази Жасекенова, будучи планово убыточной сферой, должна находиться под патронатом государства и ни в коем случае не в частных руках:
— Почему советскую власть приняли? Потому что она сразу смекнула, что за агитпроп должны отвечать исключительно работники культуры. Это ведь эмоциональная сфера! И необходимы требования к качеству и  содержанию. В 90-е началась приватизация и тотальная оптимизация сферы культуры. Что это нам дало? Проданные когда-то в частные руки детские сады сегодня вылились в бюджетные расходы на строительство новых; в зданиях бывших объектов культуры сейчас расположены торговые дома, кафе и рестораны… А что они дают государству? Рост алкоголизма. Конечно, доходы театра нельзя сравнивать с доходами ресторанов, но стоит задуматься о нравственном содержании жизни.
Кази Кудайбергенович убежден, что входить в тридцатку самых развитых стран надо прежде всего с культурной наполненностью:
— Детское дополнительное образование должно стать бесплатным. Это ж получается, родился талантливый ребенок и родитель платит, чтобы его талант потом служил людям. Просто нелогично. Тем более, что не всякой семье по силам оплачивать музыкальное образование. Не соблюдаются у нас и госстандарты: один Дом культуры в сельской местности должен приходиться на десять тысяч человек, в городе – один на сто тысяч. А в Кандыагаше с населением в тридцать тысяч человек один ДК с непростительно маленьким залом; в Хромтау ДК только ведомственный, заводской, другого нет; даже в областном центре нет ни одного городского Дома культуры! Его я предложил бы разместить в Жастар сарайы, использовать здание на полную мощь,  ни в коем случае не отдавать в частные руки.
Татьяна ВИНОГРАДОВА

Колонка "Взгляд"